kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мастер-класс по тональному рисунку карандашом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка  предназначена для  проведения занятия по рисунку для учащихся 2-х классов художественного отделения, обучающихся по дополнительным общеразвивающим  программам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мастер-класс по тональному рисунку карандашом»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8








Методическая разработка задания по учебному предмету рисунок

на тему:

«Мастер-класс по тональному рисунку карандашом»









Работу выполнил: Заведующий художественного отделения Пастушенко Кирилл Борисович

+79603795231

[email protected]





г. Ульяновск

2016 г.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по рисунку для учащихся 2-х классов художественного отделения, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Время проведения: 2 занятия по 3 урока, 1 урок = 40 минутам

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практическое занятие с элементами беседы или беседа с элементами практического занятия, мастер класс

Методы: словесно-наглядный, практический, диалог.

Цели:

воспитательная

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, стремление к творчеству.

развивающая

  1. Развивать образное мышление, зрительную и моторную память.

дидактические

  1. Научить детей с помощью понимания тона правильно выстраивать композицию изображения и передавать её тонально-эмоциональное состояние.

  2. Формировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств передачи пространства и композиции изображения.

Задачи:

  1. Научить с помощью передачи тона правильно выстраивать композицию изображения и передавать её тонально-эмоциональное состояние.

  2. Побудить детей к самостоятельному анализу ведения работы.

Оборудование для педагога: наглядные пособия, выполненные педагогом, карандаши разной мягкости, ластик, точилка.

Оборудование для учащихся: карандаши разной мягкости, ластик, точилка.

ПЛАН УРОКА

Этап

Время

1- занятие

1

Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку)

5 минут

2.

Сообщение темы и целей урока

5 минут

3

Теоретическая часть: изучение нового материала, ознакомление учащихся с новыми понятиями, правилами:

    1. Композиция натюрморта

    2. Тональное состояние

    3. Свет и тень

15 минут

4

Практическая часть: выполнение работы

55 минут

5

Перерыв

10 минут

6

Практическая часть: выполнение работы в технике акварельной графики

40 минут

2-е занятие

1

Практическая часть: выполнение работы

80 минут

2

Перерыв

10 минут

2

Подведение итогов: просмотр работ и обсуждение

40 минут



КОНСПЕКТ УРОКА

Организационная часть

- Здравствуйте ребята. Давайте проверим, все ли у нас сегодня присутствуют на занятие (проверка отсутствующих).

Проверка готовности к уроку.

- Скажите, у всех ли есть на столах все необходимые принадлежности для урока? Карандаши разной мягкости, лист бумаги формата А3?

- Сегодня мы приступим к выполнению тонального рисунка с помощью такого графического материала, как карандаш. Но сначала мы должны ознакомиться с некоторыми правилами и особенностями выполнения тонального рисунка на примере натюрморта.

Теоретическая часть

1) Композиция натюрморта

Чтобы приступить к изображению чего-либо на формате листа, необходимо иметь четкое представление о том, где это будет располагаться и какого оно будет размера по отношению к листу, то есть необходимо изначально попытаться увидеть, как ваш лист будет организован, сколько места будут занимать предметы, а сколько пустые места – это и называется композицией. В понятие композиция входит множество правил, таких, как равновесие, ритм, композиционный центр, мотив и так далее, но для компоновки натюрморта существует два особых правила:

  1. От нижнего края листа до начала предмета расстояние должно быть больше, чем от самой верхней точки предметов до верхнего края листа (снизу места больше, чем сверху).

  2. Расстояние от боковой крайней точки предметов до бокового края листа зависит от расположения источника света и силы освещения. Если источник света смещен сильно в бок, то все предметы как бы должны немного сместиться в противоположную сторону, и чем сильнее сила света, тем сильнее предметы смещаются, но не более чем на полтора отрезка с противоположной стороны. Таким образом, если освещение работает по середине над постановкой, то и расстояния по бокам будут близки к одинаковым.

Крайние точки всех предметов образуют определенную форму – общую массу всех предметов. Все предметы в натюрморте могут образовывать фигуру близкую геометрической, например треугольник или ромб, а может быть и квадрат.

2) Тональное состояние

Говоря о тоне, впервую очередь мы должны иметь ввиду светлое и темное. Здесь работает такой закон композиции, как преобладание тона. В любом изображении должно преобладать либо светлое, либо темное, иными словами светлого и темного, в равном количестве, в изображении быть не может. Таким образом, преподаватель, который ставит постановку, должен учитывать этот закон. При работе с тоном всегда необходимо помнить о том, какой это предмет относительно всей постановки светлый или темный и стараться сохранять это впечатление. Собственный тон предмета называется его локальным тоном.

3) Свет и тень

Весь объем на предметах виден лишь благодаря свету. Разные плоскости, принадлежащие предметам, находящиеся под разным углом по отношению к свету, образуют разный тон. Плоскость одного предмета, в которую лучи света упираются, будет явно светлее, чем плоскость этого же предмета по которой лучи света скользят. Так свет на предметах будет состоять из:

  • Блика (отражение источника света)

  • Прямого света

  • Скользящего света

А тень из:

  • Переломного момента ( Место начала собственной тени. (Обычно оно более темное).

  • Рефлекса (Свет отраженный от поверхности, и видимый лишь в теневой части предмета).

  • Тени падающей (тень, которая падает от предмета).

Практическая часть











1-е занятие



Шаг 1 Компоновка

Спомощью тонкой линии намечаем расположение общей массы по правилам компоновки.





Шаг 2 Построение

Выполняем построение предметов и отрисовку плоскостей стола в месте с драпировками.




Объявляется перерыв 10 мин



Шаг 3 Тональный разбор

Тональный разбор необходимо выполнять локально ( т.е. одним тоном) от самого светлого предмета к самому темному , при том выполнять штрих следует привязывая его к форме, тем самым меняя его направление.



2-е занятие

Шаг 4 Тень

Отделяем тень собственную и тень падающую от света, стараясь сохранить изначальное направление штрихов. Тень собственная закрывается тоном рефлекса.





Шаг 5 Разбор теней

Разбор теней необходимо начинать с теней собственных, от самого светлого предмета, вводя переломные моменты и плавные переходы к рефлексам. Следует отметить, что в теневых частях предметов могут присутствовать дополнительные тона, например такие как отражение, они будут называться нюансами.

Объявляется перерыв 10 мин.

Шаг 6 Разбор света

Заключительным этапом будет разбор световых участков натюрморта. Его также следует начать от самого светлого предмета и перемещаться к самому темному. В световых участках так же присутствуют различные переходы и растяжки, они называются полутонами.

При выполнении работы с натуры, воспитывайте в себе внимательность, ведь реалистичность изображения зависит не только от вашего анализа изображаемого и разных правил, но и от вашего восприятия окружающего мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка составлена на основе рабочей программы «Рисунок», предназначена для проведения урока по рисунку для учащихся, обучающихся по общеразвивающим программам. Разработка так же может быть использована для обучения детей по дополнительным предпрофессиональным программам, для дополнительного обучения взрослых.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

- овладение терминологией: общая масса, локальный тон предмета, тень собственная, тень падающая, рефлекс, блик, свет прямой, свет скользящий, полутон, нюанс .

- овладение ключевыми понятиями: компоновка, тональный разбор, свет и тень.

- овладение умением грамотно организовать композицию пространства листа, изобразить натюрморт карандашом, соблюдая правила композиции и передачи пространства и тона.

- ознакомление с техникой карандашной графики.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное.- М.: «Советская Россия»,1961, 84 с.

  2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: «Просвещение»,1987, 176 с.

  3. Художникам.ру [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/index.html

  4. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010

5.Основы академического рисунка. Н.Ли.- Москва, изд. Просвещение, 2006


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Мастер-класс по тональному рисунку карандашом»

Автор: Пастушенко Кирилл Борисович

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства