- Ребята, покажите при помощи мимики лица своё настроение.
- Я вижу, что у вас хорошее настроение, значит, вы готовы творить, придумывать, фантазировать.
II. Погружение в проект
Проблемное введение в тему
-Я предлагаю вам отправиться в гости. А, вот куда, догадайтесь. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
- Когда я была маленькой, с этой мелодии начиналась детская передача «В гостях у сказки». Я с нетерпением её ждала, так как очень любила сказки (по секрету скажу, что до сих пор их люблю). - А вы любите сказки? Что для вас сказка?
-В сказках всегда есть сказочный лес. Каких сказочных животных там можно встретить? (медведь, заяц, лиса…)
-А птицы могут жить в сказочном лесу? (да, могут)
- Тогда какие птицы могут жить в сказочном лесу?( Сказочные.)
Цель: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.
- Вы можете определить тему нашего урока? ( Мы будем рисовать сказочную птицу.)
- Да, сегодня на уроке вы будете изображать сказочную птицу. А работать вы будете по группам, создавая свой небольшой проект. И прежде чем вы приступите к этой работе, давайте посмотрим, как другие художники изображали сказочных птиц в книгах сказок, учебниках. ( просмотр презентации, Слайды № )
III. Изложение учебного материала.
Цель: познакомить детей с образом сказочной птицы, вызвать у детей желание создать свою птицу, выполнять работу с творческим подходом.
Птица №1 - Птица изображена в портрете. возможно, художник изобразил птицу счастья, талисман. Какую птицу она напоминает? ( Голубя.)
- Да, тело этой птицы украшено чешуйками.
Птица №2
- Часто в книгах сказок красная строка украшалась птичками. Оперение у этих птиц красивое, но в сказках они могли играть отрицательную роль. А другая птица, наверное, живет в царских садах, потому что она сидит на виноградной ветке. И она в сказке играла, наверное, положительную роль.
Птица №3
- Обратите внимание, что почти у всех сказочных птиц голова украшена причудливыми перьями, тело покрыто чешуйками. Возможно, эта птица могла передвигаться не только по воздуху, но и по воде.
Птица №4
- А иногда художники отождествляли птиц с человеком, и изображали их с головой девушки. На голове у этой птицы корона. Возможно, какой - то волшебник превратил царевну в птицу. Обратите внимание на то, что верхняя часть тела птицы похожа на лебединую, а нижнюю часть художник изобразил от хищной птицы.
Птица №5
- А эта птица изображена с головой русской царицы. На её голове изображена царская корона. Необычно и то, что у этой птицы есть русская коса.
Птица №6 - А у этой птицы пёрышки на крыльях изображены в виде зигзагов, волнистых линий. Туловище украшено кружочками, голова украшена пёрышками в виде капелек, а на хвост нанизаны бусинки.
Птица №7
- Изображая сказочных птиц, художники использовали яркие цвета. Розовая птица. На какую птицу похожа? (На лебедя.)
- Но смотрите, художник раскрасил её в ярко – розовый цвет, добавил пушистый хвост, украсил голову пёрышками. И лебедь превратился в сказочную птицу.
Птица №8
- А эта птица на какую похожа? ( На павлина.)
- Но это не павлин. почему? ( Окрас жёлтый.)
- Что символизирует в сказках жёлтый цвет? (Золотой.)
- Как в сказках называют таких птиц? ( Жар – птицей.)
Птица №9
- А можетели вы предположить, что это за птица? ( предположения детей).- Вы внимательно посмотрели слайды со сказочными птицами. Они чем-то похожи на тех птиц, которых вы видели в действительности? (Похожи.)
- А чем похожи? (Ответы детей)
- Если похожи, то, как вы думаете, можно ли превратить обычную птицу в сказочную? (Можно, добавив украшения.)
- Сегодня вы тоже будете превращать , но в отличии от Жар- птицы это будет Птица-Стужа. Интересно, почему ее так назвали? ( предположения детей)
IV. Постановка творческого задания
Создание творческих групп.- Сейчас наш класс превращается в художественную мастерскую, а вы, ребята – в художников –, которые продемонстрируют нам своё творчество и умение. В нашей мастерской будут работать 3 группы. Договоритесь, кто из вас будет главным художником. Он будет контролировать работу всех художников и подведёт итог совместной работы.
- Назовите правила работы в группе (помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарищей, соблюдаем порядок на парте и т.д.)
2. Самоопределение к деятельности: Чтобы получить удовольствие от работы в группе, у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда ваши птицы будут излучать тепло и доброту. Теперь возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу, скажите: «Мы группа! Мы готовы творить!» Каждая группа создаст свою сказочную Птицу-Стужу. – В «холодных тонах». Что представляете, когда слышите слово «холод»? ( облака, небо, море, холодный ветер, дождь) Каким настроением охарактеризовали бы это слово? Изобразите.( дети могут применить мимику, жесты, словесные описания, эмоции в сказанном)
ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на цыпочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку,
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба)
V. Осуществление деятельности. Самостоятельная работа учащихся.
Цель: умение планировать свои действия в соответствии с учебно – практической задачей, проявлять свои творческие способности, навыки работы в коллективе.
- А теперь начнём творить и фантазировать. В конце урока ваши птицы должны нас всех удивить соей красотой, хотя и будут выполнены «холодным тоном». У каждой группы на столе лежит подготовленный фон Птицы-Стужи.А также формы ее перьев, которые должны превратиться в чудесное оперение. - Ребята, перо будем не просто раскрашивать, а украшать узором. Какие элементы узоров вы знаете? Точки, круги, полоски, завитушки) - Взгляните – если я сверну перо вдоль пополам – станет видно, что оно симметрично. Что это значит? (обе половинки пера одинаковы, значит узор будет симметричен).
VI. Презентация работ.
-Пришло время сделать действительно сказочное волшебство и оценить вашу работу. Расположите птиц на поляне. Звучит пение птиц.
Один ученик из группы представляет птиц
- Ребята, сегодня вы сотворили чудо! Все старались, поэтому птицы получились очень красивые, яркие, роскошные. Наши птички понесут тепло на своих крыльях во все уголки Земли и те желания, которые вы оставили на каждом перышке, исполнятся.
VII. Рефлексия.
Если вам понравился урок, вам было интересно работать – поднимите квадрат «тёплого» цвета, а если вам было скучно на уроке и неинтересно –поднимите квадрат «холодного» цвета».
- Благодарю вас за вашу фантазию, за ваше богатое воображение.