kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коспект урока по предмету "Искусство" (ИЗО) "Пейзажи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 6 класса и знакомит с творчеством художников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коспект урока по предмету "Искусство" (ИЗО) "Пейзажи"»

6 класс. ИЗО

Тема: «Пейзаж в русской живописи»

Цели урока:

приобщить учащихся к национально-значимым ценностям на примере пейзажного творчества В.Э. Борисова-Мусатова;

Задачи:

учебная:

– продолжить знакомство с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, на примере творчества живописца В.Э. Борисова-Мусатова;

– умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувство зрителя;

воспитательная:

– умение видеть красоту окружающего мира,

– уважение к труду, таланту великих художников,

– патриотическое воспитание: гордость за свое Отечество;

развивающая:

– наблюдательность, зрительная память, внимание к деталям.

Оборудование: компьютер, проектор.

Перечень произведений искусства, используемых на уроке:

"Гобелен" (темпера, 1901),

"Водоём" (темпера, 1902),

Материалы для учителя:

Презентация “Пейзаж в русской живописи”.

Для учащихся: альбомы, гуашь, кисти.

Подготовка к занятию. Перед уроком детям даются индивидуальные задания: найти информацию о жизни и творчестве В.Э.Борисова – Мусатова, создать презентацию.

План урока:

I. Орг. момент - 2 мин.

II. Рефлексия материала прошедшего урок – 3 мин.

III . Введение в тему:

Сообщения в сопровождении презентаций учителя и обучающихся по теме урока- 15 мин.

IV. Практическая работа - 20 мин.

V. Подведение итогов - 3 мин.

VI. Домашнее задание - 2 мин.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин

Начинается просмотр презентации.

Учитель – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из жанров изобразительного искусства – пейзаж (сл. 1).

Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок. Поэтому даже неискушенный в вопросах изобразительного искусства человек небезразличен к нему, к живописным произведениям, выполненным в жанре пейзажа.

Дайте определение жанру "пейзаж” (Сообщение обучающегося)

Обучающийся - Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа;

Учитель - Какие виды пейзажа вы знаете? (Сообщение обучающегося)

Обучающийся - Городской, деревенский, лесной, лирический, архитектурный, марина, индустриальный.

Учитель – Пейзаж - это не механическое воспроизведение окружающей человека среды, это художественный образ природы или города, т.е. эстетически осмысленное, опоэтизированное изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника.

В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, "радостной” или "мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

Развитие русского пейзажа в XIX веке питалось растущей, все более осознанной любовью русских людей к родной земле.

Русские пейзажисты А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, каждый со своими стремлениями и пристрастиями, немало потрудились над тем, чтобы донести до зрителя черты природы — леса и степи, рек и озер (сл.2) (Ф. Мальцева, Мастера русского реалистического пейзажа, т. 1-2, М., 1953, 1959). Но, поскольку дело не ограничивалось одной точностью передачи ее черт, уже перед ними возникали и более сложные вопросы понимания поэтики пейзажа и его средств выражения.

В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления людей. Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление. Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

(сл2-3.) Виктор Эльпидифорович Борисов – Мусатов — один из первых русских живописцев, соединивших в своем творчестве жизненную правду с символикой, страстную любовь к природе с остро индивидуальным ее преломлением. Он входит в русское искусство в 1890-е годы — время энергичной борьбы за усиление эмоционального звучания живописи, за обогащение ее светом, воздухом, движением. Его творческая зрелость совпадает с началом XX века — эпохой лихорадочных исканий и многообразных направлений. В лице таких художников, как Врубель и Борисов - Мусатов, на смену искусству, непосредственно отражавшему реальную жизнь, приходит искусство, строящее на основе преображенной действительности свой особый мир (сл.4).

По традиции считается, что Борисов - Мусатов был человеком одиноким и в жизни, и в искусстве. Это его одиночество — скорее легенда, чем истина. Энергичный, деятельный, он по натуре своей был организатором и вожаком. В русское искусство, несмотря на свою трагически короткую жизнь, Борисов - Мусатов вошел как создатель живописного направления, и имел счастье видеть молодежь, которая развивала его находки и идеи (сл.5-6) – одни из первых работ художника.

Сообщение обучающихся в сопровождении презентации.

Учитель - Период творческих успехов, полного расцвета таланта Борисова - Мусатова открывается 1901 годом. Продлится он недолго — всего пять лет, и оборвется смертью художника. В этот период, сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности , Борисов - Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Именно в эти годы он вырабатывает живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины.

Первым произведением, в котором художник сумел синтезировать впечатления от натуры, увидеть в частном, конкретном общее, стала “Весна” (сл.7). Именно эта работа дает возможность проследить, как импрессионистические начала вытесняются в творчестве мастера декоративными. И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей, изысканностью рисунка цветущих ветвей — произведение уже иной системы — декоративной. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.

Основной работой 1901 года стала картина “Гобелен” (сл.8), само название которой говорит о декоративных задачах, поставленных художником. Реальные впечатления, лежащие в основе “Гобелена”, были почерпнуты Борисовым - Мусатовым в Зубриловке. Отныне место действия большинства его картин — терраса, пандусы, лестница чудесного зубриловского дома, построенного в 80-х годах XVIII века, лужайки, аллеи таинственного и романтического зубриловского парка. Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова - Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом. В этой картине, как и в настоящих гобеленах, когда-то поразивших воображение юноши, художнику не нужна психологическая выразительность образов, жизненная достоверность происходящего. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. “Гобелен” звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком.

Во второй половине 1902 года Борисов - Мусатов создает “Водоем” (сл.9), картину, ставшую такой же кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Для самого Борисова - Мусатова “Водоем” — главная его картина, наполненная предельно интенсивным лирическим чувством, монументально-декоративная и поэтически-реальная одновременно.

“Водоем” — первое произведение Борисова - Мусатова, которое можно назвать монументально-декоративным панно. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя “Водоем” — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов - Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы, исключая линию горизонта. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В “Водоеме” особенно четко проявились две стороны художнической натуры Борисова - Мусатова: почти математический расчет прирожденного декоративиста сочетается здесь с эмоциональностью поэта, способного втягивать зрителя в пленительный мир вымысла.

Известность Борисова - Мусатова растет. Появление на выставках “Гобелена”, “Водоема” и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически.

В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова - Мусатова; весной следующего года его произведения, в том числе и “Водоем”, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом.

Несмотря на это, материальное положение Борисова - Мусатова остается тяжелым. Лишь в последние годы жизни коллекционеры начинают приобретать его картины. Покупает несколько акварелей и Третьяковская галерея в Москве.

Вершины в пейзажной живописи Борисов - Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни (сл.10-16). В акварели “На балконе. Таруса”, в пастелях “Куст орешника” и “Осенняя песнь” природа как бы растворена в чувстве художника. Необычайно простые по композиционному решению, с ясно ощутимыми ритмами линий и красок, полные прозрачной голубизны и бледного золота осени, эти произведения — прекрасные образцы открытого Борисовым - Мусатовым особого вида пейзажа — декоративного пленэра.

В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу. Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова - Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.

В своём творчестве Борисов - Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез. Основным мотивом, сквозь который для Борисова - Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка. Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в неком потустороннем царстве сна.

В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка (сл.17-18).

Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные буквы (ФИО художника)

Творческое задание: проанализировать художественные произведения В.Э. Борисова -Мусатова на выбор из предложенного списка:

"Гобелен" (темпера, 1901), "Водоём" (1902), "Изумрудное ожерелье" (темпера, 1903-04), "Куст орешника" (пастель, 1905).

Предлагается 2-3 обучающимся по вопросам:

  1. Вопросы:

Что является главным в картине?

Какое настроение несет произведение?

Какие композиционные средства использует художник?

  1. Вопросы:

Какое настроение художник передал в своей картине?

Какие чувства у вас вызывает картина? Почему?

О чем повествует картина?

  1. Вопросы:

Как вы думаете, чему посвящена эта картина?

Какой колорит выбрал художник и почему?

Как построена композиция картины?

Практическая работа:

Сегодня вы попробуете в живописи отобразить мир окружающей природы.

Проявите фантазию, творчество. Отразите свои чувства и образы родной природы. Для работы нам потребуется: кисти и гуашь.

Подведение итогов.

Учитель - Сегодня на уроке вы узнали о творчестве саратовского художника В.Э. Борисова - Мусатова, попытались сами работать в живописи. Ваши работы оцениваются и оформляются на сменной выставке.

Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Различны и жанры ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

Рефлексия. Составление синквейна на тему «Творчество В.Э. Борисова - Мусатова».

Правилами составления синквейна (сл.19).

Пример выполнения:

Колумб,

Отважный и решительный,

Искал, боролся, верил,

Открыл Америку и объединил мир -

Герой.

-------

Художник

Талантливый и трогательный

Творил, искал и верил,

Создал прекрасные работы и имел учеников –

Гордость России.

Учащиеся выборочно зачитывают полученные пятистишия.

2 вариант рефлексии: Решение кроссворда на тему: «Творчество В.Э.Борисова -Мусатова»

Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Использованные материалы:

- Борисов - Мусатов.//Автор вступительной статьи и составитель альбома А.А. Русакова. - Л.: Худож.изд-во "Аврора", 1975.

- В. Борисов - Мусатов : Из собрания Государственной Третьяковской галереи.//Автор-составитель И.М. Гофман. - М: "Изобразительное искусство", 1989.

- Савельева Е. Дом, удобный для вдохновения. - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.

© Молодежный Информационный Центр, Центральная городская библиотека г. Саратова




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Коспект урока по предмету "Искусство" (ИЗО) "Пейзажи"

Автор: Розина Евгения Викторовна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства