Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по специальности «Живопись» с учениками 4 класса Тема: «Этюд фруктов».»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по специальности «Живопись»
с учениками 4 класса
Тема: «Этюд фруктов».
Преподаватель
Художественного отделения
Брюханова Е.А.
г. Бакал
05.05.2025г.
Методическая разработка учебного занятия
Преподаватель: Брюханова Екатерина Алексеевна
Дата проведения: «05» мая 2025 года
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Образовательная программа, предмет: ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», «Живопись»
Класс: 4
Кол-во учеников: 10 учеников.
Тема занятия: «Этюд фруктов».
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока: комбинированный
Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана для подготовки ребенка к дальнейшему обучению в ДШИ с учетом программы 4 класса. Данный тип урока выбран для того, чтобы освоить в полной мере учебный материал в течение одного академического часа. Именно структура комбинированного типа урока включает в себя проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, систематизацию и объяснение домашнего задания.
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель занятия: Понять особенности передачи объема при боковом освещении.
Задачи занятия:
Обучающая:
Научиться передавать боковое освещение и объем предметов, лежащих на плоскости.
Определить изменение локального цвета предмета на свету и в тени (расклад локального цвета на составляющие); передать верные тональные и цветовые отношения.
Развитие технических навыков работы акварелью.
Развивающая:
4. Развить творческое воображение, мыслительные способности
Воспитательная:
5.Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”, воспитывать культуру труда.
Междисциплинарные связи: Рисунок.
Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами «Основы изобразительного живописи и рисунка».
Учебное оборудование (оснащение) занятия: Оборудование:
1. схема получения тени:
2. этюд яблока при различном освещении;
3. последовательность выполнения этюда яблока в технике лессировки;
Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. М.:1977г.
Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.:1986г.
Михеньшина М. Уроки живописи. Минск:1999г.
Никомеди Г. Техника живописи. М.:2002г.
Опережающие задания учащимся:
навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный (1 мин.)
2 этап. Освоение нового материала (33 мин.)
-этап проверки понимания нового материала (8 мин.)
-этап закрепления пройденного материала (25 мин.)
3 этап. Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока.
1 этап. Организационный
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока
2 этап. Освоение нового материала
Сегодня мы будем рисовать фрукты, лежащие на столе. Но прежде, чем выполнить задание, мы познакомимся с правилами изображения фруктов при боковом освещении.
Каждый предмет имеет свой собственный цвет, который называется локальным цветом (локальный цвет - это собственный цвет предмета. Например, яблоко – зеленое, красное; апельсин – оранжевый, лимон – желтый и т.д., т. е. тот цвет, с которым ассоциируется этот предмет).
Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.
На восприятие цвета влияет много факторов: воздушная перспектива, освещение, другие предметы и их окраска.
- Что значит воздушная перспектива?
- Воздух, хоть он и кажется нам прозрачным, представляет собой газообразную материальную среду, в котором содержатся пыль, пары влаги, копоть и т.д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В результате расстояние до предмета и состояние атмосферы значительно влияют на локальную (собственную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные – светлеют. Также на расстоянии размываются очертания предметов и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый характер. На большом расстоянии становится невидим объем, рельеф, детали, материал предмета. Вдали предметы смотрятся обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна.
-А как влияет освещение на предмет?
- В условиях помещения по мере удаления от источника света (лампы или освещенного окна) освещенность предметов слабеет. В связи с этим изменяются и основные характеристики цвета – насыщенность и светлота цвета предмета.
В сильно затемненной комнате цвет предмета может выглядеть темным, серым без определенного цветового выражения один и тот же натюрморт при ярком освещении будет иметь светлое общее тонально-цветовое решение и насыщенные, интенсивные цвета. При слабом освещении общее тонально-цветовое решение будет темнее, цвет менее интенсивен, т.е. менее насыщен.
- Таким образом, между видимыми и локальным (собственным) цветом предметов в природе существует большая разница. Все это необходимо учитывать в живописном изображении с натуры и в творческих композициях.
Свет, освещение во многом влияют на восприятие цвета, и создают определенное настроение в картине.
Передавая освещение, художник показывает одновременно и объемность предметов. Светотень является основным средством изображения объемной формы, фактуры предмета, положения его в пространстве. Свет помогает передать и окружающую среду.
Освещение может быть различным по происхождению (естественным – природное (солнце, луна) и искусственным – созданным человеком (лампа, прожектор).
Свет от искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само.
Рассмотрим яблоко при боковом освещении. При боковом освещении источник света освещает объект слева (справа). Тень падает соответственно в правую (левую) сторону.
При боковом освещении хорошо выявляется форма, объем предмета.
Вы уже знаете, как распределяется светотень на предметах. Самое светлое место называется свет. Свет падает под прямым углом лучи. Там, где лучи света скользят по поверхности предмета, образуется полутень.
Тень (собственная и падающая) – место, куда свет не проникает.
Рефлекс – отражение света на предмете; отсвет в тенях от освещенных плоскостей, находящихся рядом.
Блик - на блестящих поверхностях отражается источник света и образует самое яркое место.
Изменяется и собственный цвет предмета на свету и в тени.
На свету цвет предмета становится теплее, в тени – холоднее.
- Что значит теплее? Что значит холоднее?
- Рассмотрите внимательно все оттенки цветового круга. Понятно, что между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов.
Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.
Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.
Т.е. теплее – ближе к теплой части светового круга, холоднее – ближе к холодной части и к холодным цветам.
- Вообще как получить цвет света?
- (ученик) Собственный цвет более светлый по тону; нужно добавить в него теплый, желтый или оранжевый цвет.
- А цвет тени?
- (ученик) Собственный цвет более темный по тону; нужно добавить в него противоположный желтому, холодный цвет – синий или фиолетовый цвет.
- В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.
Изображая действительность красками, необходимо также учитывать влияние цветов друг на друга.
Нужно помнить, что возникают цветовые рефлексы, т.е. цвет более ярких предметов влияет на сам предмет, отражается в нем. На локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.
Задание такое: выполнить этюд фруктов с натуры.
Решить следующие задачи:
1. Увидеть и передать правильную форму и размер каждого фрукта. Определить, что находится ближе, а что дальше от глаз рисующего.
2. Определить локальный цвет каждого фрукта. Передать верные цветовые отношения. Передать объем предмета, так как мы видим его при боковом освещении.
3. Технически правильно исполнить этюд (т.е. соблюдать последовательность при работе акварелью).
- Вопросы есть? (ответы на вопросы). Начинаем рисовать.
3 этап. Практическая часть Практическая часть нашего урока будет состоять из трех частей.
1 часть.
Мы должны сегодня, ребята, этюд фруктов. Слово etude (франц.- изучение) подразумевает подготовительную работу над деталями будущей картины. Этюд - произведение живописи, от начала до конца написанное с натуры. Работая над ним, художник ставит себе задачу живо, правдиво воплотить увиденное в живописном произведении. Вы уже писали овощи (показываю образцы работ учащихся).
Вопрос: Как должна наноситься краска?
Ответ: путем вливания мазка в мазок, слева на право, сверху вниз.
Вопрос: Какие должны быть мазки?
Ответ. Прозрачные.
Показываю на бумаге первый этап работы. После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором передаются пропорции, форма, детали предметов. Рисунок выполняется тонкими линиями.
Вопрос: Почему тонкими линиями?
Ответ: Чтобы они не просвечивали сквозь краску.
Обучающиеся делают рисунок. В течение урока проводятся индивидуальные методы работы. В конце урока подводится итог работы.
2 часть
Сейчас, ребята, будем делать первую прописку цветом.
Вопрос: Что светлее яблоко или груша?
Ответ: Яблоко.
Вопрос: Что светлее яблоко или фон?
Ответ: Фон.
Демонстрация на бумаге второго этапа работы. Сначала лепится форма фруктов, прокладываются полутона, тени, рефлексы (кроме бликов), и в заключении пишется фон. Обучающиеся записывают краской белый лист и сравнивают все между собой. В течение урока проводятся индивидуальные методы работы с обучающимися. В конце урока подводится итог работы.
3 часть
Теперь, ребята, мы обобщаем этюд, сравниваем в тоне свет с тенями, они должны быть в контрасте. А где нужно мы уточняем цвет и усиливаем тон. Используем приём отхода от работы, чтобы посмотреть издали. Так лучше воспринимается весь этюд в целом, и становятся виднее те или иные ошибки. Показываю завершающий этап работы. Обучающиеся работают над завершением этюда. В течение урока использую индивидуальные методы (показ, демонстрация приемов работы), и фронтальные методы работы с обучающимися. В конце урока мольберты выставляются в ряд, и учителем производится анализ каждой работы. Ставятся оценки. Подводится итог урока.
4 этап. Домашнее задание
На дом ученики получили задание, учитывая все замечания, сделать этюд яблок на контрастном фоне.
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата 05.05.2025г.
Образовательная программа. Предмет, класс ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», «Живопись», 4 класс
Преподаватель Брюханова Екатерина Алексеевна
Тема открытого урока. «Этюд фруктов».
5. Цели занятия:
Понять особенности передачи объема при боковом освещении.
6. Задачи занятия:
Обучающая:
Научиться передавать боковое освещение и объем предметов, лежащих на плоскости.
Определить изменение локального цвета предмета на свету и в тени (расклад локального цвета на составляющие); передать верные тональные и цветовые отношения.
Развитие технических навыков работы акварелью.
Развивающая:
Развить творческое воображение, мыслительные способности
Воспитательная:
Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”, воспитывать культуру труда.
7. Тип урока: комбинированный
8. План урока:
1 этап. Организационный (1 мин.)
2 этап. Освоение нового материала (33 мин.)
-этап проверки понимания нового материала (8 мин.)
-этап закрепления пройденного материала (25 мин.)
3 этап. Домашнее задание (3 мин.)
9. Материально-техническое обеспечение урока (наглядные пособия, аудио, видео аппаратура и т.д.) демонстрация преподавателем правильной техники
10. Методы работы на уроке (в том числе новые методики и программы), эффективность:
Наглядный (слуховой и зрительный);
Словесный;
Объяснительно-иллюстративный;
Практический.
11. Соответствуют ли методы урока его задачам, материалу? Соответствуют
12. Формы самостоятельной работы учащихся, результативность. Самостоятельно ведут работу, анализируют предметы и светоцветовые отношения.
13. Какие дидактические методы обучения использованы:
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Наглядный (показ готовых работ)
Практический (самостоятельная работа)
Сопоставление (ученик анализирует свою работу с работой преподавателя)
14. Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей: Ученик учится анализировать живописные работы, обдуманно подходить к работе.
15. Формы, методы контроля и оценки учащихся, их эффективность.
Был использован индивидуальный контроль, а также взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
16. Итоги урока:
Какие трудности возникали у учащихся, почему?
Возникали трудности с правильным выбором тональных отношений
Смогли ли преодолеть?
Благодаря детальному разбору работы над натюрмортом, ученики смогли преодолеть трудности с выбором тональных и цветовых отношений.
Удовлетворенность уроком, его отдельными частями
Полностью удовлетворена
17. Выводы:
Что преподаватель может сделать лично для повышения качества уроков?
Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказывать много нового и интересного. Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность и развить художественные способности, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать, как можно больше применять методы и приемы работы над натюрмортом в живописи. Недостаточно, чтобы, ученик был внимательным и воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной работы и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.