kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству " Портрет-натюрморт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представлен по программе Б М. Неменского " Изобразительное искусство" 6 класс, на котором учащиеся знакомятся с творчеством Д. Арчимбольдо, а затем, разделившись на 3 группы составляют портрет человека,используя настоящие овощи и фрукты, фотографии овощей и фруктов и рисуют карандашами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству " Портрет-натюрморт"»

Урок изобразительного искусства

Класс: 6 класс

Дата: 03.03.2017г.


Учитель: Маркушова Т.Е.


Тема: « Что сегодня на обед- винегрет или портрет?»


Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.


Цель урока: формировать особенный интерес учащихся к жанру портрета, стимулировать их на создание собственных работ.


Задачи урока:

Образовательная: Рас­ширить знания о жанре изобразительного искусства - портрет , сформировать представления учащихся о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту окружающего мира, владения мастерством его изображения, на примере работ Джузеппе Арчимбольдо.

Развивающая: развивать эстетический вкус; развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе; развивать зрительную и слуховую память, внимание.

Воспитательная: прививать любовь к искусству.


Планируемые результаты:

Предметные: узнают имена выдающихся художников-портретистов , научатся определять индивидуальность произведений в портретном жанре, выполнять художественный анализ своих работ.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция оценка действий; формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные УУД: постановка и принятие учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание уровня усвоения материала; самостоятельная работа; умение организовывать своё рабочее место.

Личностные УУД: осваивают новые правила, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая.


Ресурсы:

Основные: Интернет-ресурсы.

Дополнительные: презентация, ТСО, набор фруктов и овощей, музыкальное сопровождение.


Основные понятия: натюрморт, портрет, коллаж, аппликация.














Название этапа,

Цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Формирование УУД

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(2мин)


Приветствие.

- Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы будем заниматься творчеством. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.
Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха…. Итак, начинаем...

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

фронтальная

Л: понимают и принимают правила организации урока.


2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(3-4 мин)

Беседа

(За доской скрыта тайна урока – копии с пяти портретов живописца. На учительском столе – поднос, наполненный муляжами овощей, фруктов, грибов.)

-Скажите, ребята, что может связывать этот поднос с овощами и фруктами и урок Изо?

-Может ли художник проявить свою фантазию в изображении натюрморта? Как?

-А теперь скажите, о каком из жанров Изо говорится в стихотворении-загадке?

«Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в каске верхолаз.
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Самый главный он герой.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я.
Нарисована в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется...»

- Давайте уточним, что такое портрет? Какие виды портрета вы знаете?










Ответы детей.
























портрет

Учащиеся зачитывают в учебнике определение, что такое портрет.


Фронтальная, индивидуальная

Р: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

П: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3

Постановка темы и цели урока.

(2мин)


Беседа

Кто из вас догадался, что может связывать два жанра изо – натюрморт и портрет?

Как вы думаете, возможно, ли объединить эти два жанра? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

-Молодцы! Я вам скажу, что это будет намного интереснее, чем портрет с овощами...

Тема нашего урока –« Что сегодня на обед- винегрет или портрет?»

Как вы думаете, чему мы научимся на сегодняшнем уроке?

Чтобы решить поставленные задачи мы должны познакомиться с творчеством художников портретистов.

Я выступлю сегодня в роли вашего помощника и предложу вам план дальнейшей работы:

1.Познакомиться с творчеством Д. Арчимбольдо.

2.Рассмортреть портреты –натюрморты.

3.Составить свой портрет.

4. Сделать выводы.




Ответы детей:

На портрете человек будет изображен с овощами.









Научиться выполнять портрет с помощью овощей и фруктов.

фронтальная

Р: Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;

П: Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

К: Слушать и понимать речь других;

уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

4

Открытие нового знания.

(10-11 мин)

Беседа, просмотр картин

Рассмотрите внимательно репродукции.

Как вы считаете, можно ли их считать портретами?

- С помощью чего художник добивается «портретного сходства»?


Рассматривают портреты. Обсуждают.


Ответы детей: черты лица заменяет фруктами, овощами, цветами …- природными формами.



фронтальная,

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

П: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя



Беседа, просмотр презента-ции

- Такие удивительные портреты писал художник эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году, в Милане. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец – художником.

Будучи юным художником он видел рукописи великого Леонардо да Винчи. Особенно поразили воображение юного Джузеппе наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица.

В 1562 году в Вене он стал придворным портретистом, а также занимался приведением в порядок знаменитого «Кабинета», в котором вместе с произведениями искусства были собраны разные «курьезы»

( редкости).

Кто-нибудь знает, где в нашей стране находится подобный музей и как он называется?


Насмотревшись «курьезов» и изрядно устав от придворных портретов Джузеппе начинает писать необычные картины. Большинство картин было написано с середины 16 века, но только некоторые дошли до наших времен. Портреты можно долго разглядывать, восхищаясь мастерством и фантазией художника. Художник подобно магу оживляет неживую природу. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, деревьев, музыкальных и иных инструментов, книг и других предметов.

Совершенное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать и сегодня.

Портреты Арчимбольдо зачастую напоминают волшебные сказки из детства: вместо носа мы видим огурец, на месте щеки персик, а в качестве воротника выступают колосья.

Перед вами портрет германского императора Рудольфа. Император специально пригласил художника, чтобы он поселился во дворце и писал портреты его семьи и знатных особ. Весь портрет составлен из даров природы.
-  Попробуйте назвать те из них, которые вы узнали.


Арчимбольдо - личность странная и загадочная, обладавшая многими талантами и профессиями.

Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши".

(Слайд - перевернута картина «Садовник»)

-Что вы видите на картине?

-А сейчас? (на слайде - картина «Садовник»)


Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.


Полотна цикла «Времена года» символизируют четыре возраста человека:

весна – это юность,

лето – это молодость,

осень – средний возраст,

зима – старость.



А вот еще один портрет -«Библиотекарь». Художник скомпоновал его из различных книг, томов, фолиантов, закладок и т. п.

Очень долгое время почти никто не видел их, потому что Арчимбольдо был не простым, а королевским художником. Его работы украшали дворцы, куда пропускали не каждого, а только очень знатных людей.


























Ответы детей:

Москва, Краснодар, Санкт- Петербург.
































Ответы детей:

Во лбу – патиссон, на плече – артишок, виноград, вишни, сливы – всего не перечесть.





Вазу с овощами

Ух,ты! Лицо!!!!










Рассматривают картины


Фронтальная

индивидуальная

Р: формирование познавательной инициативы.

П: умение находить и выделять необходимую информацию; пополняют запас знаний об изготовлении портрета-образа;

К: умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Л: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.


5

Динамическая пауза.(1-2 мин)

Физкульт

минутка

Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки.

Учащиеся выполняют упражнения

индивидуальная

Л. Проявляют физическую активность в выполнении упражнений


6

Творческая практическая деятельность учащихся.

(15-17 мин)

Самостоятельная работа

Наверное, работы Арчимбольдо дали вам стимул к собственному творчеству?


Сейчас вы сможете воплотить в жизнь свои идеи. Мы попробуем с вами создать портреты, но портреты необычные по виду и технике исполнения. Думаю, картины Арчимбольдо, написанные масляными красками, создавались не один день. Мы тоже попробуем сделать шуточные портреты-натюрморты – арчимбольдески всего за один урок. Работать будем группами, но у каждой из групп будет своя техника исполнения.

Задание: Сегодня дали на обед
нам очень вкусный винегрет.
Сейчас вы напишите портрет.
Чей, вы мне скажите. Пока секрет.

Приглашаю командиров групп ко мне за заданиями.

Первая группа- составляют портрет из фотографий фруктов и овощей.

Вторая группа- составляет портрет из настоящих фруктов и овощей.

Третья группа –создает при помощи карандашей живописный портрет.

Работать над портретом-образом вам предстоит сообща. Работая в группе, каждый из вас должен взять на себя определенную роль. Вспомним правила работы в группе.


А пока у вас в голове вырисовывается образ – портрет, я зачитаю слова ученого , который занимался растениями. Он сказал о дереве (а оно нам дарит и цветы, и плоды, и фрукты ...): Дерево – то же тело. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Оно благоухает цветами и плодами и подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать.

Вот и вы нарисуйте так, чтобы ваш портрет и видел, и слышал, и ощущал.


Да, мы тоже хотим попробовать сделать портреты из фруктов и овощей.




















Учащиеся получают конверты с заданием.
















Учащиеся говорят правила работы в группе.


Индивидуальная, групповая

Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

П: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

7.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(3-4 мин)


Рефлексия Экспресс-выставка. Оценка работ.


Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня и только сейчас для вас открывает свои двери галерея детского творчества! Спешите увидеть необычные творения!

Прошу командира 1 группы показать свою работу, 2 группы…, 3 группы…

(учитель акцентирует внимание на каждой из работ, авторов просит озвучить название портрета-образа).

У меня на столе лежат лепестки цветков. Если вам понравился урок, то прикрепите к серединке цветка желтый лепесток, если не понравился - синий лепесток, а если остались равнодушны- красный.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Мне приятно было интересно с вами. Спасибо.







Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.



Фронтальная, индивидуальная

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по изобразительному искусству " Портрет-натюрморт"

Автор: Маркушова Татьяна Евгеньевна

Дата: 03.08.2017

Номер свидетельства: 424838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства