Конспект урока по изобразительному искусству "Архитектура двух столиц"
Конспект урока по изобразительному искусству "Архитектура двух столиц"
Тема: Архитектура двух столиц
Цель данного урока: эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах
Задачи, стоящие перед учителем:
1. Научить различать виды архитектуры
2. Научить соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
3. Научить приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Архитектура двух столиц" »
Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе.
учитель ИЗО Сутормина Елена Владимировна, МБОУ «СОШ в пос.Усть-Омчуг»
Тема: Архитектура двух столиц
Цель: эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах
Задачи:
Научить различать виды архитектуры
Научить соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
Научить приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.
Ход урока.
Каждый современный человек живет в среде созданной практической архитектурой и дизайном. Для того, чтобы быть квалифицированным пользователем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, он должен быть элементарно грамотен.
1. Архитектура(лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Основная проблема: Какова роль архитектурного дизайна в формировании архитектурного образа города?
- Чтобы ответить на поставленный вопрос, разбейтесь на 3 группы. Используя инструкции рабочих листов и изучив предложенный материал, ответьте на поставленные вопросы перед группой.
2.Учащиеся работают в группах, определяют отвечающих.
3. Доклады групп.
4.Проверка знаний по теме «Городская архитектура»
5. Составление кластера
6. Подведение итогов.
ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН?
На протяжении многих веков архитектурный дизайн не развивается и стоит на одном месте. Некоторые сравнивают архитектуру с музыкой, которая буквально застыла в пространстве. А некоторые архитекторы из самого обычного камня могут делать самые настоящие произведения. В этом случае дворцы и церкви, величественные соборы и здания университетов как бы парят над землёй. Архитектурный дизайн - это наука, которая основана на трёх составляющих – прочности, пользе и красоте. В мире существует немало великих архитекторов, которые создали множество великолепных зданий, которыми мы продолжаем любоваться до сих пор. И если кто-то считает, что архитектурный дизайн – это всего лишь способность рисовать красивые картинки зданий, тот глубоко ошибается. Сегодня архитектурный дизайн – это неотъемлемая часть проектирования любого объекта. Нам хочется, чтобы здания в наших городах были не только прочными, но и красивыми. Нам хочется, чтобы не только дворцы и церкви, но и простые дома радовали наши глаза. Правда в большинстве случаев такое бывает большой редкостью. Современный архитектурный дизайн тоже имеет свои отличительные черты. Архитекторы стали воплощать в жизнь более смелые задумки, которые раньше просто невозможно было воплотить в жизнь.
ОБЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.
Архитектура -- искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.
Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в, то, же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектура должна удовлетворять практическим нуждам человека, но она ещё и способна вызывать «эстетическое волнение», завораживать и удивлять. Этим и интересна архитектура. .
Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Искусство архитектуры - воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делает архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией.
АРХИТЕКТУРА ОБЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ — возведение культовых и крепостных построек, жилых домов, общественных зданий (школы, театры, магазины и др.), промышленных сооружений (заводы, фабрики, электростанции и др.).
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Во внешнем облике дома, в его архитектуре отражается целая эпоха, культурные и духовные ценности многих поколений, нравы и традиции того или иного народа и, конечно, индивидуальные черты владельца – его характер, темперамент, социальный статус.
В век технического прогресса, ускоренного развития науки и техники, роста городов, возрастания психических нагрузок на личность человеку просто необходима эмоциональная разрядка. Огромную роль в этом играет общение с окружающей средой. Знакомство с миром удивительных прекрасных форм, обилием теплых разнообразных спектров цвета и зелени не оставляет равнодушным, звуки журчания, падения капель и потоков воды о камни, рева порогов и водопадов надолго не оставляют нас.
Ландшафтная архитектура – это особый вид архитектурной деятельности, при котором возможно создание и формирование лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров, районов отдыха и так далее, то есть мест, пригодных и благоприятных для жизни, деятельности и отдыха человека.
Основной характерной особенностью ландшафтного дизайна и архитектуры в целом являются «живые строительные материалы» - вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и даже животного мира.
Главная задача при создании ландшафтных композиций – гармонично соотнести и употребить эти материалы в совокупности с искусственной средой. В зависимости от этого созданный ландшафт каждый сезон будет динамично развиваться и приобретать новую, загадочную и удивительную форму.
Ландшафтная архитектура – это мультидисциплинарная область, включающая в себя географию, математику, науку, инженерию, искусство, садоводство, технологию, общественные науки, политику, историю и философию. Работы ландшафтного дизайнера могут распространяться от создания общественных парков и бульваров, предполагающие планирование корпоративных зданий офиса, проект жилых помещений и гражданской инфраструктуры до управления большими глухими площадками или восстановлением ухудшившихся пейзажей, типа шахт или свалок. Ландшафтные дизайнеры работают со всеми типами структур и открытых пространств - большими или маленькими, городскими или сельскими, и с «твердыми» / «мягкими» материалами, гидрологическими и экологическими проблемами.
Широта профессиональных задач, над которыми работают ландшафтные дизайнеры, очень велика, в частности:
· Планирование, форма, размер и расположение новых застроек;
· гражданский дизайн и общественная инфраструктура;
· управление водными устройствами, включая сады дождя, зеленые крыши и обработка заболоченных мест;
· средства обслуживания отдыха – такие как поля для гольфа, тематические парки и спортивные средства обслуживания;
· жилые области, промышленные зоны и коммерческие застройки;
· шоссе, структуры транспортировки, мосты и транспортные коридоры;
· городской дизайн, город и городские площади, береговые линии, пешеходные зоны и места для стоянки;
· городские зоны регенерации;
· лес, туристические или исторические пейзажи и ценные исторические сада и исследования сохранения;
· бассейны, дамбы, электростанции, улучшение добывающей промышленности или основных индустриальных проектов;
· экологическая экспертиза и оценка пейзажа, советы по планировке и предложения по использованию земли.
Самый ценный вклад часто делается в самой ранней стадии проекта в производстве идей и приложению таланта и творческого потенциала к использованию области.
Ландшафтная архитектура участвует в создании единой концепции неповторимого дома. Важно, чтобы декор дома гармонировал с окружающей его территорией. Именно эстетическое восприятие ландшафта оказывает самое сильное влияние на человека, поэтому не удивительно, что люди всегда стремились выделить чем-либо сад или поразить сдержанной красотой. Ландшафтный дизайн – это искусство, которое является отображением культуры общества, которое его создало.
АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ
АНСАМБЛЬ в архитектуре— согласованное расположение группы зданий, созданное на основе функциональных требований , определенного идейно-художественного замысла с учетом архитектурного и природного окружения, обеспечивающее единство зрительного восприятия. Композиционными принципами построения архитектурного ансамбля являются: установление главного композиционного центра, соподчинение ему остальных элементов Архитектурного ансамбля путем согласования архитектурных объемов, членений, пропорций, масштаба, ритма, цвета и т. д.
Архитектурные ансамбли складываются различными путями. Одни — в течение длительного, времени на основании первоначального композиционного замысла, развиваемого последующими поколениями зодчих. При этом основное условие, которое обеспечивает возникновение ансамбля, при различных стилевых характеристиках зданий, состоит в соблюдении принципов объемной и масштабной согласованности: например, Кремль в Москве (15—20 вв.), Дворцовая площадь в Ленинграде (18—19 вв.) и т. д.
В сложении современных ансамблей (особенно жилых) решающее значение имеют функциональные требования, связанные с заботой о человеке.
АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ –(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчиненных единому ритму, размещенных с учетом определенных точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесенных друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии , так и асимметрии , объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748–54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).
Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания.
РАБОЧИЙ ЛИСТ №1
Инструкция по работе с рабочим листом:
1. Дайте название своей рабочей группы в соответствии с предлагаемым для работы текстом.
2. Изучите текст и найдите ответы на поставленные вопросы.
- ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН?
- Архитектура объемных сооружений включает в себя…..
- Приведите примеры объемных архитектурных сооружений нашего поселка.
3. Напишите синквейн на разрабатываемую вами тему.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- название темы, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Пример составление синквейна на тему скульптура.
Скульптура.
Круглая, декоративная.
Украшает, запечатляет исторические события, изображает людей.
Вид искусства изображающий трехмерный объем.
Творчество.
РАБОЧИЙ ЛИСТ №2
Инструкция по работе с рабочим листом:
1. Дайте название своей рабочей группы в соответствии с предлагаемым для работы текстом.
2. Изучите текст и найдите ответы на поставленные вопросы.