kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Уроки китайской живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мастер-класса разработан и апробирован педагогами и студентами колледжа в рамках профориентационной деятельности с целью выявления потенциальных абитуриентов специальностей  художественно-графического отделения на территории города Тулуна, Тулунского и других близь лежащих районов. Мастер-класс – это способ заинтересовать будущих студентов спецификой творческих дисциплин, возможностями разных художественных техник в мире изобразительного  и декоративно-прикладного искусства; это возможность попробовать свои силы на практике в освоении той или иной художественной технологии и принятия решения не случайного выбора профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Уроки китайской живописи"»

Мастер-класс по изобразительной деятельности

Тема: «УРОКИ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ»


  • ФИО, должность педагога: Ефремова Мария Павловна, преподаватель методики изобразительного искусства

  • Возрастная категория участников: обучающиеся 8-11 классов

  • Временные рамки мастер-класса: 40 минут

  • Форма проведения мастер-класса: комбинированное (лекционно-практическое занятие).

  • Задачи:

- познакомить с произведениями китайской живописи и особенностями её технологии;

- сформировать у участников представление об особенностях китайской живописи, истории её развития, технологии исполнения произведения;

- выполнить упражнения по овладению приёмами китайской живописи на примере творческой композиции в жанре «цветы и птицы»;

- формировать навыки работы кистью, сразу без предварительного рисунка;

- развивать у участников творческие способности в процессе создания композиции;

- развивать у участников интерес к данному виду искусства, художественный вкус, самостоятельность в процессе художественно-творческой деятельности;

- воспитывать аккуратность, усидчивость при работе.

  • Оборудование мастер-класса

для педагога-мастера:

- слайдовая презентация «Уроки китайской живописи»;

- репродукции произведений китайских художников разных жанров;

- палитра, кисти беличьи № 2, 5, краски акварельные, цветная тушь, бумага для акварели формата А3.

для участников:

- палитра, кисти беличьи № 2, 5, краски акварельные, цветная тушь, бумага для акварели формата А4.

  • Используемые источники:

  1. Пострелова, Т. А. Академия живописи в Китае в X—XIII вв.  /Т. А. Пострелова — М.: Наука, 1976. – 117 с.

  2. Виноградова, Н. А. Китайская пейзажная живопись / Н. А. Виноградова — М.: Изобразительное искусство, 1972.-68 с.

План мастер-класса

    1. Вводная часть:

- приветствие, вступительное слово педагога-мастера (1мин.)

- постановка цели и задач (2 мин.)

2. Основная часть:

- обзорная лекция (10 мин.)

- практическая работа (20 мин.)

  1. Заключительная часть:

- выставка и анализ работ (4 мин.)

- рефлексия (3 мин.)


ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

    1. Подготовительно-организационный

Содержание этапа

Деятельность

мастера

Деятельность

участников

Приветствие. Сообщение темы мастер-класса, постановка цели и задач (обучающих, развивающих и воспитательных).

Вступительное слово мастера

Задают вопросы


    1. Основная часть (обзорная лекция, практическая работа)

Содержание этапа

Деятельность

мастера

Деятельность участников

  • Обзорная лекция об особенностях китайской живописи

Древняя цивилизация Китая, пожалуй, одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня.

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается  большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным   средствам   от европейской живописи. 

Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.

Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.

В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства.

Как художники, так и каллиграфы, пользуются одними и теми же материалами и инструментами: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна и китайская тушь. В изготовлении туши для письма и рисунков китайцы достигли высочайшего совершенства. При растирании специальных черных брусочков с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов.

Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Китайцы говорят, что штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. Китайские кисти похожи на кисти для акварели, но у них более тонкие кончики. Самые гибкие из них – кисти, сделанные из волчьего волоса.

Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы, скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.

    Реалистическое начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей.

В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские идеи. В различные периоды развития живописи на неё наложили свои отпечатки конфуцианство, даосизм и буддизм. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих “Заметках о категориях старинной живописи” (490 г.) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи “одухотворённый ритм живого движения”, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение.

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, парадный портрет, бытовой жанр “Люди и предметы” и анималистический жанр, миниатюра на веерах и других предметах обихода. В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке.

Образам китайской живописи придавалось символическое значение, связанное с идеями древней космогонии. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника: “Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли... Между ними заботливо расположи пейзаж”.

    Дуалистическая структура мира, утверждённая в глубокой древности, представала как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания: мужская сила — [ян] и женская сила — [инь]. Взаимодействие этих сил порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которых образовано всё реальное, всё сущее.

    Годовой цикл воплощал круговорот рождения и смерти вещей. “Четыре времени года” - излюбленный мотив китайских художников. Кульминацией этого цикла был день зимнего солнцестояния, когда сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда свершалось таинство слияния Неба и Земли, когда в недрах тьмы зарождался свет. Поэтому зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.

В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян, а воды - женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям, возникает вселенная. Горы - кости земли, потоки воды - вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. Поэтому ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.

    Художник старался передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к постижению ее тайн. Миниатюрность человеческих фигурок, изображённых на фоне грандиозных ландшафтов, должна была вызывать мысли о величии вселенной, в которой человек является незначительным звеном, подчинённым её могучим силам.

В этом состояло отличие представлений китайской культуры от европейской, где человеку уделялось главное внимание и его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир.

В китайских пейзажах как бы соединяются три мира: мир воды, мир камня и мир дерева. Их объединяет особая живописная организация времени и пространства, являющаяся отражением четвёртого, важнейшего мира. Особое значение придавалось изображению воды, которую почитали как “нектар богов”. Согласно легенде, феникс стал символом чистоты, потому что напоен водой. Водопад — символ встречи Неба и Земли. Он, подобно дракону, выражает единство бытия и небытия. К миру воды относятся и облака — “небесные горы”. Реки, озера, ручьи облагораживают Землю своим небесным и абсолютным началом.

    Мир камня спускает нас с неба на землю, хотя и камни содержат небесное начало, в частности, в уходящих в заоблачные выси горных пиках, относящихся к сфере неба и воды. Камни считались “остовом Неба и Земли, обителью духов”.

В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Особенно часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она - знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь и поэтому символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.

Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал “ пользы бесполезного”, то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности. Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые.

Живопись цветов и птиц.

Особым разделом жанра “цветы и птицы” является живопись так называемых “четырёх благородных”: орхидеи, цветущей дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Они символизируют четыре качества, которые высоко ценят китайцы (силу, красоту, честь и долголетие). Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа. В монохромной живописи бамбука заключается смысл конфуцианской этики и даосской философии. Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема - прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Этот  цветок - символ возвышенного одиночества.

    Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук - это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.

    С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало ян, а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь. Символика мэйхуа конкретна: цветоножка - это абсолютное начало; чашечка, поддерживающая цветок, рисуется тремя штрихами, так как воплощает три силы - Небо, Землю и Человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками. Все части, связанные с деревом, имеют чётное количество элементов, что отражает устойчивость — свойство Земли.

В китайской живописи существует два стиля письма: гунби — прилежная кисть и сей — живопись идей. Первому стилю присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием красок. Второму - свободная эскизная манера письма широкой кистью.

  Художники стиля сей стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, в чем и заключается главная цель мастера. Эти два стиля взаимно дополняют друг друга. Но основой развития стиля сей является манера письма гунби. Сей за тысячелетия выработала свой емкий и лаконичный художественный Язык, с помощью которого художник выражает внутреннюю сущность предмета и, таким образом, свои мысли и чувства. К этому и стремится настоящее искусство.

В китайской живописи существует особый вид картин - картины-свитки хуафу или хуацзюань. Они сворачиваются в рулон цзю ань чэюу и хранятся в специальных изящных футлярах. Этот способ удобен для хранения и коллекционирования картин. Древние картины - свитки, благодаря существующей тогда высокой технике наклеивания картин и способам их хранения, и через тысячелетие сохраняют свою первозданную свежесть, что позволяет любоваться ими в музеях.

Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.

В настоящее время национальная живопись гохуа вышла из узких рамок традиционной тематики, последовав за временем. Современные картины, исполненные в стиле гохуа, наполнились новым содержанием, живым духом времени.  
    Китайская классическая живопись стала значительным вкладом в художественную культуру человечества

  • Демонстрация художественных приёмов китайской живописи

Рассмотрим, как правильно держать кисть при письме. Существует наклонное положение кисти и вертикальное положение кисти.

Для каждого мазка требуется только одно движение (надавите, проведите и поднимите кисть). Средним пальцем двигайте кисть к себе, а безымянным - от себя. Кисть слегка касается бумаги, при сильном нажиме выделяется слишком много краски. Учитесь менять форму и ширину мазков с помощью лишь легчайшего нажима.

Выполняя наклонные мазки, держите кисть почти параллельно бумаге и одним быстрым движением, нажмите, контролируя пальцами движение кисти. Наклонные мазки используются для написания больших участков, крупных деталей или широких форм.

Выполняя вертикальные мазки, держите кисть перпендикулярно бумаге. Ведите кисть сверху вниз, утолщая линию и постепенно усиливая давление кисти на бумагу. Этот мазок используется для всех типов линий (ветви, контуры фигур, одежда и т.п.)

Смешивание красок. Существует два способа смешивания красок: окунание и обмакивание. При окунании полностью пропитайте свою кисть первой краской, а потом окуните её на половину длины волосков во вторую краску. При обмакивании погрузите во вторую краску только самый кончик кисти (например, кисть с белой краской окунули в малиновый краплак или жёлто-зелёный окунули в лазуревую; жёлто-зелёный обмакнули в кадмий красный и т.д.).

  • Выполнение этюда в жанре «Цветы и птицы»

Этапы:

1. Анализ технологических карт и образцов (мотив, композиция, цвет)

2. Подготовка материалов к работе

Для работы необходимо: палитра, кисти беличьи № 2, 5, краски акварельные, цветная тушь, бумага для акварели.

Для удобства в работе необходимо предварительно смочить акварельные краски, «насытив» их водой.

3. Педагогический рисунок педагога-мастера на доске

Для начала рассмотрите предложенную на технологической карте композицию рисунка, обращая внимание на мотив, композицию, цветовую гамму.

Затем выполняйте пошаговые действия согласно предложенной технологической карте.

4. Практическая деятельность участников мастер-класса

Рассказ об истории, особенностях и специфике китайской живописи, её жанрах.


Демонстрация слайдовой презентации «Китайская живопись».






































































Демонстрация репродукций произведений разных жанров.




























































































































Педагог раздаёт технологические карты,

проводит фронтальную демонстрацию рисунка на доске.

Организация поэтапной практической деятельности. Индивидуальная и фронтальная работа с участниками мастер-класса.


Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса.

















































































































































































































































































































































Поэтапное выполнение задания в соответствии с обозначенной задачей.


3. Выставка и анализ работ. Рефлексия

Содержание этапа

Деятельность

мастера

Деятельность

участников

Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ.

1. Выставка и анализ творческих композиций участников мастер-класса

- На какую тему вы выполняли композицию?

- Довольны ли вы своим результатом?

- С какими трудностями вы сталкивались при выполнении композиции?

- Получили ли вы удовлетворение от проделанной работы? Почему?

- Что Вам не совсем удалось при выполнении заданий? Поясните.

- С каким настроением вы работали над выполнением заданий? Почему?

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и участников.

2. Рефлексия

Продолжите или дополните следующие фразы:

- Я никогда не задумывался (лась), что китайская живопись … …

- Китайская живопись для меня – это …

- Главное во всём этом, как мне кажется …

- Мне никогда не приходило в голову, что китайская живопись … …

- Хотелось бы добавить к сказанному …

Подведение итога работы мастер-класса. Организация выставки, анализ

Анализируют свои работы. Высказывают мнения о работе мастер-класса и своих достижениях.













Мастер-класс «Уроки китайской живописи»




Практическая деятельность участников



Практическая деятельность участников




Практическая деятельность участников




Педагогический рисунок на доске



Практическая деятельность участников



Подведение итогов мастер-класса




Этапы работы над композицией «Цветы»


1 этап 2 этап 3 этап









4 этап 5 этап 6 этап










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Уроки китайской живописи"

Автор: Ефремова Мария Павловна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства