2-й класс УМК «Школа 2100»
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. – М.: Баласс, 2011.
Тема. Колорит – душа живописи.
Цели по линиям развития:
-Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Уметь выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в смешанной технике.
-Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина.
Обязательный минимум содержания: колорит, тёплый и холодный колорит, тональный колорит.
Зрительный ряд: П. Кузнецов «Натюрморт», «Весна в Крыму», М. Волошин «Пейзаж», схема работы над композицией «Морские жители».
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД,
технология оценивания
1-й урок темы
действия учителя
действия учеников
I. Создание проблемной ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Колорит – душа живописи», рассказывает сказку о двух братьях-близнецах и просит ответить на вопросы:
– Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были диаметрально противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.
– Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, – говорил один из братьев.
– А мне хочется прохлады, надо погасить камин, – отвечал другой.
Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую – второму. Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой – тепло.
– Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?
– Как вы думаете, эти картины были одинаковые?
– Что удалось передать художнику в одной и другой картинах?
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
– С помощью картин.
– Нет, разные.
– Прохладу и тепло
Познавательные действия
-Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
- Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
-Небольшой пересказ простого текста.
- Простой план.
Регулятивные действия
-Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
- Работать по предложенному плану, использовать учебник.
-Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
-Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
- Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
- Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты
-Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.
- Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.
- В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
- Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
- Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
II. Формулирование проблемы.
– Какой вопрос возникает?
– Как художникам удаётся передавать прохладу или тепло в своих произведениях?
Возможен другой вариант проблемного вопроса.
III. Выдвижение гипотез. Актуализация знаний.
– Может быть, у вас есть какие-то предположения?
Предполагают. Вспоминают то, что знают о живописи.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Учитель предлагает открыть учебник на с. 44, рассмотреть работы Павла Кузнецова «Натюрморт» и «Весна в Крыму» и ответить на вопросы:
– Чем отличаются эти картины?
– А теперь скажите, от какой картины веет теплом, а от какой – прохладой?
Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы.
– На одной изображён натюрморт, на другой – пейзаж.
Одна картина написана жёлто-оранжево-розовыми цветами, а вторая – зелёно-голубыми.
– «Натюрморт» – тепло, «Весна в Крыму» – прохлада.
2. Учитель предлагает ребятам поработать с текстом на с. 44 учебника, используя технологию продуктивного чтения.
До чтения.
– Прочитайте заголовок текста, выделенные слова и скажите, о чём будет текст?
– Предположите, что такое колорит.
Во время чтения.
Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст, учитель останавливает чтеца, чтобы задать вопросы автору, спрогнозировать ответ, комментирует по необходимости.
После чтения.
– Какие цвета используют художники, чтобы получить тёплый колорит? А холодный колорит?
– О колорите. О тёплом, холодном колорите.
Предполагают.
Выполняют.
Перечисляют.
3. Учитель предлагает рассмотреть картину М. Волошина «Пейзаж».
– Обратите внимание на работу Максимилиана Волошина «Пейзаж»: какую особенность колорита вы замечаете?
– Да, и такой колорит называется тональным, так как насыщенность цвета (светлее, темнее) можно назвать тоном.
3. Выполняют.
– Здесь тёплый колорит, и похоже, что в картине использован в основном один цвет, но разной насыщенности.
V. Выражение решения проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
VI. Применение знаний (продуктивные задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме рисунок рыбки в тёплом или холодном колорите, изучив образцы на с. 40 в Рабочей тетради.
Можно использовать смешанную технику: основной цвет нанести акварелью в несколько слоёв, а прорисовку выполнить гуашью, – или работать акварелью, а прорисовку сделать акварельными карандашами. Если ребёнок выполнил работу быстро, то можно предложить ему затонировать фон и прописать водоросли.
Выполняют.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Отвечают.
VIII. Домашнее задание.
– Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6, Рабочую тетрадь.
Необходимо решить, будете ли вы проводить второй урок темы и выполнять коллективную работу.
– Выполнить и вырезать рыбку для коллективной работы, принести клей (если вы планируете посвятить этой теме два урока и выполнить на следующем уроке коллективную работу, то необходимо заранее подготовить тонированную бумагу).
Записывают.