Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту.
В одном из интервью 1892 года Альфред Сислей (французский живописец-пейзажист) сказал: «Каких художников я люблю? Всех, кто выразил в своих картинах любовь к природе, и кто действительно остро ощущал ее».
Ведь человек – целый мир со своими взглядами, ощущениями, мыслями, чувствами, которые он воплощает в своих полотнах. Человек стремится, спешит, развивается, постигает вершины, чего-то жаждет, мыслит. Ведь
Для человека мысль – венец всего живого,
А чистота души есть бытия основа
По этим признакам находим человека
Всех тварей на земле превыше он от века,
А если он живет, не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя
(АНВАРИ)
Ведь человек – это высшее создание природы.
Человек и природа – неразделимы.
С давних времен природа была источником вдохновения, самой лучшей обучающей средой, наблюдая и анализируя которую художники создавали великие произведения искусства.
Наиболее полно отражает природу – ПЕЙЗАЖ.
Пейзаж как жанр изобразительного искусства, появился не сразу. Он претерпевал, как и сам человек, определенные периоды эволюции.
Так, древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей.
Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей.
В Средние века живопись служила в основном интересам религии, и, кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно — как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.
В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для своих картин (Сандро Боттичелли, Леонардо Давинчи, Тициан и многие другие великие художники).
Послевозрожденческие пейзажи выполнены по тем же классическим канонам освещения, пространственного распределения элементов. Пространство на них все еще декорация для сюжета, исторического или мифологического, тогда как истинной целью пейзажной живописи является изображение пространства самого по себе.
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЖАНРА происходит во второй половине 19 века. Отныне в пейзаже увидели не просто неповторимое состояние какой-либо местности, а среду становления русской души.
«Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист» (Левитан И.).
В огромном мире пейзажа художник выделил его виды:
- Взгляд из дома
Разве думали вчера,
Что и к нам придет зима?
Утром смотрим – все бело…
И малыш глядит в окно.(С.Тутунов. Зима пришла. Детство)
- Марина (морской) (И.Айвазовский. Девятый вал)
- Камерный (сельский) (А.Пластов. На деревенской улице)
- Стаффаж – пейзаж со второстепенными мелкомасштабными изображениями людей или животных; часто выполнялся другим мастером (К.Коровин. Летом)
- Урбанистический (городской пейзаж) – (А.Куприн. Сокольники. Каланча)
- Исторический (А.Голицын. Санные горки в Петровском парке)
- Царица-ночь(И.Шишкин. На севере диком…)
Но особое место среди видов пейзажа занимает