2. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением. | «Красна девица идёт, Словно павушка плывёт, На ней платье голубое, Лента алая в косе, На головушке перо» О каком образе говорится в этой песне? (В этой песне говорится о русской девушке.) Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему? С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему? (Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину) Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы. Оказывается, внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают". О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке? Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с традиционным русским костюмом, научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно? Составим схему нашего урока. - познакомиться с историей костюма - изучить правила украшения - выполнить творческую работу - оценить свою работу Итак, мы отправимся в далекие прошлые времена - на просторы нашей необъятной Родины, в деревню с запахом только что вынутого из печи душистого хлеба, с благоуханьем скошенной сочной травы. Окунуться в жизнь самых простых русских людей. Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Ответы детей. Правильно, действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. А когда крестьяне отдыхали? (Когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным) Праздника ждали и готовились к нему. Как готовились к праздникам? (Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство) Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто передавалась из поколения в поколение по наследству. Хранили такие наряды в специальном ящике с крышкой – сундуке. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. | №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 |
| И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание. По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит. Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник". Посмотрите, какие они были красивые, разных форм в работах русского художника Константина Маковского! Рассмотрим на слайдах одежду разных губерний, а также картины русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах. | №8 № 9-14 |
3.Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. | Что такое орнамент? Для чего вышивали орнамент? -Какие символы применяли в орнаментах? Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость. Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы. Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний. И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке. | №15 №16 |
4.Этап «Профилактический». Физминутка. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии. | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! | |