Конспект урока по ИЗО во 2 «Д» классе на тему:"Весенний пейзаж" Цель:расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить представления детей о весне.Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.Научить составлять весеннюю композицию, используя краски.
Воспитательная:Воспитывать у детей любовь к родному краю.Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Оборудование: бумага А3, А4, карандаши цветные, краски, кисти, репродукции картин с изображением пейзажей, стаканчики для воды, мелодия Чайковского «Времена года»
Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.
Ход урока
Класс делится на 4 группы.
1.Организационный момент.
Учитель. Ребята! Давайте мы начнём урок с улыбки, На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!
-Сегодня урок необычный! Мы работаем в коллективе по группам. Вспомним, какие правила для групп мы с вами выводили? (Дети отвечают)
Правила работы в группе:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение друг друга.
Активность.
Правило «стоп»
Ставить перед собой цель и достигать его.
«Разум человека проявляется в ясности его речи»(точность, выразительность, доступность, правильность и смысл)
Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
2.Актуализация опорных знаний.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Весна (вывешивается наглядность-ВЕСНА)
-Какое время года у нас во дворе?Дети: Весна.
3.Сообщение темы и цели урока-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать, красиво говорить)
-А ещё будем продолжать расширять свои знания о жанрах в изобразительном искусстве и рисовать весенний пейзаж.
4. Подготовка к изучению нового материала.
- Какие весенние месяцы вы знаете?(ответы детей) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)- Какой первый месяц?Действительно, первый месяц весны - это март.(Учительница демонстрирует иллюстрацию с изображением марта).
ЗАДАНИЕ №1(Выполняется и обсуждается в группе, один из учеников защищает свою команду)
Подберите образное сравнение для описания мартовского снега.
– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное) - (Мнения учащихся) белый пористый шоколад, перина, лист пенопласта, серая вязаная скатерть, перламутровый, пух, облака, шуба.
-Какой сейчас месяц?Назовите второй месяц весны.-Действительно, второй весенний месяц носит имя Апрель. Весна в апреле напоминает заплаканную девушку, а слезы на ее лице – это бусинки талой воды. Умылась весной земля ручьями, еще больше разрумянилось весеннее солнышко.
- Представьте себе нарисованный нами образ второго весеннего месяца.- Какую картинку вы нарисовали в своем воображении? - Народная мудрость гласит: «Не ломай печи - еще апрель на дворе». Как вы понимаете эту поговорку?(Мнения детей).
-Действительно, в апреле еще могут быть холода. «Апрель месяц - плут, лукавец, по-своему распоряжается», нелегко угадать холода ли ждать или тепла.
ЗАДАНИЕ №2Выберите и отметьте приметы, по которым люди в апреле подмечают, что этот год будет теплым.¨Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.¨Из березы течет много сока - к прохладному, дождливому лету.¨Синие облака в апреле - к теплу и дождю.
5. Минутка здоровья.
-Какой последний месяц весны? (ответы детей)
Третий месяц весны - май. Май можно сравнить с красивой, улыбающейся девушкой, с широко открытыми глазами, в волосы которой вплетены яркие цветы. Она гордой походкой идёт по земле, покрытой зелёным ковром.
- Представьте себе нарисованный нами образ третьего весеннего месяца.
ЗАДАНИЕ №3Выберите и отметьте картинку, соответствующую майской природе.(учащиеся в группах рассматривают картинки и выбирают нужную и вклеивают, ответы защищаются)
ЗАДАНИЕ №4– В каждой группе по 3 репродукции художников, разделите их по жанрам. -На какие группы разделили?
1-я группа - натюрморт.2-я группа - портрет.3-я группа - пейзаж.
- Почему эти три картины отнесли к пейзажу? - Чем различаются эти три картины?- Что может быть изображено, когда рисуют пейзажи? (Художник изображает поля, небо, леса, дом, природу.) - Итак, сделаем вывод: пейзажи отличаются временами года, временем суток, цветом(теплые и холодные, хроматические, ахроматические) -Колоритом.Колорит – это сочетание цветов в картине. А сочетание цветов что передаёт? (настроение)
(показ нескольких картин)
- Обратите внимание на эту картину Левитана. - И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».
Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.
- Прослушайте стихотворение Федора Тютчева .Чтец:
Люблю грозу в начале мая…(Мнения детей).
-Назовите важнейшую примету этого весеннего месяца.
6.Прослушивание музыкальной пьесы.
Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.
(прослушивание мелодии, ответы детей)
7.Практическая работа.(Поэтапное выполнение задания).(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Учитель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)
ЗАДАНИЕ № 5.Рисование весеннего пейзажа. Показ сложных элементов учителем.- Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны, когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре: голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.
8.Практическая работа.Теперь будьте внимательны, чтобы все сделать правильно и аккуратно. (Поэтапное выполнение задания).(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Учитель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)
9. Информации о домашнем задании (по выбору учащихся)Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему.
Художники пишут картины.
Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры.
Поэты сочиняют стихи о природе.
Композиторы сочиняют красивую музыку.
10. Подведение итогов урока (Огонёк общения)- Художник всегда организует выставку своих работ. А мы сейчас в классе устроим Вернисаж. Пожалуйста, прикрепите свои работы на доске. (Оценка работ учащихся )
11. Рефлексия. - У вас получились замечательные работы, что помогло вам при рисовании?
- Спасибо за урок! До встречи на следующем уроке!
Литература:
1.Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4кл.
М. ВЛАДОС, 2004г.-276 с.
2.Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство, 2 класс