kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Зимние картины.Сюжетная композиция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет подробный конспект урока для учащихся 4 класса по теме "Зимние  картины. Сюжетная композиция". В ходе урока учащимся предстоит разработать  сюжетную композицию  с  использованием набросков зимней природы, выполненных на  прошлом уроке. Уроком предполагается  использование в творческой работе разных видов изобразительной деятельности. Учащиеся выполняют зарисовки транспорта,   взрослых и детей в движении (зимние забавы, игры и т.п.) и вклеивают их в  композицию зимнего пейзажа, объединяя такие виды  изодеятельности как живопись и аппликацию.

Структура урока полностью соответствует требованиям ФГОС. Содержит такие разделы как : тему урока, цель и задачи урока, формы организации работы учащихся, приемы обучения,  средства обучения, основные этапы  урока, деятельность учителя и деятельность учеников, виды УУД, формируемые на каждом этапе  урока. Разработка будет полезна учителям начальных классов и учтелям ИЗО, работающим в начальном звене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Зимние картины.Сюжетная композиция" »

Класс/дата

урока


18

Тема урока

Зимние картины. Сюжетная композиция



Формы организации работы учащихся:

- фронтальная

- индивидуальная

Приемы обучения:

- словесные (объяснение, беседа, эвристическая беседа)

- наглядные (наблюдаемые предметы, явления или наглядные пособия)

- практический (практическая деятельность учащихся)

- познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока)

- преобразовательный (усвоение и творческое применение учащимися знаний, умений и навыков)

Средства обучения:

- материальные

- идеальные (умственные действия):

вербальные – речь (обмен информацией между участниками учебного процесса);

материализованные – заготовки (слайд-показ, учебные пособия), выполненные учителем при подготовке урока.

Тип урока

Комбинированный урок




Задание


Сюжетная композиция с использованием набросков прошлого урока.



ЦЕЛЬ УРОКА

Создание условий для любования и восхищения детей красотами зимней природы, для их эмоционально-эстетического отзыва на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников.









ЗАДАЧИ

УРОКА


Обучающие





  • Учить, знакомить:

  • знакомить с творчеством мастеров-живописцев и графиков, формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства;

  • наблюдать окружающий мир;

  • содействовать целостному восприятию учащимися природных явлений.

  • учить анализировать и обсуждать художественные живописные и графические произведения на тему зимней природы, зимних игр детей;

  • учить выполнять наброски взрослых и играющих детей по памяти и на основе жизненных впечатлений;

  • создавать условия для активного экспериментов с различными художественными материалами (цветные карандаши, мелки, масляная пастель)

  • передавать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему;

  • закреплять у четвероклассников навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока.

Развивающие


Развивать:

  • развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение и художественные способности детей средствами изобразительного искусства и мировой художественной культуры, а так же методом глубокого погружения в материал;

  • художественно-эстетическое восприятие природы, произведений живописи и графики;

  • усидчивость, аккуратность;

  • художественно-образную и зрительную память;

  • совершенствовать композиционные и живописные навыки учащихся;

  • творческое отношение к выполнению задания.

Воспитывающие

Воспитывать:

  • художественный вкус и эстетическое восприятие мира;

  • взаимоуважение, уважение к труду художников, мировым художественным традициям;

  • чувство прекрасного;

  • познавательный интерес к изучаемому предмету;

  • усидчивость, трудолюбие;



Оборудование

Для учителя: презентация по теме урока, образцы детских работ, художественно- дидактические учебные таблицы.

Для учеников: бумага белая, карандаш, ластик, живописные художественные материалы по выбору учащихся, учебник стр. 103-106.

Планируемые результаты

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Метапредметные: развитие умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и что ещё не известно, развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и выражать своё отношение к изображаемому в процессе работы над творческим заданием, эстетически оценивать произведения живописного искусства; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебно-познавательных задач.

Предметные: развитие и совершенствование живописных и композиционных навыков, художественно-образной и зрительной памяти.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


УУД



1. Организационный этап

Приветствие учителя классу.

Обеспечение нормальной обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка готовности к уроку.



Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. Размышляют о том новом, что они смогут узнать на уроке.


Личностные УУД:

-способность к самооценке;

- положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

- организовывать контакт с одноклассниками.

2. Введение в тему урока

Учитель: мы наблюдаем с вами зиму в полном разгаре. Каждый день дарит нам новые впечатления. Снег кружится над землей

Словно легкий пух.

Как хорош мой край зимой-

Замирает дух!...

Что вы видите на улице в эти зимние дни, дети? Беседа с учащимися по зимним впечатлениям. За что вы любите зиму? На этом этапе урока в ходе эвристической беседы необходимо подвести учащихся к осознанию того, что зима - уникальное время года, которое дарит нам возможность поиграть в снежки, слепить снеговика, покататься на санках, лыжах, коньках и еще много разных забав. Учитель озвучивает тему урока : «Зимние картины». Просит детей ответить, какие зимние картины рисует их воображение («Мой город просыпается» - взрослые спешат на работу, дети с родителями - в детский сад, ученики - в школу, дворники убирают выпавший за ночь снег, оживляется на дорогах транспорт; ; «Вечереет» - загораются огни в окнах, люди возвращаются с работы, молодежь идет на каток; «Радуемся зиме»- детвора высыпала на улицу, зимние развлечения многочисленны и разнообразны; «Мороз и солнце», «Друзья на прогулке», «Лыжные гонки», «Фигуристы», «Зимние праздники» и мн. др.)

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.


Анализируют тему урока.

Высказывают суждения о предстоящем уроке.

Позитивно настраиваются на изучение нового материала

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения


3. Постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний.


На прошлом урок мы с вами выполняли зарисовки зимней природы. Давайте еще раз рассмотрим их, полюбуемся тем, что у вас получилось. Учитель вместе с детьми рассматривает рисунки, хвалит детей за проделанную работу, акцентирует внимание на наиболее интересных по цвету и композиции рисунках.

Посмотрите на свои рисунки, как вы думаете, чего на них не хватает для полноты передачи русской зимы?

(нет людей, животных, детей, играющих зимой в разные игры). Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Каким будет наше творческое задание? ( нарисовать зимние забавы, используя в качестве фона рисунки прошлого урока). Что нового нам необходимо узнать? Чему научиться? (обобщение ответов детей)


Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, высказывают предположения о предстоящем задании.

Определяют задачи урока, планируемые результаты.


Увидеть: произведения искусства с изображением зимней забав и развлечений.

Узнать: как изображали зиму и зимние забавы художники в сюжетных и тематических картинах.

Научиться: изображать фигуры людей в зимней одежде и движении.






Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы;

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала


Давайте полюбуемся работами художников, передающих радостное настроение зимы в играх и забавах детей (просмотр презентации по теме урока).

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ:


  • Что помогает зрительному восприятию радостного настроения детворы зимой, переданное в картинах?

  • Динамичным или статичным можно назвать характер картин? Почему?

  • Изображения людей крупные или мелкие? Как выделены пространственные планы?

  • Понравились ли тебе эти произведения? Поясни почему.

На одном из прошлых уроков мы с вами изучали приемы передачи динамики различных объектов. Поскольку наша задача создать динамичную композицию с передачей движения играющих детей и движущихся взрослых, давайте вспомним, какими приемами можно передать в картине движение:

  • РИТМ Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма.

  • Характер мазков и штрихов Динамичность изображению можно придать с помощью фактурных мазков, изогнутых линий, штрихов и т.п.

  • ДИАГОНАЛЬ Диагональные линии, расположение объектов по диагонали также создают иллюзию движения.

  • Асимметрия, смещение композиционного центра Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения.

  • Анатомически верная передача движения людей и животных Для этого необходимо изучать анатомию, много наблюдать, делать наброски, зарисовки движущихся объектов.




Слушают учителя.



Просматривают презентацию по теме урока.

Анализируют представленные художественные произведения.


Получают эстетическое удовольствие от встречи с прекрасным.


Проводят аналогии увиденного на картинах со своими собственными впечатлениями и эмоциональными переживания во время игр зимой.



Вспоминают способы передачи динамики объектов в картинах.






Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Познавательные УУД

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

- осознавать познавательную задачу;

- делать обобщения, выводы;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

- слушать, извлекая нужную информацию;

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


5. Динамическая пауза


Перед тем , как мы приступим к работе над творческим заданием, давайте немного отдохнем. Проводится физминутка.

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.


6. Закрепление знаний в новой ситуации/ творческая практическая деятельность







ДО НАЧАЛА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ:


  • Представь, какой сюжет ты передашь в рисунке.

  • Реши, что или кто будет главным в композиции.

  • Реши в каком действии ты будешь рисовать фигуру человека ( идет, бежит, катается на санках, лыжах, коньках, играет в снежки и др.), представь его одежду.

  • Для рисования фигур людей используй учебные таблицы на доске.

  • цветными мелками или карандашами выполни изображения взрослых или детей на отдельном листе бумаги.

  • После того, как наброски людей будут выполнены, вырежи их и вклей в свой зимний рисунок. Маленькие фигуры размещай на заднем плане, крупные – на переднем. Найди интересную композицию, используй прием диагонали.

Целевой обход:

  • - контроль за организацией рабочего места.

  • - контроль за правильностью выполнения приемов работы.

  • - оказание помощи обучающимся, испытывающим

  • затруднения.

  • - контроль за объемом и качеством выполненной работы.


Слушают советы учителя по работе над заданием.

Выполняют творческое задание согласно условиям.


Анализируют свою работу.


Сверяют с образцом.


Корректируют ошибки.









Личностные УУД:

- участие в творческом, созидательном процессе;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- способность к самооценке своих действий;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других;

- оформлять свою мысль посредством декоративного рисунка.

7. Динамическая пауза


Проводит динамическую разминку в ходе работы над заданием.

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

8. Итоги урока. Рефлексия

Учитель подводит итоги урока. Что нового узнали? Обобщение ответов детей.


Учитель вывешивает на доске лучшие работы учащихся. Ребята обсуждают достоинства и недостатки работ.


Проводит рефлексию «Итоги урока» по диагностической таблице. По итогам рефлексии ученики дают оценку своим работам ( 3 - 5 баллов).



Учитель хвалит класс за усердие и старательность.

Участвуют в оценке своей деятельности на уроке.

Узнали:

  • Что цветовая гамма позволяет художнику создавать в картине определенное настроение;

  • Каков порядок работы над композицией;

  • Как выполнить сюжетную композицию зимней картины;

  • Какую роль играют в картине пейзаж и изображение людей.



Дают оценку результатам своей творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Личностные УУД:

- положительно относиться к учению.

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.

9. Информация о домашнем задании


Для тех, кто не успел закончить работу: закончить композицию.

Записывают в дневники домашнее задание

Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Зимние картины.Сюжетная композиция"

Автор: Салахова Надежда Сергеевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства