Методическая разработка занятия "Мамочка, милая мама моя!" подготовлена для проведения занятия по изобразительному искусству для учащихся младшего школьного возраста. Практическая часть занятия направлена на закрепление знаний и умений изображать портрет человека.Работа ведётся по образцу, но элементами творческого подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для педагога: ноутбук, проектор, экран, презентация « Образ материнства в изобразительном искусстве» (Леонардо да Винчи "Мадонна Лита", Рафаэль "Сикстинская мадонна", Рубенс "Мать и дети", Б. Неменский "Тишина" и др.)
Для учащихся: краски – гуашь; лист А4; на каждый стол – клеёнка; тряпочка; непроливайка; кисточки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Проверка готовности. Приветствие.
II.Обсуждение рассказа Ю. Яковлева:
Педагог: - Дома вы читали рассказ Юрия Яковлева «Мама». Расскажите, о чём этот рассказ? (ответы учащихся)
Педагог: - Вспомните понравившийся вам отрывок из этого рассказа. (учащиеся зачитывают понравившийся отрывок)
Педагог: - Какие чувства к матери хотел вызвать у нас автор этим произведением? (ответы учащихся – благодарность, любовь) Да, он словами описал свою любовь к маме.
III. Объяснение нового материала.Беседа:
Педагог: - Тема материнства во все века волновала не только писателей, но и художников.
Эта тема близка каждому. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Перед вами на слайде несколько великих образов материнства, где мы видим, как младенец своей щекой нежно прижимается к матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон придают ей звучание покоя и нежности. (слайд 2)
Педагог: - Какие черты присущи каждой маме?
Вот знаменитый образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. (слайд 3) Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги.
Каждая мать так же несёт свой бесценный груз – своих детей к людям, к радостям и трудностям жизни (рассматриваем слайд 4). Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину Рубенса – мать и дети, словно единая скульптура, их не разлучить. Великое счастье быть вместе! (слайд 5)
И в наши дни художники разных народов (слайд 6) создают об этом свои произведения. На картине «Тишина» Б. Неменского рука матери также охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите! (рассматриваем 7 слайд)
Педагог: - Расскажите о своей маме, какая она, что она любит?
Какие слова можно сказать о маме? Мама всегда рядом, всю жизнь. Она дала тебе жизнь, выкормила тебя маленького, научила ходить, говорить…
Вспомним пропорции лица.(слайд 8)
Сегодня мы рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе. Повторим пропорции лица.
Лицо представляет собой овал. Мы расположим овал так, чтобы он занял большую часть листа. У всех людей черты лица индивидуальны и присущи только одному человеку. Но основные пропорции для всех одинаковы.
Делим овал пополам по горизонтали - на этом уровне у нас будут глаза.
Мысленно делим овал пополам по вертикали – на этой линии у нас должен располагаться нос и рот.
Лицевая часть делится на три равные части: лоб-брови, брови-нос, нос-подбородок.
Уши находятся на уровне носа и размер ушей равен высоте носа.
Подумайте где расположены: шея? плечи?
Обратите внимание, что будет самым светлым на лице при рисовании?
Найдите тёмные части лица. Не забудьте, что шея находится в тени, потому что на неё падает тень от подбородка.
IV. Выполнение практической работы учащимися. Работа по памяти.
Педагог: - Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет конкретного человека, т.е. мамы с её чертами лица.
Тест – Проверь себя (слайд 9-11)
Постарайтесь передать образ мамы с любовью, вспомните характер своей мамы, постарайтесь передать его в рисунке.
В ходе работы педагог наблюдает за работой детей и помогает при необходимости.
Предложить учащимся по предварительной разметке проложить тени на лице и шее; обратить внимание на веки, нос, линию губ, углубления у подбородка. Напомнить что тени прокладываются в последний момент. (дифференцированное задание).
V. Выставка работ:
Педагог: - Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?
Какие разные и красивые работы получились!
Что вы хотели пожелать в рисунке о своей маме?
Педагог: - Подумайте о пожилых людях, живущих с вами рядом, чем вы можете им помочь? Быть внимательными, помогать им во всём. Присмотритесь к своим бабушкам и дедушкам. Подберите картинки-иллюстрации с изображением пожилых людей. Сравните чем лицо пожилого человека отличается от молодого.
2-3 учащимся предложить сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.
VI. Подведение итогов. Уборка рабочего места.
- Спасибо всем за работу на занятии. До свидания!
Приложение
Мама.
Юрий Яковлев
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...
Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.
От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.
Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка – сухая, безжизненная веточка – зазеленела. А потом на ней появились светло – лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.
- Что это? – удивлённо спросил ты. И мама ответила: – Багульник.
На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.
Моя мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Последний раз я её видел, когда она провожала меня в армию. Мне тогда было восемнадцать лет. Это трудно было понять, что мамы нет больше.
Но любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.
Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.