Материалы: Альбомный лист квадратной формы, простой карандаш, акварель, кисть № 6, баночка с водой, коричневый восковой мелок.
Техника: свободное смешивание красок на рабочем листе без палитры по предварительному рисунку.
Методы: индивидуальная работа детей по впечатлению и памяти после беседы, наблюдений.
Оборудование: листья клёна, иллюстрации листьев клёна, кленовых деревьев, музыка П.И. Чайковского « Времена года», игрушка ёжика.
Ход занятия:
1. Беседа о красоте осенних листьев.
- Заканчивается одно из самых ярких и нарядных времён года — осень.
- Почему осень считают нарядным временем года?
( листья на деревьях яркого, нарядного цвета)
- Я сегодня утром шла и встретила ёжика. Он гулял по участкам и собирал последние осенние листочки.
- Ёжик был так расстроен... красивых листочков осталось совсем мало, ведь осень заканчивается... Мне очень захотелось ему помочь, и я пригласила его к нам на занятие. Вы же, ребята, замечательно рисуете и сможете нарисовать ему много красивых осенних листьев.
- Поможем ёжику?
- Давайте нарисуем для него осенние листья и попросим сохранить их до следующего листопада.
- Вспомните, какое строение имеет лист дерева?
( черенок , прожилки — это каркас, основа листа)
- Сегодня на занятии мы нарисуем для ёжика осенний листок, а какой, вы узнаете, послушав маленькое четверостишие:
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый
Жёлто- розовый — кленовый.
- Кто догадался, какой листочек мы будем рисовать? (кленовый)
2. Подготовка к практической работе.
-Давайте рассмотрим строение кленового листа.
- Какой это лист?
( лист крупный, резной, имеет жёсткий черенок и хорошо выраженные прожилки)
- На что похожа резная часть листа? (на корону)
- Посмотрите, как можно легко передать его форму.
3.Показ приёмов работы сопровождаем объяснением:
- рисовать будем в квадратном формате листа
- начинаем рисовать простым карандашом, помня о том , что на карандаш мы не нажимаем, линии должны быть чуть заметны, они нам только помогают построить форму листа
- рисуем крупно в середине альбомного листа
- прорисовываем сначала черенок — главную прожилку
- в нижней части черенка рисуем дугу - вторую основную прожилку — получается лук
- дальше рисуем стрелу - третью прожилку
- теперь на каждую прожилку одеваем корону
- соединяем короны плавной дугообразной линией
- так же соединяем стрелу с прожилками.
- обводим черенок и прожилки коричневым восковым мелком.
4. Практическая работа.
-Теперь самостоятельно рисуем лист простым карандашом
Дети повторяют последовательность рисования:
- с чего начинаем рисовать?- черенок
- дуга
- стрела
- корона
- всё соединяем плавной линией.
- обводим черенок и прожилки коричневым восковым мелком.
5. Подготовка к практической работе.
Давайте раскрасим наши листочки.
- Скажите, какими цветами сама природа раскрасила листья?
( жёлтый, красный, зелёно- жёлтый, оранжевый)
- Как вы думаете сколько цветов понадобится нам для раскрашивания листочков? ( только три)
- Какие? ( жёлтый, красный и синий)
- Почему именно эти цвета? ( смешивая их мы можем получить другие -оранжевый и зелёный)
- Как эти цвета называются? ( основные)
6. Показ приёмов работы в технике:
- набираем на кисть много жёлтой краски, раскрашиваем лист, пока краска не высохла, добавляем другой цвет красный или синий - получаем жёлто -оранжевый или жёлто -зелёный цвет (в какой гамме хотим получить лист).
- посмотрите, восковой мелок не закрасился краской и у нас уже прорисовались прожилки.
7. Практическая работа.
-Теперь самостоятельно раскрашиваем лист красками .
- раскрашиваем весь лист жёлтым цветом
- добавляем красный или синий по желанию
8. Итог занятия.
Обсуждение работ, выставка.
- Ёжик, посмотри, сколько красивых листьев тебе нарисовали ребята. Получился настоящий осенний листопад.
- Ребята, ёжик очень доволен вашими рисунками, расскажет в своём лесу , какие вы хорошие помощники и замечательные художники.