kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по живописи «Натюрморт на сближенные цветовые отношения. Цветовой этюд. »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Натюрморт на сближенные цветовые отношения. Цветовой этюд.»

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель: «Научить разбирать сближенные отношения; нахождение контраста и отличий (нюансов) цвета при выполнений этюда.»

Задачи:

 образовательныеучить:

- решение цветовых и тональных отношений;

-лепка формы цветом;

- выявление пространства.

- последовательно вести работу;

-углублять знания в области цветоведения;

развивающие: развить:

 - зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности;

- наблюдательность, умение сравнивать; 

-приемы работы гуашью;

- умение выбирать подходящую цветовую гамму, создавать настроение в натюрморте с помощь цвета;

- способность видеть градации светотеневого тона в живописи.

в) воспитывающие:

воспитывать:

-  эстетическую восприимчивость;

- художественный вкус при выполнении натюрморта;

-  интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”;
-  культуру труда

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по живописи «Натюрморт на сближенные цветовые отношения. Цветовой этюд. »»

МАУДО города Ялуторовска

«Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова »

Богомазова Анна Геннадьевна,


Тема: «Натюрморт на сближенные цветовые отношения. Цветовой этюд.»

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель: «Научить разбирать сближенные отношения; нахождение контраста и отличий (нюансов) цвета при выполнений этюда.»

Задачи:

 образовательныеучить:

- решение цветовых и тональных отношений;

-лепка формы цветом;

- выявление пространства.

- последовательно вести работу;

-углублять знания в области цветоведения;

развивающие: развить:

- зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности;

- наблюдательность, умение сравнивать; 

-приемы работы гуашью;

- умение выбирать подходящую цветовую гамму, создавать настроение в натюрморте с помощь цвета;

- способность видеть градации светотеневого тона в живописи.

в) воспитывающие:

воспитывать:

- эстетическую восприимчивость;

- художественный вкус при выполнении натюрморта;

- интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”;
- культуру труда


Оборудование:

Для учителя:

Мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, материалы и инструменты для пед. показа, натюрморт из предметов быта.

Для обучающихся: ватман А4, карандаш простой, ластик ,гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.

План урока:

Организационный момент………….2 мин.

Актуализация знаний ………………1 мин.

Открытие нового знания. …….…….10мин.

Практическая работа …………..……20 мин.

Рефлексия……………………………...5 мин.

Завершение урока….……….…………2 мин.

Итого: 40 мин.

Вид урока: Беседа, практикум.

I. Орг. момент. Здравствуйте. Сегодня урок живописи. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас есть для урока? (слайд 3) Нам понадобится лист бумаги формата А4, карандаш простой тм, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, ластик.

Повторение пройденного материала.

Давайте вспомним, что такое натюрморт? (слайд4)

    Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.  В переводе с французского, означает “мертвая натура”, т.е .– это постановка из неживых предметов быта, домашнего обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже
XVI - XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Часто созданию живописного произведения, предшествует подготовительный этап –этюд.

(слайд 5) Этю́д (фр. étude — «изучение») — произведение в изобразительном искусстве, выполненное, обычно, с натуры с целью её изучения. Этюды подразделяются на два вида - долгосрочные и краткосрочные.

Посмотрите на экран. Чем отличаются два изображения? (1картина написана широкими мазками ,обобщенно, менее проработана чем 2.в этюдной манере. Вторая более тщательно прорисована, детализирована, фактура проработана. )

Итак цель сегодняшнего урока: выполнение цветового этюда гуашью ,в котором мы научимся разбирать сближенные отношения; находить контрасты и отличия (нюансы) цвета.

II. Актуализация знаний.

Поговорим с вами о цвете в натюрморте. (слайд 6)

- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в натюрморте? Давайте обратимся к цветовому кругу и определим на нём цветовую гармонию, которая характеризует цветовое решение нашего натюрморта. Кто из ребят мне в этом поможет? (холодные ).

Как бы вы назвали группу цветов в которых составлен натюрморт? Сближенные (или родственные) цвета – те которые располагаются рядом (например: желтый , желто-зеленый и зеленый ) Сближенные цветовые отношения - это мягкая, спокойная комбинация двух-четырех соседних цветов в цветовом круге. Совершенно верно.

Так же стоит отметить ,что характеристики цвета в натюрморте могут меняться, по светлоте - светлее, темнее; по насыщенности - цвет может быть более или менее ярким, интенсивным; по контрасту - тональному и цветовому.

Теперь поговорим о том, какую роль в натюрморте играет свет?(слайд7) (свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми, с другой – тёмными. Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов.) Еще, стоит помнить о том, что:

1.Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся теплые оттенки.

2. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.

3. Освещенный теплым светом предмет, имеющий теплый локальный цвет, на свету становится еще ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону.

III. Открытие нового знания

1. Этапы выполнения цветового этюда натюрморта:

На предыдущих уроках мы выполнили построение этюда натюрморта карандашом на формате А4 .

Какие нюансы мы учитывали при построений предметов в натюрморте? (Размер предметов в натюрморте и правильную композицию) .

Скажите, с какими трудностями вам пришлось столкнуться при построении натюрморта из группы предметов?

-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы на листе.

-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново.

-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.

Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому, что возможно вы рисуете каждый предмет в отдельности.

Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.

Сегодня на уроке мы будем выполнять этюд ,его цветовое решение. Вами уже выполнен первый этап— поиск композиции в формате листа и графическое построение.

Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующие этапы работы над этюдом :

Работая над этюдом, помните закон «от общего к частному и от частного к общему».

2. Выявление цвето-тональных отношений.(слайд9) В подмалевке (первой прописке) намечаются тонально-цветовые отношения крупных предметов, создается колористическое решение этюда. В цветовом решении ,сразу передаются различия по тону, цвету, тепло-холодности. Намечается широкий свет, полутон, тень, рефлекс на каждом предмете в соответствии с характером формы, освещением и удалением предметов.

3. Работа с фоном и моделирование формы цветом. (слайд 10) Прописка фона, драпировок выполняется широкими мазками с мягкими переходами одного цвета и тона в другой. Найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки кладутся энергично. Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. В тени все прописывается обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета. Предмет как бы отступает вглубь. Нельзя предметы писать обособленно Каждый цвет важен не сам по себе, а только в связи с другими, в том числе и с фоном.





4. Проработка теней, полутеней.

Накладывая полутона, усиливать тон в теневых участках: собственные и падающее тени, а также их границы с учетом окраски предметов. Таким образом, постепенно усиливая тона, переходить к детальной проработке форм. Моделируя форму предметов, начиная от самого светлого до самого темного. Самым светлым местом на предмете будет блик и его окружение, а самым темным — собственная и падающая тень.

5.Завершение.(слайд5)

Выявление главного и второстепенного в цветовом строе; подчинение всех частей изображения целому. Установление целостности изображения. Обобщение второстепенных деталей, и предметов, второго плана. Конкретизация предметов первого плана. «Вырывающиеся» вперед или «проваливающиеся» в глубину цветовые пятна, перекрывают недостающим по силе цветом. Усиление или ослабление общего цветового тона в живописи требует осторожности в прокладке завершающих красочных слоев.

Продолжим урок.

IV. Самостоятельная практическая работа.

Итак: после окончания построения этюда натюрморта карандашом , какой следующий этап работы над постановкой?

Приготовьте своё воображение и вдохновение для выполнения творческой работы.

Ход работы.

1. Поиск композиции в формате листа и графическое построение.

В предварительном рисунке главное внимание уделяется композиции этюда, выявляются пропорции, характер предметов. Увидеть интересный композиционный мотив может помочь «рамка-видоискатель». ( изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов.) Передний план четко строит в пластичном отношении, впоследствии – лепить форму цветом. Работая над этюдом, необходимо помнить закон «от общего к частному и от частного к общему».

2. Выявление цвето-тональных отношений. В подмалевке (первой прописке) намечаются тонально-цветовые отношения крупных предметов, создается колористическое решение этюда. В цветовом решении ,сразу передаются различия по тону, цвету, тепло-холодности. Намечается широкий свет, полутон, тень, рефлекс на каждом предмете в соответствии с характером формы, освещением и удалением предметов.

Физкульт. минутка

3. Работа с фоном и моделирование формы цветом. Прописка фона, драпировок выполняется широкими мазками с мягкими переходами одного цвета и тона в другой. Найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки кладутся энергично. Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. В тени все прописывается обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета. Предмет как бы отступает вглубь. Нельзя предметы писать обособленно Каждый цвет важен не сам по себе, а только в связи с другими, в том числе и с фоном.

4. Проработка теней, полутеней.

Накладывая полутона, усиливать тон в теневых участках: собственные и падающее тени, а также их границы с учетом окраски предметов. Таким образом, постепенно усиливая тона, переходить к детальной проработке форм. Моделируя форму предметов, начиная от самого светлого до самого темного. Самым светлым местом на предмете будет блик и его окружение, а самым темным — собственная и падающая тень.

5.Завершение.

Выявление главного и второстепенного в цветовом строе; подчинение всех частей изображения целому. Установление целостности изображения. Обобщение второстепенных деталей, и предметов, второго плана. Конкретизация предметов первого плана. «Вырывающиеся» вперед или «проваливающиеся» в глубину цветовые пятна, перекрывают недостающим по силе цветом. Усиление или ослабление общего цветового тона в живописи требует осторожности в прокладке завершающих красочных слоев.

V. Рефлексия.

Ребята, практическая работа подходит к концу.

Предлагаю вам развесить на доске получившиеся этюды. Наша мини выставка- просмотр ,поможет определить ошибки и недочеты, выявить наиболее удачные работы.

Справились ли мы с вами с поставленной задачей?( разобрать сближенные отношения; найти контрасты и отличия (нюансы) цвета.)

Какой этап создания натюрморта на сближенные цветовые отношения вы сегодня на уроке выполнили? Легко ли было вам на уроке? Все ли удалось?

Получилось ли передать ощущение холодного света в натюрморте?

Кому надо доработать?

Какие трудности возникли при работе?

Закрепились ли знания и умения пройденного материала?

Что нужно делать, чтобы изменить свои результаты?

На следующем уроке мы продолжим начатую работу, и работу над поставленными задачами.

Выставление оценок: Поставьте себе оценку за сегодняшнюю работу.

- Старалась, у меня всё получилось- зеленый круг.

- Старалась, но были ошибки-желтый круг.

-У меня не получилось, но я буду дорабатывать-красный круг.

5 Домашнее задание.

- Уточнить и обобщить не законченные фрагменты этюда.

-Выполнить дома, самостоятельно, краткосрочный этюд бытовых предметов ,по выбору.

Всем спасибо!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богомазова Анна Геннадьевна

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства