Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство Древней Греции".
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство Древней Греции".
План-конспект урока по ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского "Декоративно-прикладное искусство Древней Греции"составлен в соответствии с ФГОС.Формирует представление об основных видах древнегреческих ваз, их роли и месте в греческой культуре.Цель - создание экспозиции греческого музея с помощью работы с художественными материалами в технике аппликации.Содержит тестовые задания к уроку "ДПИ Древней Греции.Керамика.Орнамент."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство Древней Греции". »
Тема: « Декоративно – прикладное искусство Древней Греции»
Цель:
Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Создание экспозиции греческого музея КТД.
Задачи урока:
Образовательные: формирование представления об основных видах древнегреческих ваз их роли и места в греческой культуре.
Развивающие: развитие творческой активности , развитие навыков работы с худож. материалами в технике аппликации.
Воспитательные: воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные - формирование мотивации к изучению искусства зарубежных стран, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку. Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно познавательной мотивации к учению.
Предметные - понимать условно символический характер декоративного искусства Древней Греции. Самостоятельно определять характерные признаки росписи гончарного искусства. Возможность научится понимать роль ДПИ Древней Греции в жизни общества, обращение к литературным источникам с целью углубления знаний. Получение опыта применения на практике образного языка традиционной символики Древней Греции.
Метапредметные :
Личностные:
• Будут сформированны ориентация на понимание причин успеха в учебной деят - сти, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные:
• Постановка учебной задачи.
• Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
• Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
• Воспитание волевой саморегуляции.
Познавательные:
• Общеучебные действия. Выделение познавательной цели о характерных особенностях греческой символики, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, определение основной и второстепенной информации, применение методов информационного поиска.
• Логические действия – развитие мыслительных операций анализа, установление причинно – следственных связей.
• Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
• Социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Деятельность учителя:
организация рабочего места учащихся, изучение нового материала посредством беседы о ДПИ Древней Греции, организация практической работы уч-ся, подведение итогов, рефлексия.
Деятельность учащегося:
размышление о роли и значении греческой керамики в жизни человека , минисообщения о разных видах греческих ваз (элемент драматургии), самостоятельная работа в творческих группах, участие в выставке работ, рефлексия.
Видеоряд: Презентация : «Греческая керамика», мифологические сюжеты Греции. Древние символы в орнаментах Греции.
Музыкальный ряд: Микис Теодоракис («Сиртаки»).
Зрительный ряд: Панорама Олимпа, Рисунки учащихся на тему « античное искусство. Древняя Греция»
Литературный ряд:Мифы Древней Греции, стихи О.Гарутина из книги « Что я видел в Эрмитаже».
Домашнее задание : Мифы Древней Греции. Индивидуальные задания по просьбе учащихся , рекомендации.
Длительность: 1 час.
Ход работы:
I.Организационный момент.
Под музыку М.Теодоракиса «Сиртаки» учащиеся заходят в класс рассаживаются за парты с цветными кружками (цвет означает изготовление ваз определенной формы). Красный – амфора. Синий – кратер. Жёлтый – арибаллы и алабастры.
II.Изучение нового материала.
1.Беседа о декоративно - прикладном искусстве Древней Греции.
Учитель:
Сегодня мы отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Это Древняя Греция. – Что это была за страна? - Сколько ей лет? ( Древней Греции 4 тыс. лет) В этой стране жил очень талантливый и трудолюбивый народ - древние греки. Чем же они прославились? Древние греки много путешествовали. Из странствий они привозили чудесные истории о дальних странах, которые потом легли в основу древнегреческих мифов и легенд.
–Греки были не только прекрасными мореходами, но и отличными мастерами декоративного искусства. Знаменитая Греческая керамика дошла и до наших дней. Именно знаменитые античные вазы, как предметы декоративно – прикладного искусства Древней Греции , сохранило время. Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Мастер придавал форму вазе на гончарном круге. Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали особой глазурью, которую принято называть «черным лаком».
Сегодня мы пригласили к нам гостей , которые расскажут о некоторых видах греческих ваз. Входит первый участник нашей беседы греческая амфора (входит девочка в хитоне держа в руках рисунок с изображением «Амфоры».)
Ученик 1:
Текст Амфоры:
- «Посмотрите какая я красавица, все мои рисунки сделаны блестящим черным лаком. На шейке у меня - орнамент в виде пальмет, на туловище нарисована четверка лошадей, запряженных в коллесницу.
- Амфоры использовали для вина, воды, меда , зерна.»
Приглашаем следующего гостя, маленький изящный алабастр.
Ученик 2:
-« Я небольшой сосуд с узкой шейкой и широким венчиком. Он подпрыгнул и уверенно заявил :
-А без меня не было бы никаких атлетических состязаний, даже олимпийских игр. Я был просто необходим древнегреческим атлетам! Вы помните когда атлеты отправлялись в палестру, место для занятий спортом, именно в нас наливали масло и брали с собой! Перед состязанием атлеты натирали маслом тело, от того кожа становилась упругой, а суставы гибкими».
Входит следующий гость.
Ученик 3:
- «А помните пиры?
В доме моего хозяина собирались гости. Звучала музыка, слуги приносили угощенья, потом подавалось вино в амфорах. Тут и мой выход. Настоящие греки всегда смешивали вино с водой , и я , кратер, как раз служил для этих целей; в меня наливали одну амфору вина и три амфоры воды. Поэтому я такой большой.» (Учитель благодарит участников и предлагает им сесть на свои места).
Учитель:
- « Да действительно богат и разнообразен мир греческой керамики, а какие сосуды и орнаменты еще существуют мы увидим посмотрев презентацию «Греческая керамика». (Демонстрация презентации с последующими комментариями.) Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни , изображения растений ( цветов и бутонов цветка лотоса, животных , фантастических существ.)( ссылка в интернете на " Орнаментальное искусство")
Учитель: «Ребята! Посмотрев презентацию, мы как будто совершили экскурсию по музею. Какие предметы декоративно – прикладного искусства Древней Греции сохранило время? (ответы уч-ся) Конечно это знаменитые античные вазы. (Учитель читает стихотворение «Античные вазы»
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!», - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись...
И, может быть, час никак не могли оторваться от ваз.
... То вазы-гиганты, то карлики вазы,
и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
... Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)...
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры...
А это... А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Физ. Минутка.
Учитель :
«Мы с вами сегодня тоже попробуем выполнить такую вазу. Цветные кружки помогут вам определиться с формой, красные – амфора, синие – кратер, жёлтые – алабастер. А сюжет сможете подобрать, когда вспомните для чего служит та или иная ваза. Подумайте, в какой технике (краснофигурной или чернофигурной) она будет смотреться интереснее. Для работы используйте технику аппликации. Цветовую палитру ограничьте до 2-3 цветов.
III.Самостоятельная работа детей в творческих группах.
Приемы работы с бумагой: сгибание, вырезание, склеивание.
IV.Итог урока:
Учитель: " Предлагаю разместить выполненные работы на доску. На доске изображены разные виды полок с определенными названиями. Дети которые выполняли вазу с одной нарисованной фигурой , ставят свою вазу на полку с красивым названием "Вдохновение" (Б), те ребята , которые выполнили сюжетную композицию, на полку с названием "Гармония" (П). А размещение ваз на полки мы поручим нашим гостям. Приглашаются дети игравшие роль ваз, которые могут дать соответствующие комментарии работам, под руководством учителя. "
Учитель: «Выставка прошла удачно. Все группы старались. Давайте вспомним какую цель мы ставили в начале урока!(Ответы учащихся) Достигли мы этой цели? Молодцы! Вы отлично поработали и заслужили похвалы! А оценить свою деят-ть я предлагаю вам самостоятельно. ».
V.Рефлексия. Оценивание занятия и своего личного участия.
Работа по карточке№1.
Критерии
Оценка
Доступность. Оценка своего личного участия на занятии и его полезность. Изучение нового материала.
Низкая – 1 балл Средняя – 3 балла Высокая – 5 баллов
Объём нового материала.
Недостаточный – 1 балл Достаточный – 3 балла Можно увеличить – 5 баллов
Полученные знания
Останутся невостребованными – 1 балл Смогу применить на занятиях – 3 балла Смогу применить на практике – 5 баллов
Своё личное участие в работе группы и в индивидуальной работе с учащимися.
от 5 – 9 баллов - невысокий уровень участия в полезности
от 10 – 19 баллов – средний уровень
от 20 и выше баллов - высокий уровень
Оценивание деятельности учащихся в группах учителем.
Умения
критерии
Работа с ключевыми понятиями
Выделяются важные, четко и полностью определяются - 4 балла Определяются четко , но не всегда полно – 2 балла Отбирается незначительное количество – 0 баллов
Логика изложения
Использование правильной структуры ответа -4 балла Частично нарушается – 2 балла Нарушенна последовательность изложения – 0 баллов
Манера подачи материала
Грамотность речи, последовательность. Умение говорить – 4 балла Небольшая логическая неточность, повторы слов – 2 балла Недостаточно разработана – 0 баллов
Ценности
Оценка , самооценка, умение слушать. Применения знаний на практике – 4 балла Знает, но не использует другие точки зрения – 2 балла Отказ от своей точки зрения – 0 баллов
16 баллов – оценивается на «отлично»
От 8 – 16 баллов – «хорошо»
От 2 – 7 - «удовлетворительно»
Тестовые задания к уроку «ДПИ Древней Греции. Керамика. Орнамент.» Задание по карточке №2.
1.Какие виды росписи преобладали в Греции:
a) Краснофигурные
b) Чернофигурные
c) Сине-голубые
d) Цветные
2.Как назывался сосуд для разбавления вина с водой:
a) Килик
b) Кратер
c) Кувшин
d) Крынка
3.Какие сюжеты для росписи использовали:
a) Легенды
b) Мифы
c) Сцены повседневной жизни
d) Соревнования атлетов
4.Какой сосуд использовался спортсменам на олимпийских играх:
a) Кубок
b) Алабастр
c) Ковшик
d) Арибаллы
5.Чем прославились греки:
a) Изготовлением ковров
b) Керамикой
c) Изысканной кухней
d) Умением воевать
Ключ к тесту: 1) a, b 2) b 3) все 4) b,d 5) b
Домашнее задание:
«Мифы Древней Греции», индивидуальные задания по просьбе уч-ся, рекомендации.