Автор учебника:Н.А.Горяева, О.В.Островская; под редакцией Б.М.Неменского.
Тип урока: изучение нового материала
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Дети 7-8 лет относятся к младшему школьному возрасту. До второго класса основным механизмом познания окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе таким механизмом становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры. Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения. Год назад был первоклассником, а сегодня второклассник. Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, быть хорошим, любимым».
В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольное внимание и память. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента, и многим детям по-прежнему трудно сохранять сосредоточенность в течение занятий. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но делать это им еще трудно. Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями и глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смешиваться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками.
Некоторые дети могут столкнуться с трудностями:
-тенденция к снижению самооценки;
-вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать.
Эмоциональный климат в данном классе доброжелательный. Класс достаточно активный. Дружно и ответственно подходят к поставленным задачам. Радуются успехам друг друга. Класс эрудирован и интеллектуально развит. В классе есть традиция. Конфликты в классе наблюдаются, но классный руководитель умело их разрешает на начальных этапах.
Класс мотивирован на познавательную и учебную деятельность. На уроках внимательны, сосредоточены, любят читать, умеют работать с книгой на уровне начальной школы. Имеют высокую работоспособность в течение всего учебного дня, проявляют активность и самостоятельность в усвоении нового материала.
Домашние задания выполняют добросовестно, аккуратно, пользуются дополнительными источниками информации. В классе нет микрогрупп.
Все ребята общаются друг с другом во время и после уроков. Все обучающиеся открыты для общения, замкнутых детей в классе нет.
Легко отзываются на просьбы о помощи, доброжелательны и коммуникабельны. Умеют сопереживать, сами предлагают помощь и поддержку.
У всех учащихся достаточно для их возраста сформированы волевые качества – терпение, ответственность, целеустремленность, усидчивость. Ребята умеют работать в группе и достигать соглашения в спорных вопросах путем убеждений и уступок.
Родители посещают школу по приглашению классного руководителя и по собственной инициативе, выступают на родительских собраниях, проявляют интерес к занятиям и развлечениям детей, поддерживают желание посещать кружки по интересам. Помогают классному руководителю в проведении совместных школьных мероприятий.
Классный коллектив имеет следующие положительные качества: открытость, доброжелательность, стремление помочь и поддержать товарища.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Дидактические: 1. Узнать, закрепить и обогатить представление детей об основных и дополнительных красках.
Детство – самая интересная пора жизни человека. Это период зарождения интереса к жизни, время бурно цветущей фантазии.
Дети любят фантазировать, представлять себя в разных сказочных образах. Именно детские фантазии рождают удивительные образы, идеализируя нашу жизнь, наполняя ее нравственным смыслом, помогая преодолеть сложности, быть счастливым. Развивает творческий потенциал ребёнка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувствительному восприятию окружающего мира, природы и произведений разных видов искусства, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Различные герои из сказок очень схожи по характеру детей. Они сопереживают, огорчаются и радуются за поступки героев сказок. Могут сопоставить сказочных героев с реальной жизнью, а это ведёт к творческому воображению детей. На примере сказок ребята быстро включаются в работу с учителем и в то же время сопоставляют сказку с реальной жизнью. Поэтому необходимо строить уроки в начальной школе на основании фантазии. И урок «Три основные краски, строящие многоцветие мира» познакомит ребят с удивительным миром красок. Ребята с помощью фантазии и творческого воображения напишут сказочную поляну цветов.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
- Здравствуйте, ребята!
-Давайте поздороваемся друг с другом необычно.
Учитель проговаривает инструкцию и сам начинает счет. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Варианты проведения:
Для подготовленной аудитории можно в это приветствие добавить еще один элемент:
А теперь все хором, дружно повторяем
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Погружение в тему
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
АМО «Лотерея»
Цель: Распределение учащихся на группы.
Ученики: Все обучающиеся
Время проведения: 1 мин.
Необходимые материалы: карточки с названием групп.
Проведение: учащиеся вытягивают карточки и объединяются по группам, в зависимости от цвета карточки.
Существует много легенд о радуге.
Верите ли вы, что радугу считают мостом между небом и землёй?
Верите ли вы, что древние люди, арабы и индийцы, называли её "семицветным луком"?
Верите ли вы, что существуют такие поверья, что радуга- это "пояс богини Лады"?
Верите ли вы, что древние славяне считали, радуга "пьёт" воду из рек и озёр подобно змею, который, опустив своё жало, набирает воду, затем её выпускает- и идёт дождь?
Верите ли вы, что радуга нам сегодня поможет в работе?
Верите ли вы, что каждый цвет радуги можно запомнить?
Способ запоминания последовательности цветовой гаммы радуги: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
Красный, синий, золотой.
Расскажи, ещё какой?
Жёлтый, белый и зелёный.
Серебристый и бордовый.
Да не хватит мне листа, чтобы показать... (Ответ ребят-цвета)
-Правильно, цель нашего урока узнать о цвете и красках.
О цветах основных. Три основных цвета - это целая радуга. Основные цвета - это цвета, которые нельзя получить путём смешивания каких либо красок.
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут
Передача информации
Послушайте сказку про три краски (звучит фоновая инструментальная музыка, композитор Олег Сачков)
Давным-давно, в одной волшебной стране жили по соседству три сказочные принцессы. Они жили совсем рядом. Из окон башен своих дворцов они могли видеть друг друга, но в гости они не ходили и не дружили, потому что каждая из них была красавица из красавиц. И ни одна не могла согласиться с тем, что другие две принцессы равны с ней по красоте. Девочки иногда бывают такими задаваками! Они и вправду были красавицами. Одна из них была ЖЕЛТАЯ, как солнышко весеннее, одуванчик золотой! И солнце в ее королевстве было самое желтое! И лимоны и одуванчики, да вот только и листья и трава, и даже вода в пруду были тоже желтого цвета.
-Вам, хотелось бы жить в таком королевстве, где все вокруг только желтым цветом?
Ответы детей. - Да, тоскливо видеть один желтый цвет кругом...
А у другой - были самые красные яблоки в саду, самые прекрасные красные розы, правда, красными были и небо и море, и даже красные кошки гуляли по красным крышам. Так тревожно, когда вокруг тебя все красного цвета. Эту принцессу звали – КРАСНАЯ.
У третьей принцессы было самое синее небо и самая синяя, пресиняя вода в реке, синие васильки, одуванчики, розы, и даже огурцы на грядках за дворцом были тоже синие-пресиние. Представляете, как холодно становится от этого синего цвета!
Но вот однажды, пошел настоящий дождь! Не дождь, а просто ливень с сильными порывами ветра и страшным громом! Принцессы крепко закрыли ставни на окнах. Они очень испугались этого дождя и чувствовали, что что-то должно произойти необычное. И действительно, этот дождь был не простой, а волшебный. Он смешал краски всех трех королевств и когда дождь окончился, они выглянули в окно и ахнули!(слайд - изображение радуги и цветущей поляны). Они увидели - какой замечательный разноцветный мир окружает их! Маленькие принцессы воскликнули:
"Как прекрасен мир вокруг. Всё цветёт, благоухает. Кто пришёл из доброй сказки и немного пошалил!»
Небо было синее во всех трех королевствах, и разноцветная радуга объединила все три дворца. Принцессы не могли усидеть дома и побежали на луг. Луг пылал многообразием красок - зеленая трава, оранжевые бархотки, лиловые колокольчики. Девочки бегали по лугу и радовались сказочному разноцветью всего мира! Вот какие чудеса произошли в сказочном королевстве - на небе появилась радуга, а на земле многоцветные луга...
Ребята вы хотите эту сказку перенести на наши форматы и изобразить сказочную поляну цветов.
Ответы ребят.
-Но, что нам делать - ведь на столе стоят только три краски?
-Это, наверное, пошутил злой волшебник…
Ответы детей: " Мы смешаем три цвета."
-Мы тоже можем стать волшебниками?
-Правильно, как это сделал ливень и ветер в сказке: жёлтая смешалась с красной, и получился оранжевый цвет, красная с синей (фиолетовый), синяя с жёлтой (зелёный).
Все художники эти три цвета - красный, синий и желтый - называют основными, потому, что с их помощью можно получить другие цвета: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Их назвали составными, т.к. их можно составлять из основных цветов.
-При помощи основных и составных цветов напишем сказочную поляну цветов – поляну Дружбы
(Во время передачи информации виде о цветах).
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
У меня формат и краски, Сотворю на нём я сказку, Нарисую в нем цветы, Просто чудной красоты Ребята работают в группах (звучит фрагмент из балета П.И.Чайковского «Вальс цветов»). Кистями с мягкой и жёсткой щетиной пишут цветы, ребёнок написавший цветок передаёт свой формат другому ребёнку, ребёнок, которому передали формат, пишет свой цветок и передаёт следующему ребёнку и т.д. Постепенно формат заполняется цветами.
Л. Шкилева
Поспорили краски, какая важнее, Какая, художнику, краска нужнее? Кричала зеленая - Я! Это я! Я - травка, я листья! Ну как без меня!? Воскликнула синяя - Чем же я хуже? Я - море и речка! Я - небо и лужи! -А звезды и солнце раскрасите чем? Я, желтая, тоже, полезная всем! Обиделась красная: - Знаете сестры, Конечно, нужны нам и небо и звезды, Но красную, если ребята забудут, Рисунки их, очень уж скучными будут... Добавьте вы к желтому чуточку красной- Оранжевый будет, весёлый и ясный. А красного каплю добавите в синий, То цвет фиолетовым станет, красивым… Задумались краски: Какая важнее? Вот с белым, конечно, рисунки нежнее, И черная краска всегда пригодится: Машины, деревья, дороги и птицы… И кто же, скажите, спор наш рассудит: Какая из красок здесь главная будет? Сказала им кисточка - знаю ответ: Из вас, ни одной, самой главной тут нет! Любые цвета: зеленый, лиловый, Сиреневый, белый и даже бордовый, Оранжевый, розовый и голубой Всегда пригодятся в палитре любой!
Все ребята выходят на середину кабинета и совмещают все форматы вместе. Ребята всем классом создали сказочную цветочную поляну - поляну дружбы цветов и детей.
Рефлексия
Когда красками рисую, (водят кистью)
Кажется, что побывал и в море, (волнообразные движения руками)
В небе (руки вверх) и в лесу я (машут поднятыми руками)
Где я только не бывал! (руки широко в стороны)
Всё, что видел, рисовал! (водят кистью в воздухе)
Домашнее задание
Понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов. ______________________________________________