Конспект урока по изобразительному искусству "Кейс- технологии на уроках ИЗО.
Конспект урока по изобразительному искусству "Кейс- технологии на уроках ИЗО.
Одной из новых форм интерактивного обучения является кейс-технология (case-study), которая используется в данной разработке урока. Этот урок поможет вам раскрыть тему "Сказочно- былинный жанр" в 7 классе по ИЗО по программе Б. М.Неменского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Кейс- технологии на уроках ИЗО.»
1.ФИО автора материала: Кривинцова Ирина Петровна
2. Место работы: МБОУ Гимназия № 24 г.Междуреченск
3. Должность автора: учитель ИЗО
Класс: 7 класс
Предмет: « Изобразительное искусство».
Тема урока: «Сказочно-былинный жанр» .
Тип урока: комбинированный урок.
На уроке была использована технология кейс-метода.
ЦЕЛЬ: расширение и систематизация знаний обучающихся о видах и жанрах изобразительного искусства, обучение художественной интерпретации литературного текста в процессе иллюстрирования произведений сказочно-былинного жанра (былина «Садко») обучающихся 7 класса, применение технологии кейса-метода.
Задачи урока: 1. Систематизировать знания обучающихся о видах и жанрах изобразительного искусства. 2. Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи. 3. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству. 4. Развивать художественный вкус, творческое отношение к выполнению задания.
Основные понятия: жанр, вид, сказка, былина, иллюстрация, техника коллаж.
Планируемые результаты:
Личностные:
• активное отношение к традициям сказочно – былинного жанра как эстетической ценности;
• осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие художественных образов былины «Садко».
Познавательные:
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным видам, жанрам ).
• анализировать собственную учебную деятельность в процессе выполнения коллажа и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Регулятивные:
• проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе работы над коллажем;
Коммуникативные:
• уметь аргументировать свою точку зрения;
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
• уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
• восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания текста былины «Садко»;
• научиться сотрудничать в ходе решения изобразительно-творческих задач в группах.
Межпредметные связи: литература (былина «Садко»), музыка (опера «Садко» Римский-Корсакова).
Формы работы: групповая.
Оборудование и материалы для урока: наглядная презентация учебного материала (электронный справочник), карточки ( кейс) с вопросами и репродукциями картин, компьютер, экран. Бланки: «Оценочный лист деятельности обучающихся» для оценки работы команд. Разноцветные сигнальные карточки в виде палитры: зеленая – отлично; желтая – хорошо; красная – удовлетворительно. Карточки 8х8 для написания ответов, цветная бумага.
План проведения урока
№
Этапы урока
Временная реализация (мин)
I
Организационный момент.
1
II
Повторение материала предыдущего урока ( работа с кейсом).
10
III
Вхождение или погружение в тему. Целеполагание
2
IV
Изложение нового материала ( работа с кейсом).
15
V
Разминка
5
VI
Восприятие и осознание учащимися нового материала;
9
VII
Рефлексия
2
VIII
Домашнее задание
1
Итого
45
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Настрой на благоприятную атмосферу сотрудничества, на успех. ( До начала урока учитель делит класс на 5 команд (в группе по 5 человек), выбирают капитана в каждой команде. Две команды получают название «Оптимисты», ещё две команды получают название «Пессимисты», одна команда эксперты.. После звонка обучающиеся рассаживаются по командам за столы.
II. Повторение материала предыдущего урока.
Работа по карточкам (кейсы).
Учитель знакомит с ходом работы на уроке, затем выдаёт каждой команде по две карточки (кейсы) с вопросами и репродукциями картин, на выполнение задания даётся 5минут. Работа в группах. Капитаны каждой команды отвечают на вопросы:
1. Как называется произведение?
2. Кто автор произведения?
3. Язык, на котором данное искусство «говорит»?
4. К какому виду изобразительного искусства можно отнести репродукцию картины?
5. К какому жанру изобразительного искусства можно отнести репродукцию картины?
6. По какому признаку определили жанр изобразительного искусства?
Учитель во время ответа капитана демонстрирует на экране каждую репродукцию картины. Команда – эксперты следят за временем работы, могут дополнить ответ или задать вопрос. После краткого обсуждения выставляют баллы выступающей команде (в оценочный лист деятельности команд). Наивысший-5 баллов, результат обсуждения показывают разноцветными сигнальными карточками. Экспертам на оценку каждой команды даётся 5 минут.
III.Вхождение или погружение в тему. Целеполагание.
Актуализация.
Учитель:
- Вспомните тему четверти – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жанрах изобразительного искусства. Мы поговорим об особом жанре.
Работа с презентацией по слайдам.
Показ иллюстраций произведений искусства (электронный носитель). Слайд 1 – «Золушка», «Садко», «Три богатыря», «Кот в сапогах», «Курочка Ряба», «Русалочка», «Илья Муромец и Соловей разбойник».
– Что объединяет данные фрагменты?
-Можно ли объединить их в один жанр?
- Какой жанр?
слайд 2 Сказочно-былинный жанр.
слайд 3 Определение жанра
- Сказочно-былинный жанр — это жанр, изображающий вымышленные события или подвиги богатырей.
-Сформулируйте тему урока? (Сказочно-былинный жанр)
Слайд 4 Иллюстрация былины «Садко»
- Посмотрите на слайд, знакомы ли персонажи и произведение? (Изображён Садко, подводный царь, царевна).
- Какая цель нашего урока? (Познакомиться сосказочно-былинным жанром на примере былины «Садко»).
-Кем был Садко? ( Гусляр.)
Слайд 5 Изображение муз. инстр. – гусли.
IV.Изложение нового материала.
Работа с кейсом.
Учитель предлагает вспомнить краткое содержание былины «Садко», читает текст былины, затем выдаёт каждой команде раздаточный материал (кейсы), который содержит: иллюстрации, краткий текст, вопросы для обсуждения. На выполнение задания даётся 9 минут. Работа в группах. Капитаны каждой команды отвечают на вопросы (может ответить на вопросы любой обучающийся из команды):
Ответьте на вопросы по былине Садко:
К какому циклу относится былина Садко? Какова ее тема?
Былина «Садко» относится к новгородскому циклу былин, тема её — жизнь купцов, организация торговли.
Расскажите о главном герое былины?
Былинный герой Садко был простым бедным гусляром, а потом разбогател и стал одним из самых уважаемых купцов в Новгороде. По легенде, он разбогател благодаря своему искусству - он так ловко играл на гуслях, что это понравилось Морскому Царю, который вышел из озера Ильмень и пообещал Саду за его музыкальный талант "три рыбины - золотыми перьями". Так и произошло. С того времени Садко уже не знал бедности, потому что волшебный улов превратился на различные драгоценности. Однако богатство не сделало Сада ни жестоким, ни жадным. Под влиянием золота он не потерял чувство достоинства. Обладая огромными богатствами, Садко остается деятельным и активным. Он плавает морями, реками и озерами, стремясь увидеть различные земли; не оставляет своего художественного призвания - гусли, которые не раз спасали его.
Как оказался Садко в Синем море? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?
У морского царя было 12 дочерей и все не замужем. Садко на корабле плыл, морской царь поднял на море страшную бурю, шторм, корабль пошёл на дно, царь выстроил перед юношей всех дочерей и сказал выбирай, но тот любил свою Любаву и кит помог Садко выбраться на берег, спас его. Путешествие закончилось счастливо: Садко привёз несметные богатство в город и женился на Любаве, жили они долго и счастливо!
За что и чем хотел пожаловать его царь морской?
Морскому царю очень понравилась игра Садко на гуслях, он хотел отблагодарить (пожаловать) его и женить на своей дочери.
Чем закончится событие? Придумайте конец текста.
Путешествие при помощи святого Миколы Можайского закончилось благополучно: Садко оказался на новгородской земле, решил больше не плавать по морю, а стал «поживать» в Новгороде.
Команда – эксперты следят за временем работы, могут дополнить ответ или задать вопрос. После краткого обсуждения выставляют баллы выступающей команде (в оценочный лист деятельности команд). Наивысший-5 баллов, результат обсуждения показывают разноцветными сигнальными карточками. Экспертам на оценку каждой команды даётся 6 минут.
V. Разминка.
Игра - пантомима «Знай-ка – Угадай-ка (для активизации мыслительной деятельности уч-ся в условиях подвижной игровой ситуации).
Команды готовят сценку-пантомиму с сюжетом выбранной картины (желательно общеизвестной) и представляют ее классу. (Возможен вариант: как домашнее задание) Другие команды отгадывают картину, называют ее вид и жанр. Эксперты после краткого обсуждения выставляют баллы выступающей команде. Наивысший-5 баллов.
VI.Восприятие и осознание учащимися нового материала ( Практическое задание).
Практическую часть учитель предлагает выполнить в технике коллаж. На выполнение задания даётся 9минут.
Каждая команда получает задание.
1.Две команды «оптимисты» завершает былину в позитивном ключе. Задание: выполнить коллаж, используя тёплые, светлые, яркие цвета палитры. Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции. (Слайд 6,7 Иллюстрация былины «Садко», определение «коллаж»)
2. Две команды «пессимисты» - в негативном. Задание: выполнить коллаж, используя холодные, тёмные цвета палитры. Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции. (Слайд 6,7 Иллюстрация былины «Садко», определение «коллаж»)
3.Третья группа выступает в качестве экспертов, следят за временем работы.
VII. Рефлексия.
1.Организация просмотра работ. Команды представляют свои работы.
2. Организация обсуждения творческих работ.
- Творческие работы готовы, посмотрим, каким образом через изображение, группам удалось показать свою задумку.
3. Организация выступления экспертной группы.
-Прослушайте, как оканчивается былина в первоисточнике.
- Как вы думаете, какая группа своей творческой работой наиболее близка к первоисточнику?
Эксперты дают оценку творческим работам, опираясь на критерии оценивания. Наивысший-5 баллов. Фиксируют в оценочный лист деятельности команд. Результат выполнения практического задания показывают разноцветными сигнальными карточками. Подсчитывают баллы каждой команды. Объявляют победителя.
Учитель:
-Почему былина похожа и на быль и сказку?
Быль – это то, что было, происходило на самом деле. Но в былине она расцвечивается невиданными сказочными подробностями.
- Вывод: сегодня мы были в роли писателей, художников, ценителей. Если творческая работа команды «пессимистов» не совпадает с первоисточником, это не значит, что их точка зрения не имеет право на существование. У каждого человека своё представление и видение, все мы личности, индивидуальности, и от этого окружающий нас мир становится более интересным.
VIII. Домашнее задание.
Приготовить к следующему уроку сообщение о великих русских живописцах XIX столетия.