Конспект урока по лепке со школьниками начальных классов с ограниченными возможностями ЗПР
Конспект урока по лепке со школьниками начальных классов с ограниченными возможностями ЗПР
Данный урок разработан как развивающее занятие со школьниками начальных классов с ограниченными возможностями по здоровьюЗПР во время проведения летнего лагеря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по лепке со школьниками начальных классов с ограниченными возможностями ЗПР»
Урок-конспект: Каждый народ – художник. Русская деревянная изба.
Тема урока: лепка из пластилина.
Тип урока: практический урок.
Цель урока: научить ребят с ограниченными возможностями лепить из пластилина деревянную избу, фасад дома (шаблон выполнен на картоне).
Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.
Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.
Предметные: выполнять изображение избы с использованием пластилина и трафарета.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;
Познавательные УУД: определять под руководством учителя особенности лепки из пластилина.
Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта
Личностные: проявлять интерес к предмету.
Задачи:
1.Образовательные: научить детей лепить фасад избы из пластилина. Формировать практические навыки работы в конкретном материале, умение передавать единство формы и декора избы на доступном для возраста уровне.
2.Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности; воспитывать уважение к искусству, любви к родному краю, к традициям и народной культуре, привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.
3.Развивающие: развивать внимательность, творческое мировоззрение, развитие мелкой моторики, творческий потенциал, речь, познавательные и коммуникативные способности.
Зрительный ряд: иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема; картины И.Левитана, А.Васнецова, В.Стожарова, слайды памятников деревянной архитектуры, фотографии русских деревень.
На доске написать слова, встречающиеся в работе: сруб, бревно, наличник, балясина, венец, фронтон, крыльцо.
План урока:
1.Беседа о традициях русского зодчества
2.Знакомство с элементами русского деревянного жилища.
3.Постановка художественной задачи.
4.Практическое выполнение.
5.Подведение итогов и организация выставки работ.
Ход урока:
Этапы урока,
содержание (задания)
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы, методы и приёмы обучения
УУД
Организацион-ный момент
2
-Ребята, покажите мне свою готовность к уроку лепки.
- Проверьте, есть ли у вас пластилин, стеки, досочки.
- Присаживайтесь аккуратно.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Словесный
Актуализация знаний
10 мин
Техника безопасности при работе с пластилином.
Выбери для работы нужный цвет пластилина
Обрежь стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом.
2. Вступительная беседа
Во многих сёлах и деревнях на Руси издавна строились деревянные постройки: жилые дома-избы и храмы. Без единого гвоздя воздвигали долговечные дома и величественные храмы. Топор в то время был главным орудием труда и это неслучайно. Пила рвёт древесные волокна, оставляя их открытыми для воды, а топор, сминая волокна, запечатывает торцы брёвен. А теперь более внимательно посмотрим на памятники деревянного зодчества. Ответьте на вопросы:
Что общего вы заметили в конструкции изб и храмов?
Как связана древняя русская архитектура с окружающей природой?
Постройки вписаны в природный ландшафт. Излюбленным материалом русской народной архитектуры всегда было дерево. Как вы думаете почему? Оно роднит постройку с природой, совместимо с человеком. Люди строили свой мир, в котором присутствовало чувство родства с окружающим миром. Дерево служило основным строительным материалом. Из дерева изготавливал почти все предметы, нужные ему в быту. Какие вы знаете бытовые предметы? Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и происходит слово «деревня». Деревенские избы ставились на «радостном месте». Чтоб хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге и получилась «у-лица». Избы в сёлах не красили. Люди ценили красоту и тепло дерева. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, а в солнечный становятся как тёплый светящийся мёд. Много оттенков коричневого цвета можно заметить, глядя на деревенскую улицу.
- Ребята, мы сегодня слепим фасады наших домов, а по окончании урока выстроим их лицом к дороге и полюбуемся нашей улицей, но для начала разомнем наши руки.
Разминка пальцев
(Рука сжата в кулачок). Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево). Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого). Эта долька - для ежа. (Разгибаем указательный пальчик). Эта долька - для чижа. (Разгибаем средний пальчик) Эта долька - для утят. (Разгибаем безымянный пальчик). Эта долька - для котят. (Разгибаем мизинчик). Эта долька - для бобра. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево). Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть). Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!
Слушают правила техники безопасности.
Отвечают на вопросы.
Разминают руки и пальцы.
Словесный – беседа, объяснение.
Определять под руководством учителя особенности лепки деревянной избы.
Вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
Практическая часть
22 мин
Перед вами, посмотрите, разные виды деревенских домов. Но все они сделаны из брёвен. Окна украшены наличниками. А что же это такое? На крышах домов – трубы. Кто знает, зачем они нужны?
- Какие цвета будем использовать?
- Итак, ребята, сейчас мы с вами берем вот такую заготовку. Там отмечены контуры нашей избы. Познакомимся с основными элементами избы, обращаем внимание на термины, написанные на доске. Постараемся создать наше жилище в русском традиционном стиле. Показываем, всё, что делаем и подробно комментируем. Отщипываем кусочек пластилина. Разминаем его и вылепляем первое брёвнышко (катаем на доске колбаску и придаём ей форму брёвнышка, уточняем размеры). Ребята, смешивать цвета можно, будут получаться разнообразные оттенки. У каждого из вас получатся свои по цвету избы. Полученное брёвнышко, слегка придавливая, прикрепляем к шаблону). Затем, второе брёвнышко и так далее. Продолжаем работу. Фундамент нашего дома можно вылепить кирпичиками. Для этого маленький кусочек пластилина отрываем, придаём ему форму прямоугольника и прикрепляем его вниз шаблона, укладываем кирпичики. Вылепим крышу. Установим на ней трубу. Затем окно. Украсим его наличником. Выберем для него подходящий цвет. Декорируем наш дом (дополним его архитектурными деталями), придумываем элементы декора и детали. (У кого-то на окне уже появился цветочный горшок, а у кого-то кошечка греется на завалинке). Все молодцы!
(Работа может выполняется под спокойную классическую музыку. Например,П.И.Чайковский «Времена года»)
Выбирают трафаретные формы домов.
Словесный - рассказ
Формулировать высказывания, задавать вопросы
Выставка работ учащихся
3 мин
Готовится выставка работ учащихся.
Рассматривают выставку.
Наглядный
Итог урока
2 мин
- Что мы сегодня делали?
Отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока.
Словесный - беседа
Рефлексия
1 мин
- Вам нравится ваша работа? Что запомнилось и заинтересовало вас?
Если вам понравилось работать на уроке, то похлопайте друг другу.
Хлопают
Используемая литература
*Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21