Просмотр содержимого документа
«Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя) »
План-конспект открытого урока
«Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
Тема урока: Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)
Место урока в дополнительной образовательной программе: В рамках программы по рисунку (срок обучения 7 лет), 6 класс, второе полугодие.
Степень сложности: Изучение данного материала может вызвать сложность у детей при подсчете частей целого, сравнении их.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель урока: развить навыки изображения фигуры человека в контрапосте, в статике и динамике, соблюдая пропорции
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению фигуры человека.
Развивающая:развивать теоретические основы и практические навыки изображения фигуры человека в статике и динамике, с соблюдением всех пропорций.
Обучающая:
продолжение знакомства с пропорциями фигуры человека на примере более сложной постановки. Научить изображать фигуру человека с натуры и по представлению.
Учить закомпоновать на листе две фигуры человека; верно передать механику движения стоящей и сидящей фигур с учетом направлений осей плечевого пояса и таза (контрапост).
Учить поэтапному рисованию движения фигуры человека с учетом определенной последовательности.
Оборудование для учащихся:
мольберты, бумага (формат А3), кнопки;
карандаши различной мягкости, ластик;
иллюстративный раздаточный материал;
наглядные пособия.
Оборудование для преподавателя:
Презентация на электронном носителе «Фигура челокека»
методические наглядные пособия,
Структура урока:
I – Организационный момент – 3 мин.
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям,
Объяснение новой темы и презентация нового учебного материала- 10-15 мин.
Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся - 10 мин.
III – Практическое выполнение работы(на усмотрение учителя);
динамическая пауза 5-10 мин;
IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления 10-15 мин.
V –Домашнее задание - 5 мин.
Список используемой литературы:
Полное руководство по рисованию фигуры человека. Энтони Райдер, Издательство: "Попурри"; 2004 г.
Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Гордон Л.,Издательство: “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2000 г.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
II. Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока
Основные термины:
КАНОН в переводе с греческого означает "закон", "правило"
КОНТРАПОСТ (от итал.contrapposto — «противоположность»)
Пропорция(от лат. proportio – соотношение, соразмерность) – размерные соотношения всех частей формы между собой и их соответствие друг другу и соотношения между различными объектами в целом.
Термин «пропорция» используется в математике, физике, химии, архитектуре, дизайне, медицине и других областях науки и искусства.
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине.
2. Тестирование знаний учащихся
Учащимся предлагается в верхнем левом углу нарисовать фигуру человека по представлению. Проводится мини-просмотр с вопросами по уточнению пропорций человеческой фигуры.
3. Объяснение новой темы и практическая демонстрация нового материала.
Демонстрация презентации со слайдами.
Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.
Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека.
Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. За единицу измерения он принял голову человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Впервые в истории изобразительного искусства Поликлет разрешил проблему контрапоста (от итал.contrapposto — «противоположность») — то есть внутреннюю подвижность стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем. Могучий обнаженный атлет — Дорифор («Копьеносец») — изображен в спокойной и величественной позе. Благодаря решению этой проблемы изображение человека стало реальным, оно вышло из той скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Фигура человека стала изображаться очень естественно и жизненно.
В период эпохи Возрождения над выработкой канонов пропорций трудились такие выдающиеся мастера как С. Боттичелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.
В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.
В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение середины груди, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек.
Человеческое тело имеет следующие пропорции: 1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.
2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки.
3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека.
4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.
5. Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы.
6. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.
7. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.
8. Ширина кисти равна длине среднего пальца.
9. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.
4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся.
Преподаватель на доске рисует фигуру человека в статике и динамике.
Последовательность рисунка статичной фигуры человека
(положение стоя)
1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.
2. Вертикально проводим осевую линию, на ней намечаем две крайние точки изображения по высоте. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней.
3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для статичной прямостоящей фигуры осевая линия проходит по центру фигуры по вертикали. Для фигуры в движении вертикальная линия, проведенная от яремной впадины, приходится на пятку опорной ноги.
4. Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.
Последовательность рисунка динамичной фигуры человека
(положение сидя)
1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.
2. Проводим осевую линию, делящую фигуру на 3 равные части на ней намечаем крайние точки изображения (голова, бедра, стопы). Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней, нижняя правая - бедра.
3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для фигуры в движении вертикальная линия, проведенная от яремной впадины, приходится на пятку опорной ноги.
Рисуем подобие проволочного каркаса, делящего фигуру на 3 равных части: от плеча до бедра, от бедра до колена, от колена до стопы. На визуальную проволочную массу наращиваем массу мышц.
Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.
III – Практическое выполнение работы(на усмотрение учителя)
После объяснения преподавателем как изображать фигуру человека, учащиеся на бумаге рисуют 2 работы:
1) фигура в статике (положение стоя)
2) фигура в динамике(положение сидя)
Учащиеся работают по образцу с консультацией преподавателя.
IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления.
Сравнение результатов тестовых работ с выполненными работами под руководством преподавателя. Выявление ошибок и пути их исправления.
Критерии оценки: Обоснованная композиция изображения
Точно
е определение пропорций и форм в изображении рисунка человека.
V – Домашнее задание.
Линейные наброски и зарисовки фигуры человека в различных положениях на формате А-3,А-4.