Тема:Казахская национальная одежда
6 класс.
Вид занятий: лекция с элементами практической работы.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель: -дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды мужского костюма;
-научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность мужского костюма;
-развитие навыков композиции, умения изображать человеческую фигуру в национальной одежде.
Задачи урока: - выполнить на листе формата А- 4 поисковые эскизы костюма.
- подобрать красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.
- композиционно верное размещение эскизов, соблюдение пропорций фигур.
Оборудование урока:
- для учителя: репродукции казахских национальных костюмов, плакат «мужской национальный костюм», детские работы, буклет, индивидуальные карточки - задания «детали национального костюма».
- для учащихся: карандаши, альбомы, акварель.
План урока:
1.Организационный момент
2.Повторение пройденного материала
3.Сообщение нового материала
4.Практическая часть урока
5.Подведение итогов работы
6.Домашнее задание
Ход урока.
1 .Сообщение цели урока, подготовка учащихся к решению творческих задач.
2.Повторение пройденного материала.
При изучении женского костюма мы уже говорили об особенностях казахской национальной одежды. Давайте расширим наши знания и поговорим о влиянии соседних народов на казахский костюм. Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция. Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей. Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды.
Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовления обуви и головных уборов. Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распространении отдельных предметов одежды из шёлковых материй. Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов.
Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 - 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 - 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее - составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое.
Среда основного населения, связанного со скотоводством, русские формы почти не имели распространения. Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась и высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия.
3. Давайте познакомимся с названиями деталей костюма: Тумак - остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, Которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. Ичиг - это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д. Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.
Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны. Позументный чапан - шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.
Жаргак - так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют - «жаргак шалбар». «Жаргак шалгар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери. Шапан - халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.
Курте - мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки. Бешпент - один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.
Шалбар - штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений. Кiсе - наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.
4. Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы костюма. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.
Вопросы для повторения:
а) какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокыркеше, масы).
б) какие материалы использовались при изготовлении одежды?
( шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные).
5. В конце урока подводятся итоги, делается анализ детских работ.
6. Домашнее здание. Повторить конспект