2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявление уровня знаний, определение типичных недостатков Сейчас я буду загадывать вам загадки, ответив на которые вы узнаете, что должно быть на ваших партах. 1) Я лепила колобка, Сплющила его слегка. Тут же получился блин — Очень мягкий... 2) Всех листов плотнее он, Белый и цветной... Итак, какие предметы должны лежать на ваших партах? Молодцы! Ребята, с какими художественными материалами мы уже работали? На доске вы можете увидеть изображение картины (Натюрморт с фруктами). (слайд 2) Можем ли мы рассмотреть эту картину? А руками ощутить форму, мягкость или твердость фруктов мы можем? Почему? И все потому, что изображение находится на плоскости. В моих руках находится персик, он несъедобный, изготовлен он из искусственного материала. Подержите его по очереди в руках, а затем скажите, какой он: мягкий или твердый, какой он формы, возможно, он шершавый. Вы перечислили свойства персика, которые картина не сможет передать. Так какие художественные материалы можно использовать для создания живописных и графических композиций? Давайте подумаем, какой материал можно держать в руках, разминать и рассматривать получающиеся изображения со всех сторон? Конечно же, пластилин и глина. Изображение, которое можно создать из этих материалов, будет объемным. Мы сможем увидеть его с разных сторон. Как вы думаете, к какому виду искусства будет отнесена такая работа? Всего мы знаем четыре вида изобразительного искусства. Какие? Давайте рассуждать: живопись – это изображение чего на чем? Архитектура – это? Декоративно-прикладное искусство – это? Три вида уже не подходят по своим определениям. Остается скульптура. Вспоминаем, что и как в изобразительном искусстве отображает скульптура. Вспомните, как вы рассматривали персик. Значит, к какому виду мы отнесем изделия из пластилина? А как могут называть мастера, создающего скульптуры? Молодцы! | Обучающиеся отгадывают загадки: Пластилин Картон Пластилин, картон. Акварель, гуашь, карандаши и др. Да. Нет. Это лишь изображение, его можно рассмотреть. Персик – твердый, округлой формы, гладкий на ощупь. Краски, карандаши, уголь. Размышления обучающихся. Обучающиеся высказывают свои предположения. Живопись, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Живопись – это изображение на плоскости. Архитектура – это постройки, сооружения. Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта. Скульптура имеет форму, ее можно ощутить, рассмотреть с разных сторон. Изделия из пластилина можно отнести к скульптуре. Скульптор. | Личностные: Познавательные: осознанное и произвольное построение; речевого высказывания в устной форме; определение основной и второстепенной информации; Коммуникативные: Регулятивные: |
3. Постановка учебной задачи | Активизация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации Скульптуры могут создаваться из совершенно разных материалов. Как вы думаете, какие это материалы? (слайды 3 - 5) Посмотрите, на скульптуры животных, какие все они разные (демонстрация миниатюрных скульптур животных из дерева, камня, глины, пластилина). Каких животных можно встретить в наших лесах? Узнаем это из загадок: 1) Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? 2) Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно - белый. Я его не испугался, Целый час на ним гонялся. 3) Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? 4) На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. 5) Очень сильный и высокий По колено снег глубокий. Не олень, но он рогатый, Все зовут его сохатый. | Дерево, камень, глина, пластилин, лед. Рассматривают миниатюрные скульптуры животных предоставленные учителем, а так же слайды. Отвечают на загадки: Белка. Заяц. Медведь. Волк. Лось. | Личностные: Познавательные: постановка и формулирование проблемы определение основной и второстепенной информации; Коммуникативные: Регулятивные: |
4. Построение проекта выхода из затруднения (основной этап) | Организация обучающихся по исследованию данной проблемы Сейчас я продемонстрирую, как из цельного куска пластилина можно получить определенную форму. Цилиндрическая форма: раскатайте кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда – обратно. Шарообразная форма: раскатайте кусочек пластилина (глины) круговыми движениями между двумя ладонями. Обратите внимание на доску. На схемах вы можете увидеть определенные формы, которые можно получить из основных. | Следят за действиями учителя. Рассматривают схемы. | Личностные: Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Установление осознанности восприятия, организация обобщения изученного ранее материала. Сейчас каждый из вас подумает, какое животное будет изготовлять. Напоминаю, животное наших лесов. Лепить следует на дощечке для лепки или же на картоне. После того как вы закончите работу, поставьте ее на картон. Преступайте. У меня есть большой картон зеленого цвета, как раз под цвет растительности леса. Сейчас мы расположим ваши работы на нем, будто это наш с вами маленький лес. | Слушают учителя. Выполняют задание учителя. Располагают свои работы на общем картоне. | Личностные: Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
7. Рефлексия деятельности. Итог урока | Организация рефлексии Молодцы ребята! Замечательная коллективная работа у нас вышла. Оценивать работы мы будем все вместе. Все животные хороши. Вы славно сегодня работали. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Какие это могут быть материалы? - Лепка относится, к какому виду изобразительного искусства? Надеюсь, вам понравился сегодняшний урок! | Оценивают работу друг друга Мы узнали о том, что для изготовления скульптуры используются совершенно разные материалы. Для изготовления скульптуры могут использовать дерево, камень, глину, пластилин, кости, лед. Лепка относится к скульптуре. | Личностные: Познавательные: Коммуникативные: |