Тема: Цельность композиции. Типизация
6 класс.
Цель: Закрепить понятие «художник-анималист».Совершенствовать навыки технического рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой последовательности. Учить детей создавать сюжетную композицию – размещать животных на панораме африканской саванны.
Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
Развивающая среда: панорама африканской саванны; «Доска выбора»;
Зрительные ряды:изображения котёнка-львёнка-тигрёнка; лошади-зебры-жирафа.
Предварительная работа:
• Беседа о животных жарких стран.
• Рассматривание репродукций и фотографий с пейзажами Африки.
• Знакомство с произведениями художников-анималистов.
• Знакомство с внешним видом экзотических животных (фотографии, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия, атласы, энциклопедии и др.).
• Рисование композиционной основы (панорама африканской саванны).
План.
1.Организационная часть
2.Повторение по пройденной теме
3.Объяснение темы
4.Практическая часть
5.Подведение итога
6.Домашняя работа
Ход
1. Организационная часть. Проверка посещаемости. Проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденной темы.
3. Объяснение темы.Педагог:Сегодня я расскажу вам историю, которая приключилась с одной девочкой из нашего детского сада. Мама прочитала ей интересную книжку, в которой было много удивительных рассказов про животных. Девочке очень захотелось посмотреть, как выглядят эти удивительные звери. Но, к сожалению, в книге не было картинок. И тогда девочка решила нарисовать этих животных сама. Радостная, она принесла свой рисунок мне. Я посмотрела и удивилась. Что за зверь? И все, кому девочка показывала этот рисунок, улыбались и удивлялись. Девочка очень расстроилась и просит вас помочь ей. Вы готовы? Тогда я покажу вам её рисунок, а вы попробуйте разобраться, в чём дело?
Вот какой чудо-зверь получился у девочки.(Показывает рисунок, где изображён зверь с туловищем-панцирем черепахи, лапами и хвостом тигра, шеей жирафа, гривой льва и хоботом слона).
Каких животных вы в нём узнали? Назовите их. Почему же все удивляются, когда видят этот рисунок?
Ответы детей:Потому что такого зверя не существует.
Потому что девочка всё перепутала и соединила абсолютно разных животных.
Педагог:Давайте поможем девочке и нарисуем для неё животных правильно. А для этого мы с вами отправимся в Африку, где всегда солнечно и жарко, и не бывает холодной зимы и снега. Но прежде чем мы туда отправимся, нам необходимо вспомнить, кого из животных мы можем встретить, с кем можем близко познакомиться, с кем следует быть осторожными и кого нужно опасаться и обходить стороной.
Дидактическая игра «Добавь словечко»
(Педагог называет определение, дети угадывают, что это за зверь).
Педагог:В джунглях живут полосатые, хищные…
Дети:Тигры.
Педагог:На пальмах прыгают ловкие, длиннохвостые…
Дети:Обезьяны.
Педагог:Можно встретить больших толстокожих…
Дети: Бегемотов.
Педагог:Сильные гривастые…
Дети:Львы.
Педагог:Пугливые, быстрые, полосатые…
Дети:Зебры.
Педагог:Пятнистые, длинношеие…
Дети:Жирафы.
Педагог:Зелёные, зубастые, для всех опасные…
Дети:Крокодилы.
Педагог:Выносливые двугорбые…
Дети:Верблюды.
Педагог:Водятся в Африке медлительные, коротконогие…
Дети:Черепахи.
Педагог:И ещё огромные, сильные…
Дети:Слоны.
Педагог:И ещё много-много удивительных зверей можно встретить в Африке. Мы много рассматривали иллюстраций, фотографий этих необычных животных, поэтому мы очень хорошо знаем особенности их внешнего облика.
– Как называются художники, которые пишут о жизни животных? Почему?
Педагог:Мы ещё не рисовали африканских животных.
Повторить тему «Композиция»
Педагог:Теперь мы готовы помочь девочке. Приступаем к рисованию.
Разминка для пальчиков «Я по Африке гулял»
4. Практическая часть
Педагог предлагает нарисовать композицию «Африка».
Этапы выполнения работы
1. Выбор объекта и способа рисования
Педагог.Выбирайте животного из жарких стран, которое вам нравится на «Доске Выбора», а как его лучше нарисовать, подумаем вместе.
Работа на «Доске Выбора» – детям представляется свобода выбора. По ходу выбора педагогам предлагается техника рисования в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Внимание детей обращается на то, как по-разному можно нарисовать животное.
2. Рисование животных
Дети должны уточнить, что именно каждому из них предстоит нарисовать. В процессе рисования с каждым ребёнком обсуждаются возможности выбранной техники.
5.Подведение итога. Что вы знаете о композиции?. Как правильно изображать животных?
6. Домашняя работа. Закончить рисунок в цвете.