Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Казахский сувенир-игрушка"»
ГККП «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
«Казахский сувенир-игрушка»
Учитель:
Жиенкулова А.Н.
План-конспект урока
Тема: «Казахский сувенир-игрушка»
Цели и задачи:
- Познакомить с историей создания русской матрешки
- На основе «русской матрешки» создать свою творческую сувенир- игрушку в казахском национальном колорите.
- Развивать умение выполнять варианты орнаментальных композиций на своих творческих работах
- Способствовать развитию художественного вкуса, дивергентного мышления.
Оборудование урока:
- наглядные пособия,
- авторские работы учителя;
- музыкальное сопровождение;
- глиняные игрушки выполненные учащимися, гуашь, палитра, кисти, вода
План:
1. Организационная часть
2. Введение
3. На основе русской матрешки сделать свою творческую-игрушку сувенир
4. Казахский национальный орнамент
5. Практическое занятие
6. Рефлексия
Ход урока:
Учитель: Полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная куколка, в которую вставляются такие же куколки меньшего размера – это определение матрешки дано в словаре Ожегова.
Сухо и лаконично. Но практически в каждом доме есть сувенир, своеобразным символом русской культуры и очень красивая деревянная игрушка- матрешка.
Благодаря именно игрушке матрешка сегодня мы с вами проведем урок «Мастер-класс» по теме «Казахский сувенир-игрушка».
Если вы считаете русскую матрешку исконно русской, то вы глубоко ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах 19 века, по образцу привезенному с Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурима – лысоватого старика с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Певая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол от самой старшей девушки с петухом, до завернутого в пеленки младенца.
Ее создатели были токарь Звездочкин В.П. , который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Изначальные сюжеты русских матрешек были сугубо женскими. Неожиданно выяснилось, что русскае матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции.
В начале 20-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу, собственно в это время за матрешками и закрепилась репутации «исконно русских» . Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных регионах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла матрешка!. И все они это делали по разному.
Существует несколько промыслов по изготовлению матрешек. Но самыми известными и распространенными являются Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская. Давайте сейчас послушаем сообщения ребят, которые расскажут нам об этих видах матрешек.
( Учащиеся рассказывают свои сообщения о видах матрешек)
Учитель: Молодцы ребята! Спасибо вам за очень интересную и познавательную информацию. А сейчас я вам расскажу о Казахском национальном орнаменте.
Казахские национальные орнаменты многообразны и каждый из них имеет свое название. На сегодняшний день известны около 200 орнаментов. Давайте мы сейчас рассмотрим с вами широко распространенные в повседневном быту казахские национальные орнаменты.
( учитель показывает различные виды орнаментов)
Учитель:
Из элементов орнамента рождаются целые композиции. В посведневной жизни казахов, в одежде, на посуде, мы с вами всегда видим орнаменты.
Композиция в переводе с латинского означает орнамент на каком-либо предмете. Так если орнаменты располагаются на поверхности одежды, то строго должны соблюдаться размеры, сихронность, очень важно в орнаментах симметрия. По закону симметрии обе стороны должны соблюдаться размеры и они должны быть идентичны.
Дорогие ребята! На сегодняшний день у вас есть багаж знаний и опыта, приобщенных в процессе обучения на художественном отделении.Вы все прекрасно лепите из глины, умеете работать различными материалами, составлять эскизы и многое другое. Сейчас у вас задание, которое требует переносы старых знаний, опыта в новую ситуацию, опираясь на игрушку. На предыдущих занятиях по своим эскизам мы выполнили с вами из глины казахскую игрушку-сувенир. Сегодня перед вами стоит задача расписать ее в национальном колорите с использованием казахского орнамента.
Практическая работа учащихся под музыкальное сопровождение
Подведение итогов урока. Рефлексия
Итогом работ является выставка работ учащихся, элементы каких орнаментов использовались, как ребята назовут свою работу.