Основные: Интернет-ресурсы.
Дополнительные: презентация, ТСО, набор фруктов и овощей, музыкальное сопровождение.
№ | Название этапа, Цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Формирование УУД |
1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2мин) | Приветствие. | - Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы будем заниматься творчеством. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха…. Итак, начинаем... | Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. | фронтальная | Л: понимают и принимают правила организации урока. |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3-4 мин) | Беседа | (За доской скрыта тайна урока – копии с пяти портретов живописца. На учительском столе – поднос, наполненный муляжами овощей, фруктов, грибов.) -Скажите, ребята, что может связывать этот поднос с овощами и фруктами и урок Изо? -Может ли художник проявить свою фантазию в изображении натюрморта? Как? -А теперь скажите, о каком из жанров Изо говорится в стихотворении-загадке? «Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в каске верхолаз. Может, грустный или смелый, Может, добрый или злой. В нарисованной картине Самый главный он герой. Может, папа или мама, Может, дедушка и я. Нарисована в картине. Может, вся моя семья. Догадаться тут несложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется...» - Давайте уточним, что такое портрет? Какие виды портрета вы знаете? | Ответы детей. портрет Учащиеся зачитывают в учебнике определение, что такое портрет. | Фронтальная, индивидуальная | Р: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. П: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3 | Постановка темы и цели урока. (2мин)
| Беседа | Кто из вас догадался, что может связывать два жанра изо – натюрморт и портрет? Как вы думаете, возможно, ли объединить эти два жанра? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. -Молодцы! Я вам скажу, что это будет намного интереснее, чем портрет с овощами... Тема нашего урока –« Что сегодня на обед- винегрет или портрет?» Как вы думаете, чему мы научимся на сегодняшнем уроке? Чтобы решить поставленные задачи мы должны познакомиться с творчеством художников портретистов. Я выступлю сегодня в роли вашего помощника и предложу вам план дальнейшей работы: 1.Познакомиться с творчеством Д. Арчимбольдо. 2.Рассмортреть портреты –натюрморты. 3.Составить свой портрет. 4. Сделать выводы. | Ответы детей: На портрете человек будет изображен с овощами. Научиться выполнять портрет с помощью овощей и фруктов. | фронтальная | Р: Умение самостоятельно извлекать нужную информацию; П: Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами. К: Слушать и понимать речь других; уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. |
4 | Открытие нового знания. (10-11 мин) | Беседа, просмотр картин | Рассмотрите внимательно репродукции. Как вы считаете, можно ли их считать портретами? - С помощью чего художник добивается «портретного сходства»? | Рассматривают портреты. Обсуждают. Ответы детей: черты лица заменяет фруктами, овощами, цветами …- природными формами. | фронтальная, | Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. П: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
| | Беседа, просмотр презента-ции | - Такие удивительные портреты писал художник эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году, в Милане. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец – художником. Будучи юным художником он видел рукописи великого Леонардо да Винчи. Особенно поразили воображение юного Джузеппе наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица. В 1562 году в Вене он стал придворным портретистом, а также занимался приведением в порядок знаменитого «Кабинета», в котором вместе с произведениями искусства были собраны разные «курьезы» ( редкости). Кто-нибудь знает, где в нашей стране находится подобный музей и как он называется? Насмотревшись «курьезов» и изрядно устав от придворных портретов Джузеппе начинает писать необычные картины. Большинство картин было написано с середины 16 века, но только некоторые дошли до наших времен. Портреты можно долго разглядывать, восхищаясь мастерством и фантазией художника. Художник подобно магу оживляет неживую природу. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, деревьев, музыкальных и иных инструментов, книг и других предметов. Совершенное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать и сегодня. Портреты Арчимбольдо зачастую напоминают волшебные сказки из детства: вместо носа мы видим огурец, на месте щеки персик, а в качестве воротника выступают колосья. Перед вами портрет германского императора Рудольфа. Император специально пригласил художника, чтобы он поселился во дворце и писал портреты его семьи и знатных особ. Весь портрет составлен из даров природы. - Попробуйте назвать те из них, которые вы узнали. Арчимбольдо - личность странная и загадочная, обладавшая многими талантами и профессиями. Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". (Слайд - перевернута картина «Садовник») -Что вы видите на картине? -А сейчас? (на слайде - картина «Садовник») Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал. Полотна цикла «Времена года» символизируют четыре возраста человека: весна – это юность, лето – это молодость, осень – средний возраст, зима – старость.
А вот еще один портрет -«Библиотекарь». Художник скомпоновал его из различных книг, томов, фолиантов, закладок и т. п. Очень долгое время почти никто не видел их, потому что Арчимбольдо был не простым, а королевским художником. Его работы украшали дворцы, куда пропускали не каждого, а только очень знатных людей. | Ответы детей: Москва, Краснодар, Санкт- Петербург. Ответы детей: Во лбу – патиссон, на плече – артишок, виноград, вишни, сливы – всего не перечесть. Вазу с овощами Ух,ты! Лицо!!!! Рассматривают картины | Фронтальная индивидуальная | Р: формирование познавательной инициативы. П: умение находить и выделять необходимую информацию; пополняют запас знаний об изготовлении портрета-образа; К: умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Л: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. |
5 | Динамическая пауза.(1-2 мин)
| Физкульт минутка | Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки. | Учащиеся выполняют упражнения | индивидуальная | Л. Проявляют физическую активность в выполнении упражнений |
6 | Творческая практическая деятельность учащихся. (15-17 мин) | Самостоятельная работа | Наверное, работы Арчимбольдо дали вам стимул к собственному творчеству? Сейчас вы сможете воплотить в жизнь свои идеи. Мы попробуем с вами создать портреты, но портреты необычные по виду и технике исполнения. Думаю, картины Арчимбольдо, написанные масляными красками, создавались не один день. Мы тоже попробуем сделать шуточные портреты-натюрморты – арчимбольдески всего за один урок. Работать будем группами, но у каждой из групп будет своя техника исполнения. Задание: Сегодня дали на обед нам очень вкусный винегрет. Сейчас вы напишите портрет. Чей, вы мне скажите. Пока секрет. Приглашаю командиров групп ко мне за заданиями. Первая группа- составляют портрет из фотографий фруктов и овощей. Вторая группа- составляет портрет из настоящих фруктов и овощей. Третья группа –создает при помощи карандашей живописный портрет. Работать над портретом-образом вам предстоит сообща. Работая в группе, каждый из вас должен взять на себя определенную роль. Вспомним правила работы в группе. А пока у вас в голове вырисовывается образ – портрет, я зачитаю слова ученого , который занимался растениями. Он сказал о дереве (а оно нам дарит и цветы, и плоды, и фрукты ...): Дерево – то же тело. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Оно благоухает цветами и плодами и подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать.
Вот и вы нарисуйте так, чтобы ваш портрет и видел, и слышал, и ощущал. | Да, мы тоже хотим попробовать сделать портреты из фруктов и овощей. Учащиеся получают конверты с заданием. Учащиеся говорят правила работы в группе. | Индивидуальная, групповая | Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности. П: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7. | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3-4 мин) | Рефлексия Экспресс-выставка. Оценка работ. | Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня и только сейчас для вас открывает свои двери галерея детского творчества! Спешите увидеть необычные творения! Прошу командира 1 группы показать свою работу, 2 группы…, 3 группы… (учитель акцентирует внимание на каждой из работ, авторов просит озвучить название портрета-образа). У меня на столе лежат лепестки цветков. Если вам понравился урок, то прикрепите к серединке цветка желтый лепесток, если не понравился - синий лепесток, а если остались равнодушны- красный. - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Мне приятно было интересно с вами. Спасибо.
| Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. | Фронтальная, индивидуальная | К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников. |