Тема урока: Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.
Цель урока: Конструирование и анализ формы
Задачи урока:- научить умению анализировать произведения архитектуры
-формирование творческой активности учащихся
(конструирование и моделирование обьемно-пространственных композиций)
- развитие навыков формообразования, использование обьемов в дизайне и архитектуре
-развитие навыков работы с бумагой (работа в технике макетирования)
Оборудование для учителя:
- Рисунки-схемы на доске
- Наглядные примеры: образцы, изготовленные учителем
- Изображения архитектурных сооружений
Оборудование для учащихся:
-плотная бумага или картон
- клей ПВА
-доска для резки картона (доска для макетирования)
- канцелярский нож( резак с узким лезвием)
- линейка пластмассовая или металлическая
- циркуль
Ход урока
Перед началом объяснения урока проводится инструктаж по технике безопасности - обращение с режущими инструментами – ножницами и канцелярским ножом.
Тема этого урока связана с сочинением отдельного архитектурного сооружения, рассматриваемого как сочетание разных геометрических объемов. Выполняя задание, ребята должны научиться преодолевать конструктивную монотонность ровной поверхности, памятуя о том, что это здание войдет в среду человеческого обитания и люди каждый день будут смотреть на него. Почему, ежедневно проходя мимо одних зданий, не обращаешь на них никакого внимания. а другие радуют глаз и на них нравится смотреть.По тому что такие здания пластически выразительны. Свет выявляет строгие или наоборот, излишне декоративные фасады зданий. Пластическая выразительность здания достигается за счет большего композиционного разнообразия и гармонии форм.
У здания в большинстве случаев четыре фасада.Основной, передний фасад обычно выходит на улицу и наиболее полно выражает эстетическую ценность постройки, особенности силуэта, внешней отделки. Два боковых фасада подчеркивают конструктивную особенность здания, позволяют воспринимать весь архитектурный замысел в движении. Задняя часть, «дворовый» фасад — сторона, которая менее заметна.
Если вспомнить, даже в уникальных готических храмах она меньше украшена или совсем не украшена каменной резьбой и скульптурой.
Ученикам предлагается по выбору сделать один из фасадов здания.
Итак, работа начинается с фронтальной композиции, с сочинения эскиза одного из фасадов, с усложнения ровной плоскости. Работа идет на цельном листе картона. А учитель рисует на доске. Изначально лист делится на 3 части. С помощью разрезов, надрезов можно сформировать фасад здания. Средняя часть листа -это стена здания. На ней можно,используя прием пластики поверхности изобразить выступающие части колонн (пилястры). Далее показав приемы, применяемые в макетировании для изображения окон, можно создать арочные, стрельчатые,прямоугольные окна. Проем двери также моджно показать с нависающим козырьком. Нижняя часть листа картона преобразуется в ступени. Верхняя-это крыша. Она может быть с чердачным окном, выступающая над стеной. Если показывать архитектуру стиля классицизм, можно изобразить элементы, характерные для нее.
Все схемы даны в приложеном файле