kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока по ИЗО «Иллюстрация произведения Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить различать понятия  «сюжет» и «композиция», закрепляя эти понятия в рисунке, иллюстрируя произведения «Дедушка Мазай и зайцы» не нарушая логической связи между изображаемыми объектами.

Развивать умение воспринимать изображаемый сюжет в слиянии литературных и художественных средств выразительности.

Расширять словарный запас детей.

Развивать внимание, мелкую моторику.

На примере поступка героя (забота о животных) воспитывать бережное отношение к животному миру и родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО «Иллюстрация произведения Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» для 3 класса»

Конспект урока №1 для 3-х классов III четверть по теме: «Иллюстрация произведения

Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

(данная тема рассчитана на два урока).

Задачи:

Научить различать понятия «сюжет» и «композиция», закрепляя эти понятия в рисунке, иллюстрируя произведения «Дедушка Мазай и зайцы» не нарушая логической связи между изображаемыми объектами.

Развивать умение воспринимать изображаемый сюжет в слиянии литературных и художественных средств выразительности.

Расширять словарный запас детей.

Развивать внимание, мелкую моторику.


На примере поступка героя (забота о животных) воспитывать бережное отношение к животному миру и родной природе.


Материал к уроку для учителя:

Литературное произведение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Цветные сюжетные иллюстрации к произведению (9 штук).

Иллюстрации формата А3 для закрепления понятий «сюжет» и « композиция» (4 штуки).

Графические иллюстрации с изображением Мазая в лодке (2 штуки).

Карточки слов со старинным значением (силки, аршин, сажень, зипун, багор, гуторить, гинут, горемыка).

Карточки со словами названия 12 месяцев года.

Карточки со словами вопросами (Кто? Кого? Когда? Что делает?).

Карточки со словами признаки весны (Набухшие почки, сосульки, ледоход, ручейки, прилёт птиц, капель, половодье, проталины).

Раздаточные карточки к физкультминутке.

Раздаточные карточки ( последовательность рисования зайца).

Раздаточные карточки (последовательность рисования лодки).

Раздаточные карточки (изображение зипуна).

Слова с расшифровкой определения «сюжет»

Слова с расшифровкой определения «композиция».

Карточки с расшифровкой значения слов «сюжет» и «композиция».

Музыка для релаксации (звук воды).

Белые магниты.


Материалы к уроку для учеников:

Альбомный лист, простой карандаш, ластик, точилка.


  1. Подготовительная часть.

  1. Организационный этап.

а) Подготовка рабочего места (альбомный лист, простой карандаш, ластик, точилка).

б) Отмечаем отсутствующих.

в) Подготовка доски (тряпка, мел, магниты, включение подсветки).


2. Вводная часть урока.

а) Проведение коррекционного упражнения на закрепление знаний о временах года, последовательности месяцев (январь…декабрь), активизация внимания и настроя детей на урок, развитие речи.

У-ль. Ребята, каждый из вас получит карточку с названием месяца, вы должны построиться в шеренгу вдоль вот этой стены по порядку чередования месяцев, и каждый должен произнести по одному слову, относящемуся к данному месяцу. (Дети выстраиваются и называют слова). А теперь я попрошу остаться только весенние месяцы, а остальные могут сесть на свои места. (Остаются март, апрель, май).


б) Упражнение на выделение признаков по каждому месяцу. Учитель прикрепляет на доску карточки с названием месяцев март, апрель, май, ребята встают каждый напротив своего месяца.

У-ль. Ребята, выберите из предложенных на доске слов те слова, которые относятся к каждому из ваших месяцев. (Ребята выбирают и прикрепляют в столбик, напротив своего месяца).



март


апрель


май




капель

проталины

ледоход

сосульки

ручейки

половодье


набухшие почки

прилёт птиц


Ребята распределили слова с названиями признаков по месяцам, все вместе проверили их соответствие.

  1. Основная часть.

  1. Подведение к теме урока.

У-ль. Ребята вы наверно уже догадались о каком времени года сегодня на уроке у нас пойдёт речь? (Дети, о весне). Сегодня вы будете иллюстрировать произведение автора, события в котором происходили весной.

Ребята, попробуйте угадать название произведения, опираясь на данные вопросы. (Учитель вывешивает карточки с вопросами на доску).

КТО?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

КОГО?

КОГДА?

(Если дети не могут ответить, учитель помогает; кто-то, спас, кого-то, когда-то).

Д-ти. КТО - Мазай,

ЧТО ДЕЛАЕТ - спасает,

КОГО-зайцев,

КОГДА – весной.


А произведение называется «Дедушка Мазай и зайцы», автор – Николай Алексеевич Некрасов.


  1. Краткий анализ произведения.

У-ль. Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из этого произведения, а вы внимательно послушайте, и запишите на альбомном листе незнакомые для вас слова, которые будут встречаться, позже мы разберём их значение.

(Учитель зачитывает стихотворение).

У-ль. Ребята, какие слова вы записали, для вас незнакомые или забытые? (Дети перечисляют, и вместе с учителем, разбирают и вспоминают значения этих слов.

СИЛКИ - приспособлении е в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных (вывешиваю картинку).

АРШИН – старинная мера длины, равная 71 см (взять метр и показать наглядно 71 см.).

САЖЕНЬ – старинная мера длины, равная трём аршинам.

ЗИПУН – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета (раздаю картинки каждому ребёнку).

БАГОР – длинная палка с загнутым металлическим крюком (вывешиваю картинку).

ГУТОРИТЬ – говорить.

ГОРЕМЫКА – слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

ГИНУТ – гибнут.

У-ль. Ребята, скажите пожалуйста, для чего нужно знать значения старинных слов, мы ведь в повседневной речи не употребляем уже эти слова? (У-ки. Я считаю, знания значения старинных слов необходимы, чтобы читая произведение понимать их значение. 2-й у-к. Я думаю, это интересно знать, как разговаривали в старину русские люди.

У-ль. Ребята, вы абсолютно правы.

  1. Работа над понятием «СЮЖЕТ».

У-ль. А теперь, Прежде чем приступить к рисованию, давайте с вами вспомним такое важное понятие как «СЮЖЕТ». Может быть кто-то из вас вспомнит определение, что такое «СЮЖЕТ». (Дети отвечают своими словами, затем учитель вывешивает на доску определение понятия «СЮЖЕТА» и сюжетные картинки).









СЮЖЕТ – отображение

конкретного явления или события


У-ль. Ребята, я сейчас буду зачитывать отрывки из произведения, а вы должны будете выбрать те сюжетные иллюстрации, которые соответствуют прочитанным фрагментам.

1-й сюжет



Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нём собралися гурьбой





СЮЖЕТ

2-й сюжет



Столбик не столбик – зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,






3-й сюжет



Глядь, у куста копошится зайчиха – Еле жива, а толста, как купчиха!



4-й сюжет



Мимо бревно суковатое плыло.

Сидя, и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.



5-й сюжет



Я зацепился багром за сучёк

И за собою бревно поволок.



6-й сюжет



Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:



7-й сюжет



Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:



8-й сюжет



Лодку причалил – и «с богом!» сказал…

И во весь дух

Пошли зайчишки.



9-й сюжет



Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур – зимой

Не попадайся!



10-сюжет



Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!


У-ль. Ребята, ещё раз скажите пожалуйста, как вы поняли, что такое СЮЖЕТ?

У-к: Я думаю, что это проиллюстрированный фрагмент текста из произведения, передающий какое-то событие.

У-ль. Совершенно верно. Ребята, а в каком весеннем месяце происходило событие? (В мае). Учитель оставляет на доске карточки слов с месяцем май (подальше от центра), остальные убирает.


  1. Разбор поступка героя (забота о животных).

Ребята, а как вы думаете, события описанные в литературном произведении могли на самом деле произойти в реальной жизни? (Дети отвечают).

Дикие животные очень боятся, каких природных явлений? (Наводнений и пожаров). У них срабатывает инстинкт самосохранения. Они боятся своей собственной гибели и гибели своего потомства. Так как у зайцев ранней весной уже появляются зайчата. Об этом говорится и в произведении: «Глядь, у куста копошится зайчиха – Еле жива, а толста как купчиха!». То есть у неё скоро должны появиться зайчата. Страх за гибель своего потомства у животных оказался сильнее страха перед человеком. А также животные чувствуют, какой человек и с какими намерениями к ним приближается.

Ребята, каким человеком был дедушка Мазай? (Добрым, заботливым, любящим животных и свой край).


Он рассказывает, осуждая поступки мужиков:


В пятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили,

Кабы силками её не давили;

Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, -

Нет! Ещё мало! Бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?...


Ребята, пусть каждый из нас задумается, а мы всегда поступаем по совести, всегда ли мы бережно относимся к своей природе, к тому месту, где мы живём, учимся, отдыхаем?


(Даётся небольшая пауза, учитель в это время вывешивает определение КОМПОЗИЦИЯ).


  1. Работа над понятием «КОМПОЗИЦИЯ»

У-ль. А теперь ребята мы перейдём к ещё одному очень важному понятию, это КОМПОЗИЦИЯ.

(Учитель вывешивает на доску определение композиция).



КОМПОЗИЦИЯ

взаимосвязь

важнейших

элементов

художественного произведения



КТО?Дедушка Мазай


ЧТО ДЕЛАЕТ?Спасает


КОГО?Зайцев


КОГДА?Весной (в половодье)


У-ль. Ребята, сегодня на уроке вы должны научиться различать и понимать эти два понятия СЮЖЕТ и КОМПОЗИЦИЯ.

Что такое сюжет, вы уже поняли. А теперь выполните задание на закрепление понятия КОМПОЗИЦИЯ.

(Учитель вывешивает на доску 4 сюжетных иллюстрации).

Ребята выберите ту иллюстрацию, если она есть, на которой изображены во взаимосвязи все важнейшие элементы произведения то есть КОМПОЗИЦИЯ. (Дети называют).


  1. Постановка задачи урока.

И так сегодня и на последующем уроке вы должны нарисовать сюжет к произведению «Дедушка Мазай и зайцы» с учётом композиции. Сегодня на уроке вы начнёте рисовать рисунок в карандаше, а наследующем уроке, доработав рисунок раскрасите акварельными красками.

При рисовании вы можете воспользоваться предложенными карточками (последовательность рисования зайца-кролика, последовательность рисования лодки, изображение зипуна, изображение вариантов шапок тех исторических времён) и на доске останутся две графические иллюстрации с изображением деда Мазая плывущим в лодке.


  1. Физкультминутка.

У-ль. Ребята, сейчас каждому достанется карточка со словом относящимся к весне, вы должны будете по порядку нумерации карточекпрочитать громко слово, изобразить движением и звуком, то что оно означает и назвать одно слово, пока делаете движения, характеризующее это явление или объект в карточке. Один делает, все повторяют, и так поочереди.

(Пока дети делают физкультминутку, учитель раздаёт раздаточный материал к уроку).

(Готовит музыкальное сопровождение, при практической работе над рисунком (звуки воды).





Физкультминутка (3 класс)

Изобрази движением, мимикой и звуком то, что написано на карточке:

1

Солнце


Ребята, какую роль играет солнце для всего живого на земле? Даёт тепло, свет, энергию. Как солнце почитается в нашей культуре, традициях? «Масленица» (блин в форме солнца), в резьбе на домах, каравай круглый – встречают гостей, молодожёнов…


2

Ветер


- Ребята показывают движения и одновременно произносят слова, которые относятся к ветру: порывистый, продолжительный, холодный, тёплый, сильный, слабый…

- Ветер нужен, чтобы разбить льдины, чтобы быстрее очистились реки и не было заторов. Силу ветра преобразовывают в электричество…


3

Ручеёк


Ребята показывают движения и одновременно произносят слова, которые относятся к ручейку: журчу, искрюсь, переливаюсь, поворачиваю, стекаю, бегу, несу…

4

Набухающая почка


Ребята показывают движения и одновременно произносят слова, которые относятся к почке (на деревьях) и произносят слова, которые относятся к почке: набухает, лопается, увеличивается, наливается, растрескивается, утолщается, полезная, лекарственная…

5

Сосулька


Холодная, прозрачная, конусообразная, длинная, короткая, свисающая, хрупкая, ледяная…

6

Плывущие льдины


Вред: Уносят рыбаков, сносят мосты. Помогает служба МЧС, проводят взрывные работы.

Польза: Спасаются животныё, птицы.

7

Подснежник


Почему мы сегодня изображаем подснежник?

Потому, что тема урока связана с весной. Подснежник расцветает только весной.

8

Снеговик

весной

Осевший, рыхлый, подтаявший, покосившийся, бесформенный, поникший, грустный…

9

Скворец


Почему мы сегодня изображаем скворца?

Потому, что скворцы прилетают первыми из тёплых краёв.

10

Пчела


Какое самое первое растение зацветает у нас на Севере, к которому прилетают пчёлы?

Верба. Да и даже есть такой праздник «Вербное воскресенье».

11

Заяц


Расскажи нам то, что ты знаешь о зайце.

Это дикое животное. Он меняет окраску, в зависимости от времени года. Быстро бегает, имеет длинные лапы и длинные уши, но короткий хвост. Ребята, а зачем зайцу длинные уши?

12

Наступила

ночь

Ребята закрывают глаза, изображая себя спящими. Только не спит сова, она караулит мышей. (Голова неподвижна, двигаются зрачки влево и вправо).



  1. Практическая работа.

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. Осуществление индивидуального подхода по ситуации в рабочем порядке. Осуществляется музыкальное сопровождение

(звуки воды) оказывающее расслабляющее действие, а так же способствующее тому, чтобы дети наиболее полно погрузились в изображаемый образ и сюжет.



  1. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов урока.

На доску вывешиваются рисунки ребят, и анализируются по построению композиции учитывая тот объём, который ребята успели выполнить в практической работе на данном уроке.

Компоновка на листе.

Размер изображения в рисунке.

Объекты изображения, их взаимосвязь.

Реалистичность изображаемых объектов.


У-ль. Ребята, скажите, что вам понравилось или может быть не понравилось на уроке?

Что нового и интересного вы узнали?

Чему научились?

Что для вас осталось непонятным?

Чему бы хотели научиться по данной теме?

Ребята, на следующем уроке мы продолжим начатую работу над иллюстрацией произведения и уделим больше времени практической части, то есть рисованию. Так, что кто не успел нарисовать не расстраивайтесь, вы всё успеете выполнить.


Закончить урок я бы хотела русской поговоркой:

«ХОРОШО ТОМУ СМЕЯТЬСЯ, КТО НА СУХОМ БЕРЕГУ».

Спасибо всем за внимание, урок закончен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Функайтис Галина Владимировна

Дата: 21.06.2017

Номер свидетельства: 422786

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства