Фирсова О. О., воспитатель МДОУ Детский сад №6 «Жемчужинка» г. Чистополь
Конспект занятия для детей 3-4 лет «Рябинка для снегирей» Направление «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Художественное творчество».
Задачи:
Образовательные: Учить детей создавать образ рябины с помощью нескольких изобразительных средств (рисование пальчиками и карандашами). Дать знания о зимующих птицах - снегирях, их внешним видом и особенности их поведения. Закреплять знания о времени года - осень. Учить детей определять содержание своей работы.
Развивающие: Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.
Интегрирование: Образовательная область «Познание»;
Образовательная область «Коммуникация»;
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Образовательная область «Музыка»
Цель:
Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, все компоненты устной речи, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование и материалы: Демонстрационный: Мольберт, картина «Осень», иллюстрация «Снегири», веточка рябины. Раздаточный: Лист бумаги, емкость с красной краской, черный карандаш, влажные салфетки.
Предварительная работа: - беседы: «Осень», « Пернатые друзья»; - дидактические игры: «Когда это бывает», «Угадай кто это», «Четвертый лишний»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Птицы», «Осень».
- рисование осенних листочков.
Ход занятия: - Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места. Посмотрите внимательно на экран. (слайд №2)
Миновало лето, Осень наступила, На полях и рощах Пусто и уныло.
Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи.
- Как вы думаете, какое время года на ней изображено? (Осень)
- Как вы поняли, что это осень?
- Дима, какого цвета листочки на деревьях ? ( Красные, желтые, зеленые, оранжевые)
- А почему листочки лежат на земле? (Дует ветер, и листья слетают с деревьев на землю). (слайд №3)
- Юля, скажи , что это блестит на тропинках? (Это дождь прошел , и на тропинке остались лужи)
- Ребята, а как светит солнце - ярко или нет? (Нет, солнце светит не ярко).
- Правильно, солнце почти не видно, его закрывают тучи , оно светит и греет очень слабо и с каждым днем все меньше. Скоро совсем станет холодно.
- Степа, а какое осеннее небо? (Серое, покрыто тучами)
- Ребята, обратите внимание на верхний край картины. Что там изображено, как вы думаете? (Птицы) (слайд № 4)
- Здесь изображено как стая перелетных птиц улетает в теплые края. Потому что, скоро наступит холодная зима, и птицам трудно будет находить корм.
- Но не все птицы бояться холодов и морозов. Некоторые из них остаются зимовать. И сейчас я хочу вам рассказать о птице, которая прилетает на зиму в наши края.(слайд №5). Знакомьтесь - это снегирь. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму.
Черногрудый, краснокрылый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут.
- Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый, черный.
- Степа, как называется эта птица? (Снегирь)
- Камилла, назови что есть у птицы? (Туловище, крылья, голова, лапки)
- Данил, какого цвета перышки у снегиря? (Красные и черные)
- Ребята, давайте представим , что мы свами тоже стали снегирями.
Физкультминутка «Снегири» Снегири летят, крыльями машут. Им на месте не сидится, Завертелись как волчок , Прыг - скок, прыг - скок. Полетели пообедать, Но кругом лишь снег да снег. Хорошо, что им кормушку, Сделал добрый человек!
- Молодцы, ребята! Садимся на свои места. Скоро к нам прилетят снегири. И нам нужно встретить их с угощением. А больше всего снегири любят ягоды рябины.
- Посмотрите на веточку рябины. (слайд № 6)
Стройную рябину Вижу во дворе, Изумруд на ветках , Утром на заре. Много ягод красных, Спелых и прекрасных, Гроздями висят. Их красив наряд.
А зимой рябинки Огоньком горят, Красны как рубины, На ветвях блестят.
- Какого цвета ягоды рябины? (Красного)
- Какой они формы? (Круглые)
- Какого они размера? (Маленькие)
- Правильно, ребята. На веточке рябины много-много маленьких круглых красных ягод. Давайте мы с вами нарисуем веточки рябины для снегирей. А рисовать мы будем своими пальчиками. Посмотрите, как это делаю я : указательным пальчиком я буду рисовать, а остальные спрячу в кулачок. Теперь я опускаю пальчик в красную краску и ставлю отпечатки на листе бумаги. Вот так. Много раз. Ведь ягод у рябинки тоже много. Если краска закончилась, то окунаю пальчик в краску еще раз. Посмотрите , какая красивая веточка рябины получилась. Осталось только внизу каждой ягодки подрисовать маленькие черные точки. Для этого я подожду пока рисунок немного подсохнет и возьму черный карандаш. Им я подрисую каждой ягодке черную точку. Вот так.
- Теперь и вы можете приступить к работе. (звучит спокойная музыка)
- Даша, что ты рисуешь? (Рябину).
- Дима, какого цвета краску ты набрал на пальчик? (Красного)
- Руслан, какие у тебя получаются ягодки рябинки? (Красные, круглые, маленькие)
- Ребята, кто нарисовал рябину, аккуратно вытираем пальчик влажной салфеткой и приступаем к рисованию точек карандашом.
- Ребята, что мы сегодня с вами рисовали? (Рябину)
- Для кого мы рисовали рябину? (Для снегирей)
- Данил, расскажи, как ты рисовал рябину? (Пальчиком и карандашом)
- Молодцы, ребята! Очень хорошие и красивые веточки рябины у вас получились. Снегирям очень они понравятся и они будут всю зиму радовать вас своим ярким нарядом!