Конспект урока по Изобразительному искусству "Освоение космоса"
Конспект урока по Изобразительному искусству "Освоение космоса"
Конспект урока тематического рисования по программе С.П. Ломова, посвящен освоению космоса человеком. Дети познакомятся с Вселенной, сыграют в игру "солнечная система", познакомятся с творчеством замечательных художников А.Леоновым и А. Соколовым, выполнят живописную композицию с элементами аппликации. К уроку подготовлены мультимедийная презентация, и набор шаблонов на космическую тематику. Возможно использование на уроке индивидуальных заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пробудить интерес к изучению космического пространства.
Оборудование:
Для учителя: презентация, видеоматериал, схема «Солнечной системы», рисунки учащихся, индивидуальный раздаточный материал с шаблонами на тему «Космос», лист, художественные материалы, индивидуальные карточки-задания, компьютер, проектор.
Для учащихся: художественные материалы – краски, фломастеры, цветные карандаши, мелки, гелиевые ручки, маркеры, лист, вода, баночка, кисти, простой карандаш, палитра, ластик, губка, клей, ножницы.
Музыкальный ряд: музыкальные композиции на космическую тематику группы Speis.
Форма проведения: Урок с применением информационных технологий.
План урока.
Организационный момент. 1 мин
Вводная беседа на тему «Космос». 10 мин
Сообщение темы и цели урока.1 мин
Изучение теоретического материала. Игра «Солнечная система». 5-7 мин
Выполнение практической работы по заливке фона «Небесного пространства». 2-3 мин
Знакомство с творчеством художников А. Леонова и А. Соколова. 5-7 мин
Физкультминутка. 1 мин
Продолжение практической работы с использованием аппликативного материала. 13-15 мин
Анализ выполненных работ. (Оценивание результатов самими учащимися, учителем). 2 мин
Выставка лучших работ. 1 мин
Итог урока. Рефлексия. 2 мин
Ход урока:
1. Организационный момент. (Проверка готовности учеников к уроку. Положительный настрой).
2. Вводная беседа на тему «Космос».
-Сегодня у нас необычный урок мы с Вами отправляемся в увлекательное путешествие в глубины космического пространства. Мы с вами одна команда (экипаж) поэтому должны помнить о правилах и культуре поведения: уважении друг к другу, понимание, оказание взаимопомощи. Итак, раз, два, три, все готовы? Отправляемся в путь и будем открывать космос вместе.
Включить видео фильм «Космос». (2 мин 30 сек.)
- Какое впечатление произвело на вас космическое пространство? (ответы детей)
- Что больше всего поразило? (ответы детей)
-А что же такое космос? (ответы детей).
- Космос - это то, что окружает нас. Вселенная - неисчерпаемый источник тайн и чудес.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Вы уже, наверное, догадались, о теме нашего урока, она связана действительно с космосом. «Освоение космоса».
-Цель нашего урока: Выполнить живописную композицию на заданную тему.
- А что для этого нужно знать?
4. Изучение теоретического материала. Игра «Солнечная система».
-Веками человек смотрит в небо, необъятный космос и размышляет о вечности, о красоте, несущей неведомые опасности. Человек изучает и открывает целенаправленно небо, планеты, звезды. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манила к себе людей. В своих мечтах люди давно отрывались от земли и парили как птицы. Люди считали, что только в полете они свободны, издавна завидуя птицам. Находились смельчаки, которые пытались сделать крылья, чтобы подняться в воздух, но часто их попытки заканчивались неудачами. Солнечная система окутывает нас своим манящим холодом. Солнце дает нам свет и тепло. Это единственная звезда солнечной системы. Вокруг него вращаются и другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты, астероиды, метеориты, космическая пыль.
- А теперь я предлагаю Вам сыграть в игру «Солнечная система».
-Давайте посмотрим чего здесь не хватает. (Планет).
- А сколько планет солнечной системы вы знаете? (9).
-На доске предложен макет Солнечной системы, ваша задача ее собрать, правильно разместив, планеты по удаленности от Солнца.
1. Меркурий (Название – Бог торговли)
2. Венера (Название – Богиня любви)
3. Земля (Название – Голубая планета- Терра)
4. Марс (Название – Бог войны)
5. Юпитер (Название – Бог громовержец. Газовый гигант и крупнейшая в солнечной системе).
6. Сатурн (Название – Бог Земледелия, вторая по размерам планета гигант)
7. Уран (Название – греческий Бог Неба)
8. Нептун (Название – Бог морей)
9. Плутон (Название – Бог подземного царства, темного и холодного мира, карликовая планета, официальное имя объект получил 24 марта 1930 года)
Интересные факты о планетах.
1. Плутон – Имя «Плутон» первой предложила Венеция Берни, 11- летняя школьница из Оксфорда.
2. Сатурн – самая быстрая планета Солнечной системы. (полный круг 10 часов).
3. Нептун – замечательна тем, что ее открыли не наблюдая в телескоп, а путем математических вычислений.
4. Меркурий – удивителен тем, что его день равен 176 дням жизни на Земле.
5. Венера – самая жаркая планета средняя температура ее поверхности 465 градусов.
6. Меркурий – резкие перепады дневной и ночной температуры ( минус 190 ночь, день 430 плюс).
7. Марс – расположена самая крупная гора под названием «Олимп» - это вулкан.
- Луна единственный спутник нашей планеты, второй по яркости объект на небе после солнца.
- Кометы «хвостатые звезды». Ядро кометы это глыба обычного рыхлого льда с примесью газов.
- Это не все удивительные факты о космосе. Постарайтесь дома найти дополнительную информацию о его тайнах и загадках, а на следующих уроках мы обязательно поделимся этой информацией.
И детей и взрослых космос влечет своими тайнами, возможностью соприкоснуться с его неизведанными глубинами хотя бы мысленно, призывая на помощь фантазию. Вот и нам необходимо проявить свое творчество и фантазию в выборе живописного решения пространство неба. В наших рисунках стараемся передать всю его прелесть, красоту и очарование. -Для решения поставленной задачи попробуем поработать в удивительной технике «По сырому». Давайте вспомним эту технику. (Смочить лист бумаги, губкой наносим цвет)
(показ учителем на доске образца).
Обратить внимание на использование цвета. Не бойтесь, смелее принимайте решение. Размещение листа горизонтально и горизонтальными линиями (слоями).
5. Выполнение практической работы по заливке фона «Небесного пространства». (2-3 мин)
-Молодцы! Чудесно справились с частью нашего практического задания. А пока работа сохнет, я предлагаю вам познакомиться с удивительными людьми Алексеем Леоновым и Андреем Соколовым.
6.Знакомство с творчеством художников А. Леонова и А. Соколова.
Включить презентацию
-Алексей Леонов – советский космонавт №11, первый человек, вышедший в открытый космос, дважды герой Советского Союза. Автор и соавтор 8 альбомов посвященных космосу. В школьные годы Алексей Архипович начал увлекаться живописью. Его пленяли картины окружающей природы, в нем всегда живет удивление творениями рук человеческих. От этого удивления - желание рисовать А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). Летчик-космонавт является другом и творческим союзником Андрея Соколова - художника-фантаста. С детства будущий художник любил фантастику. И свои первые работы он посвятил этому жанру. После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году все творческие устремления А. Соколова отданы теме освоения космоса. Некоторые полотна А. Соколова составляют «мини-сериалы»: мы видим последовательные этапы строительства большой обитаемой космической станции на орбите Земли, наблюдаем за первой высадкой людей на Луне, Венере, Марсе, спутниках планет-гигантов, вместе с экипажами фотонных ракет устремляемся к звездам. Огромное число работ посвящено теме реальных достижений советской космонавтики (только в 1981 году в альбоме «Жизнь среди звезд» появляется несколько работ на тему американских исследований в космосе).
Начиная с середины 60-х годов постоянным соавтором А. Соколова cтановится летчик-космонавт СССР А. Леонов. Художник-космонавт привносит в совместные работы элемент «натурной» достоверности. Соавторство с А. Леоновым сильно облегчило А. Соколову составление и издание альбомов «космической» живописи. Картины этих художников становятся главными экспонатами международных выставок. В разных издательствах выходят альбомы репродукции живописи, массовыми тиражами издаются наборы открыток с репродукциями полотен А. Соколова и А. Леонова. Выходят почтовые марки с воспроизведением «космической живописи». Эскизы многих полотен художников побывали в космосе на борту советских космических кораблей, а затем — на основе замечаний космонавтов — на Земле дорабатывались оригинальные полотна. Их картины разнообразны, очень выразительны, иногда это удивительное будущее, завтрашний день, иногда натура. Говорят они на своих картинах очень просто, убедительно и достоверно.
7. Физкультминутка. «Летит, летит ракета» с движениями.
Летит, летит ракета. Ракета в даль летит. Мы знаем, что ракета на Землю прилетит.
8. Продолжение практической работы с использованием аппликативного материала.
-Ну а теперь мы вновь возвращаемся к нашей практической работе. Нам необходимо добавить в композицию дополнительные элементы и завершить ее.
-Как вы думаете, что это может быть? (ответы детей).
- На ваших партах имеется дополнительный раздаточный материал, в которых вы найдете шаблоны основных элементов композиции. Посмотрим их.
-Ваша задача продумать цветовое решение данных элементов и красивое размещение этих элементов на поверхности вашего небесного пространства.
- На партах имеются чистые листы бумаги, на которых вы можете самостоятельно изобразить элементы необходимые для вашего индивидуального творческого замысла.
- Сегодня в своей практической работе вы можете использовать различные живописные материалы: краски, фломастеры, цветные мелки, карандаши, гелиевые ручки.
- Продумав композицию на листе, закрепляем главные элементы при помощи клея и оформляем эти элементы в цвете.
- Для самостоятельной работы давайте определим критерии:
1. Аккуратной.
2. Грамотной в композиционном решении.
3. Творческой и индивидуальной.
4. Интересной в цветовом решении.
- На выполнение работы вам отводиться 10-15 мин.
Самостоятельная работа учащихся ( Звучит музыкальная композиция «Космос» - Speis.)
Оказание индивидуальной помощи учителем.
9. Анализ выполненных работ. (Оценивание результатов самими учащимися, учителем).
Учащиеся меняются работами с соседом. И производят оценивание по разработанным критериям. По пятибалльной системе в графе ученик, в графе учитель оценку произведет педагог.
Критерии:
1. Аккуратной.
2. Грамотной в композиционном решении.
3. Творческой и индивидуальной.
4. Интересной в цветовом решении.
10. Выставка лучших работ.
Если останется время организовать выставку лучших работ с демонстрацией на доске.
- Что лучше всего у вас получилось? (ответы детей).
- Что для тебя было самым интересным на уроке? (Ответы детей)
11. Итог урока. Рефлексия.
-Огромное спасибо всем за работу, за творчество, активность. Если вам понравился сегодняшний урок и вы удовлетворены то на белом листочке нарисуйте красную звездочку, если не все устраивает в уроке и что- то не понравилось – зеленая, совсем не понравился урок и вы не получили никакого удовольствия – синяя.