kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по изобразительному искусству»

Мастер-класс по изобразительному искусству

«Учебная задача на уроке»


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, «провоцирующих» детское действие.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

возраста ребенка;

специфики учебного предмета;

меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит факты, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Предлагаемые ученикам задания начинаются с глагола, строятся по

1. задание на актуализацию, узнавание информации

2. задание на понимание учебной информации

3.задание на применение

4. задание на анализ

5. задание на синтез

6. оценка


Пример урока по предмету «Изобразительное искусство»

Тема «Народный праздничный костюм»

Цель: формирование национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре


1….- Ребята, послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

- На крыльце сидит старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстки,

На ногах красные сапожки.


-Подчеркните в отрывке названия одежды.



- Покажите на иллюстрации Никифора Ращектаева одежду, которую вы подчеркнули.



2…Найдите общие элементы русского народного костюма разных губерний, запишите их.

(в группах)


Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.


Тверская губерния 19 в

Головной убор

Верхняя одежда













Северные губернии. Начало 19 в


3….Соотнесите карточки с определениями и рисунки частей русского народного костюма.


- Рубаха – основа женского костюма, преимущественно белого цвета. Шилась она из прямых полотнищ льняной ткани домашнего изготовления. Рукава в рубахе были различной формы: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или просто вырез. Они украшались вышивкой – льняными, шерстяными, шелковыми разными по цвету или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах, подоле. Рубаха имела разную длину, ниже колен и почти до пят.


- Понёва – поясная женская одежда, изготовлялась из черного, красного или темно-синего цвета двух полотнищ, сшитых друг с другом. Вверху собирается на шнурке. Бытовали поневы распашные, полотнища частично сшиты; и глухие – полотнища сшиты друг с другом полностью. Узор поневой ткани – клетчатый. Украшались вышивкой, аппликацией, полосками ткани, лентами, обвязывались спицами. Одевалась поверх рубахи.


- Передник – использовалась как в будничном, так и в нарядном костюме. Был и в виде высокого, укрепленного на шее; и в виде – короткого, который повязывался на талии. Цвета были разные: красный, белый, черный; шился из легких тканей, украшался вышивкой, аппликацией, бахромой.


- Сарафан - нарядная одежда из плотной шерстяной ткани, по цвету мог быть разным – черным, синим, красным, зеленым


- Кокошник- праздничный головной убор был различной формы, что связано с образом неба. Украшали богатыми узорами, часто изображали солнце и звезды. К кокошнику подвешивали различные украшения из лент или бисера.


- Епанечка – короткая нагрудная распашная одежда на лямках. Ее, считавшуюся разновидностью душегреи,  шили с подкладкой, стеганной на вате, из дорогих покупных материалов — шелка, бархата, плиса, парчи — и украшали полосками позумента, бахромой из металлической нити и меховой опушкой.








4….Прочитайте текст, найдите в тексте описание женских костюмов и запишите в таблицу

Придумайте по 1 вопросу другим группам .

Подумайте, почему стали говорить «По одёжке встречают…»,



Северные и центральные губернии России

1 группа

Южные губернии России

2 группа

Женские головные уборы

3 группа

замужняя женщина

девушка














ТЕКСТ:

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде.

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.


А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.


Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам как самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.


Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.


Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.


В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду – понёву. Полы крайних полотнищ не сшивались и не сходились: так было удобнее ходить и работать. Праздничные одежды южнорусских губерний более ярки и красочны, в то время как северные строже и богаче. Так, убранство северного головного убора состояло из парчи, золотого шитья, жемчуга, перламутра и цветных камней. В восемнадцатом веке иные кокошники здесь стоили тысячу рублей и более, в то время как хорошая лошадь – всего десять!

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.


Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.


Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками.


Особое место уделяется орнаменту, предавалась мистика, защита от зла. Для всех районов характерны украшения – бусы, серьги, кички – плетеные из цветных нитей с помпонами на концах.


Цвета имели свое значение:

- Красный цвет ткани тепло, праздник, радостное настроение.

- Синий был символом неба и молодости.

- Черный обозначал землю-кормилицу.


5….Разработайте эскиз русского народного костюма:

- выберите вариант шаблона, обведите,

- наметьте места украшений и орнамента,

- определите колорит костюма,

- выполните работу в цвете.


Поневный комплект Сарафанный комплект













6. На примере коллекции модельера Юдашкина «Зима-осень 2016 г» и одежды олимпийской сборной России в Сочи – 2014г, докажите, что элементы народного костюма сохранились в современной одежде. (Работа в группах).











Одежда олимпийской сборной России в Сочи – 2014г











Учебная задача — одно из новшеств современного урока.

Цель использования этого метода заключается в творческом, большей частью интеллектуально-познавательном усвоении учениками заданного предметного материала.

Сущность метода учебных задач заключается в том, что он переставил образовательные акценты с выслушивания учениками предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления.

Метод учебных задач необходимо отличать от традиционно существующих подходов обучения по готовым образцам, правилам, формулам, алгоритмам, когда ученик получает в готовом виде полную систему действий, последовательность их осуществления, усваивает её, а затем неоднократно воспроизводит. Недостаток традиционного подхода в том, что скрытым остаётся процесс поиска результата. Если он и «обнаруживается» в объяснении преподавателя, то выступает для учащихся как система правильных действий учителя, как продукт не своего, а чужого опыта. В этом случае образцы чужого опыта усваиваются, а свой опыт поисков и находок не приобретается.

Запоминание и воспроизведение готовых решений характеризует скорее память, чем мышление, поскольку на готовых, пусть даже правильных, образцах нельзя сформировать подлинное мышление. Нужно показать ученику, как функционирует мышление в живой, индивидуальной практике. Поэтому то, что мы имеем в массовой школе, можно назвать (с позиции школьника) тренировочными упражнениями по заданному образцу. Многократное их повторение в педагогической процедуре является «натаскиванием», в ученических действиях их можно определить как заучивание без должного осмысления.

Знания при таком подходе к обучению получить можно, но они приобретают в этом случае формальный характер, так как личностное отношение к ним не выражено, они не прошли через сложную умственную деятельность самого ученика, не стали его внутренним достоянием. Дальше в ходе обучения от ученика требуется неоднократно воспроизвести те или иные фрагменты усвоенного по просьбе учителя, что, естественно, удаётся далеко не всем учащимся и, соответственно, вызывает вполне определённое отношение учителя к ученику.

При решении учебных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. На практике это проявляется в том, что учителя демонстрируют классу сложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, показывая не только продуктивные, но и «тупиковые» ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их.

Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В этом процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися.

Проблемная учебная задача, в отличие от тренировочных упражнений, является собственно мыслительной, поскольку требует существенного преобразования или дополнения имеющихся у учащихся знаний. Мышление развивается при необходимости выполнить ту или иную задачу, путь решения которой обучаемому не известен.

Ведь главным результатом урока  является     не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия и тд). Такой подход на уроке  ни в коем случае не умаляет значения знаний,  он акцентирует внимание на способности учащимися использовать полученные знания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс по изобразительному искусству

Автор: Фаляхова Фанузя Галимзяновна

Дата: 15.01.2018

Номер свидетельства: 450113


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства