kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка НАТЮРМОРТ ИЗ ПРЕДМЕТОВ БЫТА НА СВЕТЛОМ И ТЕМНОМ ФОНАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована для учащихся с 10 лет, что соответствует 1 классу Детской школы искусств, либо 4 классу общеобразовательной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка НАТЮРМОРТ ИЗ ПРЕДМЕТОВ БЫТА НА СВЕТЛОМ И ТЕМНОМ ФОНАХ»



НАТЮРМОРТ ИЗ ПРЕДМЕТОВ БЫТА НА СВЕТЛОМ И ТЕМНОМ ФОНАХ.

номинация методическая разработка



Павленко Андрей Александрович

преподаватель отделения изобразительного искусства

МБУДО



СОДЕРЖАНИЕ

1. Композиция, размещение рисунка на листе бумаги

2. Построение формы предметов, линейно конструктивный рисунок

3. Выявление формы тоном, проработка деталей

4. Обобщение , завершение работы

5. Заключение

Введение

Построение на плоскости листа объемной пространственной формы требует определенной последовательности. Необходимо научиться вести работу строго поэтапно, и только после решения задач одного этапа переходить к следующему. Разделение процесса работы над рисунком на отдельные этапы помогает понять поставленные в упражнении задачи, дисциплинирует внимание и систематизирует работу. Формируется сознательный подход к выполняемым задачам и понимание принципа объемно-пространственного рисования. Работа над учебным рисунком делится на этапы в соответствии с принципом: «От общего к частному и от частного снова к общему». Этот принцип вырабатывает умение анализировать и синтезировать изображаемое. Данная методическая разработка предназначена для ознакомления учащихся первых классов ДШИ с этапами выполнения.

Цель разработки состоит в том, чтобы закрепить и систематизировать знания по основам рисунка (линейная перспектива, градации светотени, этапы ведения рисунка), научить видеть цельно, развить глазомер.



Первый этап - компоновка, размещение рисунка на листе бумаги

Определяем положение формата изображения (горизонтальное или вертикальное). Работу ведем легкими линиями и в определенной последовательности.

Уже на этапе компоновки важно правильно передать пропорции больших масс предметов и расположение предметов относительно друг друга, а также их соразмерность.

Надо знать, что любой предмет состоит из геометрических фигур (цилиндр, конус, шар и т. п.). Сначала определяем границы изображения: отмечаем верх композиции (вершина вазы), крайние предметы слева и справа, а потом нижнюю точку (фрукты). Проводим вспомогательные линии соединяющие чайник с вазой, чайник с фруктами. Далее намечаем пропорции предметов, начиная с самого большого предмета, вытянутого по вертикали (ваза). Проводим ось симметрии (вертикальная линия) определяем высоту предмета, затем измеряем ширину вазы относительно ее высоты. Намечаем прямоугольник. Затем определяем границы чайника, его верх, низ, края слева и справа, рисуем квадрат, проводим ось симметрии. Рисуем прямыми линиями ручку и носик чайника. Намечаем фрукты (рисуем два прямоугольника по их размеру). Далее намечаем светлую драпировку, показывая поворот формы. Затем мы намечаем плоскость стола с учетом перспективного сокращения.

Рисунок 1.

Второй этап — построение формы предметов

На данном этапе, делается линейно-конструктивный рисунок. Этап построения предполагает порядок работы от большого к меньшему, от целого к деталям. Начинаем с крупных основных объемов, пользуясь методом сквозной прорисовки и вспомогательными линиями. Предметы (ваза и кувшин) имеют строгую форму, поэтому правые и левые стороны должны быть симметричны относительно центральной оси.

Конструктивное построение рисунка выполняем методом визирования, измеряя при помощи карандаша. Берем длинный карандаш, на вытянутой руке сопоставляем с предметом: кончик карандаша сопоставляем с его левым краем, а большим пальцем отмечаем положение правого края предмета. Таким образом измеряем ширину предмета. Затем ставим карандаш вертикально и считаем сколько раз ширина предмета уложится в его высоте. Строим форму вазы, выравнивая и уточняя контуры. Намечаем малые оси (горизонтальные линии), они располагаются вверху, внизу и в середине, в местах сужения и расширения. Рисуем эллипсы на этих осях, верхний овал будет более заужен по отношению к нижнему.

Рисунок 2.

Далее аналогично рисуем чайник, он имеет округлую форму. Так же проводим малые оси - внизу, вверху, в местах сужения и расширения, рисуем эллипсы. Затем через вертикальную ось мы проводим наклонную линию, находим ручку и носик чайника, они находятся на одной линии. Намечаем вертикальную линию по форме чайника, рисуем основание носика вертикальный эллипс, а затем рисуем маленький эллипс на кончике носика. Намечаем ручку чайника, рисуем вертикальную ось по форме чайника, в местах крепления, уточняем форму, закругляя ее, рисуем толщину ручки. Далее на вертикальной оси рисуем крышку со шляпкой полукруглой формы.

Затем рисуем мандарины (овальную форму) и уточняем драпировку, показывая изгибы (выполняем плавные, переходы).



Третий этап — выявление формы тоном, проработка деталей

Очень важно, чтобы работа над выявлением формы тоном велась отношениями. То есть рисунок на любой стадии должен правдиво передавать впечатление от натуры, показывать ее основные контрасты, тональные отношения пятен. Сначала для выявления большой формы прокладываем собственные и падающие тени. Падающие тени будут контрастными и темными возле предметов, а удаляясь постепенно светлеют и становятся размытыми. Затем вводим полутона, а светлые места прорабатываем в последнюю очередь. В целом процесс выявления формы тоном должен быть похож на проявление фотографии — в первую очередь прорабатываем плотные тона, затем более светлые и наконец самые светлые. Намечаем границы света и тени, область полутонов, блики, рефлексы, по форме предметов границы собственных и падающих теней. Начинаем штриховать с самого темного с фона, а затем переходим к более светлым предметам. Штрих кладем широко, с разным наклоном, чтобы он был разнообразным, накладываем один на другой как бы перекрещивая его. Затем переходим к вазе, цельно по форме заштриховываем собственную тень, а затем и падающую. Прокладываем собственные тени на мандаринах, тон берем чуть светлее, чем на вазе и прокладываем падающие тени. Переходим к чайнику, прокладываем цельно собственную тень на средней его части, затем на носике, на ручке и на крышке, а так же падающую тень. Затем подчеркиваем передний край стола, усиливаем контраст перегиба, заштриховываем темную драпировку и светлую драпировку. Работу ведем одновременно над всеми предметами с учетом восприятия окружающего пространства.

Далее более тщательно выявляем объем предметов, переходим к детальной проработке формы предметов от общего к частному. Чтобы сделать наши предметы объёмными мы усиливаем собственную тень и делаем плавный переход от тени к свету ( полутон ), а затем прорабатываем и рефлексы в тени, которые будут темнее полутона. При рисовании объемной формы мы сравниваем и правильно передаем изменение тона и рельефа формы, как слева направо, так и сверху вниз. За счет подчеркивания линий мы приближаем к нам ту часть предмета, которая ближе к нам. Уходящие части предметов мы ослабляем и смягчаем легкими касаниями. Так мы показываем воздушную перспективу. Рисунок ведем равномерно, постепенно набирая силу тона на всех предметах.

Рисунок 3.

Четвертый этап — обобщение, завершение

На этапе обобщения стоит задача — собрать изображение в одно целое, для чего второстепенное необходимо подчинить главному. На этом этапе окончательно уточняем и пространственное решение. Те предметы, которые ближе к нам мы сильнее подчеркиваем, приближаем, а контуры и касания которые дальше от нас мы ослабеваем, делаем их размытыми. Ластиком высветляем блики - самые светлые места на предметах. Обобщение и цельность в рисунке должна быть на протяжении всех этапов работы. Нужно рисовать не предметы и детали, а ситуацию целиком, воспринимая ее как единый неделимый предмет в пространстве.

Рисунок 4.



Заключение

Натюрморт для обучения младших школьников рисованию - очень удобная натура, она неподвижна и сохраняет свой внешний облик. Натюрмортным предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин. Натюрморт учит решать основные учебные и творческие задачи. Данная разработка предназначена для решения этих учебных задач.





Список литературы:

1.Шаров.В.С. Академическое обучение изобразительному искусству /Шаров В.С. - М. Эксмо,2013.-648 с . : ил.

2. Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.

Интернет-ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка НАТЮРМОРТ ИЗ ПРЕДМЕТОВ БЫТА НА СВЕТЛОМ И ТЕМНОМ ФОНАХ

Автор: Павленко Андрей Александрович

Дата: 21.08.2022

Номер свидетельства: 611936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства