Класс/дата | № урока 18 | Тема урока | Зимние картины. Сюжетная композиция | Формы организации работы учащихся: - фронтальная - индивидуальная Приемы обучения: - словесные (объяснение, беседа, эвристическая беседа) - наглядные (наблюдаемые предметы, явления или наглядные пособия) - практический (практическая деятельность учащихся) - познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока) - преобразовательный (усвоение и творческое применение учащимися знаний, умений и навыков) Средства обучения: - материальные - идеальные (умственные действия): вербальные – речь (обмен информацией между участниками учебного процесса); материализованные – заготовки (слайд-показ, учебные пособия), выполненные учителем при подготовке урока. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Задание | Сюжетная композиция с использованием набросков прошлого урока. |
ЦЕЛЬ УРОКА | Создание условий для любования и восхищения детей красотами зимней природы, для их эмоционально-эстетического отзыва на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников. |
| ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | Учить, знакомить: знакомить с творчеством мастеров-живописцев и графиков, формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства; наблюдать окружающий мир; содействовать целостному восприятию учащимися природных явлений. учить анализировать и обсуждать художественные живописные и графические произведения на тему зимней природы, зимних игр детей; учить выполнять наброски взрослых и играющих детей по памяти и на основе жизненных впечатлений; создавать условия для активного экспериментов с различными художественными материалами (цветные карандаши, мелки, масляная пастель) передавать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему; закреплять у четвероклассников навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. |
Развивающие | Развивать: развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение и художественные способности детей средствами изобразительного искусства и мировой художественной культуры, а так же методом глубокого погружения в материал; художественно-эстетическое восприятие природы, произведений живописи и графики; усидчивость, аккуратность; художественно-образную и зрительную память; совершенствовать композиционные и живописные навыки учащихся; творческое отношение к выполнению задания. |
Воспитывающие | Воспитывать: взаимоуважение, уважение к труду художников, мировым художественным традициям; чувство прекрасного; познавательный интерес к изучаемому предмету; усидчивость, трудолюбие; |
Оборудование | Для учителя: презентация по теме урока, образцы детских работ, художественно- дидактические учебные таблицы. Для учеников: бумага белая, карандаш, ластик, живописные художественные материалы по выбору учащихся, учебник стр. 103-106. |
Планируемые результаты | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками; Метапредметные: развитие умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и что ещё не известно, развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и выражать своё отношение к изображаемому в процессе работы над творческим заданием, эстетически оценивать произведения живописного искусства; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебно-познавательных задач. Предметные: развитие и совершенствование живописных и композиционных навыков, художественно-образной и зрительной памяти. |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный этап | Приветствие учителя классу. Обеспечение нормальной обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка готовности к уроку.
| Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. Размышляют о том новом, что они смогут узнать на уроке. | Личностные УУД: -способность к самооценке; - положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД: - организовывать контакт с одноклассниками. |
2. Введение в тему урока | Учитель: мы наблюдаем с вами зиму в полном разгаре. Каждый день дарит нам новые впечатления. Снег кружится над землей Словно легкий пух. Как хорош мой край зимой- Замирает дух!... Что вы видите на улице в эти зимние дни, дети? Беседа с учащимися по зимним впечатлениям. За что вы любите зиму? На этом этапе урока в ходе эвристической беседы необходимо подвести учащихся к осознанию того, что зима - уникальное время года, которое дарит нам возможность поиграть в снежки, слепить снеговика, покататься на санках, лыжах, коньках и еще много разных забав. Учитель озвучивает тему урока : «Зимние картины». Просит детей ответить, какие зимние картины рисует их воображение («Мой город просыпается» - взрослые спешат на работу, дети с родителями - в детский сад, ученики - в школу, дворники убирают выпавший за ночь снег, оживляется на дорогах транспорт; ; «Вечереет» - загораются огни в окнах, люди возвращаются с работы, молодежь идет на каток; «Радуемся зиме»- детвора высыпала на улицу, зимние развлечения многочисленны и разнообразны; «Мороз и солнце», «Друзья на прогулке», «Лыжные гонки», «Фигуристы», «Зимние праздники» и мн. др.) | Рассуждают, отвечают на вопросы учителя. Анализируют тему урока. Высказывают суждения о предстоящем уроке. Позитивно настраиваются на изучение нового материала | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. | На прошлом урок мы с вами выполняли зарисовки зимней природы. Давайте еще раз рассмотрим их, полюбуемся тем, что у вас получилось. Учитель вместе с детьми рассматривает рисунки, хвалит детей за проделанную работу, акцентирует внимание на наиболее интересных по цвету и композиции рисунках. Посмотрите на свои рисунки, как вы думаете, чего на них не хватает для полноты передачи русской зимы? (нет людей, животных, детей, играющих зимой в разные игры). Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Каким будет наше творческое задание? ( нарисовать зимние забавы, используя в качестве фона рисунки прошлого урока). Что нового нам необходимо узнать? Чему научиться? (обобщение ответов детей) | Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, высказывают предположения о предстоящем задании. Определяют задачи урока, планируемые результаты. Увидеть: произведения искусства с изображением зимней забав и развлечений. Узнать: как изображали зиму и зимние забавы художники в сюжетных и тематических картинах. Научиться: изображать фигуры людей в зимней одежде и движении. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Регулятивные УУД: -умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы; - определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Давайте полюбуемся работами художников, передающих радостное настроение зимы в играх и забавах детей (просмотр презентации по теме урока). ОБСУДИМ ВМЕСТЕ: Что помогает зрительному восприятию радостного настроения детворы зимой, переданное в картинах? Динамичным или статичным можно назвать характер картин? Почему? Изображения людей крупные или мелкие? Как выделены пространственные планы? Понравились ли тебе эти произведения? Поясни почему. На одном из прошлых уроков мы с вами изучали приемы передачи динамики различных объектов. Поскольку наша задача создать динамичную композицию с передачей движения играющих детей и движущихся взрослых, давайте вспомним, какими приемами можно передать в картине движение: РИТМ Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма. Характер мазков и штрихов Динамичность изображению можно придать с помощью фактурных мазков, изогнутых линий, штрихов и т.п. ДИАГОНАЛЬ Диагональные линии, расположение объектов по диагонали также создают иллюзию движения. Асимметрия, смещение композиционного центра Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения. Анатомически верная передача движения людей и животных Для этого необходимо изучать анатомию, много наблюдать, делать наброски, зарисовки движущихся объектов. | Слушают учителя. Просматривают презентацию по теме урока. Анализируют представленные художественные произведения. Получают эстетическое удовольствие от встречи с прекрасным. Проводят аналогии увиденного на картинах со своими собственными впечатлениями и эмоциональными переживания во время игр зимой. Вспоминают способы передачи динамики объектов в картинах. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Познавательные УУД - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; - осознавать познавательную задачу; - делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - слушать, извлекая нужную информацию; - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
5. Динамическая пауза | Перед тем , как мы приступим к работе над творческим заданием, давайте немного отдохнем. Проводится физминутка. | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. |
6. Закрепление знаний в новой ситуации/ творческая практическая деятельность | ДО НАЧАЛА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ: Представь, какой сюжет ты передашь в рисунке. Реши, что или кто будет главным в композиции. Реши в каком действии ты будешь рисовать фигуру человека ( идет, бежит, катается на санках, лыжах, коньках, играет в снежки и др.), представь его одежду. Для рисования фигур людей используй учебные таблицы на доске. цветными мелками или карандашами выполни изображения взрослых или детей на отдельном листе бумаги. После того, как наброски людей будут выполнены, вырежи их и вклей в свой зимний рисунок. Маленькие фигуры размещай на заднем плане, крупные – на переднем. Найди интересную композицию, используй прием диагонали. Целевой обход: - контроль за организацией рабочего места. - контроль за правильностью выполнения приемов работы. - оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения. - контроль за объемом и качеством выполненной работы. | Слушают советы учителя по работе над заданием. Выполняют творческое задание согласно условиям. Анализируют свою работу. Сверяют с образцом. Корректируют ошибки. | Личностные УУД: - участие в творческом, созидательном процессе; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - способность к самооценке своих действий; Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других; - оформлять свою мысль посредством декоративного рисунка. |
7. Динамическая пауза | Проводит динамическую разминку в ходе работы над заданием. | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. |
8. Итоги урока. Рефлексия | Учитель подводит итоги урока. Что нового узнали? Обобщение ответов детей. Учитель вывешивает на доске лучшие работы учащихся. Ребята обсуждают достоинства и недостатки работ. Проводит рефлексию «Итоги урока» по диагностической таблице. По итогам рефлексии ученики дают оценку своим работам ( 3 - 5 баллов). Учитель хвалит класс за усердие и старательность. | Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Узнали: Что цветовая гамма позволяет художнику создавать в картине определенное настроение; Каков порядок работы над композицией; Как выполнить сюжетную композицию зимней картины; Какую роль играют в картине пейзаж и изображение людей. Дают оценку результатам своей творческой деятельности и деятельности одноклассников. | Личностные УУД: - положительно относиться к учению. Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: - адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам. |
9. Информация о домашнем задании | Для тех, кто не успел закончить работу: закончить композицию. | Записывают в дневники домашнее задание | Личностные УУД: - ответственное отношение к учению. |