kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по дисциплине рисунку: «Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине рисунку: «Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов»»

Министерство культуры Республики Татарстан

Отдел культуры исполнительного комитета

МБОУДО «Бугульминская детская школа искусств» БМР РТ























План-конспект открытого урока

«Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов»












Автор: Хабиров Рустем Насимович

преподаватель I квалификационной категории



















Бугульма 2020

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.








































План-конспект открытого урока

Блок 1. Штрих и линия.

Тема 1.2. Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов.

Класс: 1 «Д»

Дисциплина: «Рисунок»

Вид занятий: теоретическое и практическое занятие.

Тема урока:  Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов.

(Тема первого полугодия - 2).

Цель: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Задачи: 

- образовательные: учить основным видам штриховки в графике и изображении;

- развивающие:  развивать навыки работы с художественными материалами, совершенствовать навыки применения штриховки в создании художественного образа, развивать способность к творческому самовыражению;

- воспитательные: воспитывать интерес к графике и рисунку в целом, воспитание дисциплинированности, ответственности, усидчивости и стремления довести работу до логического конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

а) для преподавателя: наглядные пособия, для демонстрации - лист бумаги формата А3, карандаши разной мягкости и твердости;

б) для обучающихся: простые карандаши разной твердости и мягкости, бумага формата А3, ластик, салфетки.

Зрительный ряд: репродукции рисунков В. А. Серова «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», И. Е. Репина «Портрет Л. Н. Толстого, пишущего за круглым столом», М. А. Врубеля «Портрет врача-психиатра Ф. А. Усольцева».

План урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Изложение нового материала (10 мин.)

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

5.Практическая работа (10мин.)

6. Физминутка (упражнения для глаз, для рук) (1 мин.)

7. Продолжение практической работы. (10 мин.)

8. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Этапы урока:

Время: 3 академических часа.

- На первом этапе изучаем историю и теоретическую составляющую темы;

- На втором этапе – выполнение упражнений компоновка на формат А3;

- На третьем этапе – работа над штриховыми упражнениями выполнение штриховки

- На четвертом этапе – завершение упражнений, просмотр.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: история искусства, рисунок.

Технологии:  технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.

Организация учебного пространства: пространство класса делится на зоны для теоретической и практической работы.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку)

Выдающийся художник Александр Александрович Дейнека говорил: «Живописец должен в совершенстве владеть рисунком. Ведь недостатки в знании рисунка всегда ведут к небрежному отношению к форме, а это, в свою очередь, приводит к крайне неряшливой и небрежной живописи». Поэтому каждому начинающему рисовальщику крайне важно овладеть техникой рисования карандашом. Сегодня на уроке мы будем учиться этому.

2. Изложение нового материала (10 мин.)

П.: Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.

Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.

В.А. Серова увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.

И.Е. Репин рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.


Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.

В рисунках М.А. Врубеля царствуют линии и штрихи. Но они образуют не четкий и ясный контур, как у В. Серова, а сложнейшую систему переплетений: то тонкую и прозрачную, то густую, плотную, запутанную и беспокойную. В «Портрете врача-психиатра Ф. А. Усольцева» частые, закручивающиеся, пружинящие штрихи, идущие в разных направлениях, сложно переплетающиеся, образуют тяжелую массу кудрявых волос. Мелкие штрихи строят четкий овал лица. Самое выразительное в портрете Усольцева – это глаза, их взгляд. Нейтральный темный фон соткан из тысяч коротких черных штрихов, пересекающихся в разных направлениях.

Как видите, линия – это едва ли не самый главный элемент рисунка. Ею можно передать пластику, объемность, красоту формы. Такую линию называют «живой».

Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.

Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.

Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема.

Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Линии могут быть «музыкальные», «легкие», «воздушные», «ломаные», «колючие» и т. д., а значит, они могут выражать различные настроения. Рассмотрим на т а б л и ц е 1 некоторые их виды.

Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.

А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?

Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

П.: Ребята, какие основные определения сегодняшнего занятия вы запомнили? (отвечают обучающиеся)

П.: Какая из представленных работ вам понравилась больше? Конкретизируйте свой ответ.

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

Демонстрация – преподаватель, садится за мольберт и наглядно демонстрирует этапы работы над штриховыми упражнениями.

5. Практическая работа (10 мин.)

З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом на карандаш далее повторить данное действие используя карандаши разной твердости и мягкости.

З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).

З а д а н и е 3. Выполнить различные виды штриховки

6. Физминутка (1 мин.)

П.: Перед началом работы в цвете предлагаю вам отдохнуть и выполнить зарядку для глаз. Упражнения для глаз и рук. Проводится после выполнения детьми линейного наброска декоративного натюрморта.

7. Продолжение практической работы (10 мин).

П.: Те ребята, которые закончили штриховые упражнения, могут показать их мне, для уточнений и выявление имеющихся ошибок.

Целевые обходы:

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.



8.Рефлексия. Подведение итогов (5 мин)

«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет

Оценка каждой из работ проводится самими преподавателем по 10-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит преподаватель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение;

- верное тональное решение;

- правильность наложение штриховки разных видов.

Итог урока.

П.:  Вы хорошо сегодня потрудились. А теперь запишем домашнее задание: выполнение гор в тоне с помощью штриховки А4 материал (простые карандаши разной твердости и мягкости). Спасибо вам за занятие. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали.































Самоанализ урока

Преподаватель: Хабиров Рустем Насимович;

Дата проведение урока: 7.09.2020 г.;

Класс: 1 «Д» (2смена) кол-во присутствующих 17 обучающихся, кол-во по списку 17 обучающихся;

Предмет: Рисунок;

Тема урока: «Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов»

Данный открытый урок проходил в 1 «Д» классе, состоящим из 17 обучающихся. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, на уроке активны. В рамках данной темы «Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов», необходимо было выполнить штриховые упражнения применяя различные виды штриховки.

Тип урока – комбинированный. Изучение нового материала органически объединяется с его закреплением.

Цель урока - выполнение штриховых упражнений, познакомить ребят с типами штрихов, а также сформировать у учащихся представления о приемах работы с простыми графическими карандашами с пониманием задач предъявляемых к каждому из предлагаемых графических материалов.

Можно выделить следующие задачи урока: образовательные:  учить основным видам штриховки в графике и изображении. Развивающие:  развивать навыки работы с художественными материалами, совершенствовать навыки применения штриховки в создании художественного образа, развивать способность к творческому самовыражению. Воспитательные  воспитывать интерес к графике и рисунку в целом, воспитание дисциплинированности, ответственности, усидчивости и стремления довести работу до логического конца.

В структуре урока можно выделить несколько этапов плавный вход в тему, этап усвоения новых знаний, закрепление знаний, решение задачи поставленных задач, информирование о домашнем задании, выставление отметок и рефлексия.

На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Активность была на уровне 85%, то есть на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты, на мой взгляд, оптимальны.

Использовались средства обучения: демонстрационные, учебно-наглядное пособие.


Список использованной литературы

1. Алиев Ю. Основы эстетического воспитания / Ю. Алиев.– М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

2. Кузин В.С. Психология / В.С. Кузин. -М.: Высшая школа, 1982. – 256 с.

3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания / Кузин В.С. – М.: Просвещение, 1984.-268с.

4. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства / Кузин В.С. – М.: Просвещение, 1979.

5.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Мухина В.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

6.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981.-192с.

7.Неменский Б.М Изобразительное искусство и художественный труд / Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 1991.-211с

8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Ростовцев Н.Н. – М.: АГАР, 1998.-345с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Хабиров Рустем Насимович

Дата: 11.02.2021

Номер свидетельства: 572846

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства