kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по ИЗО (по программе Б.М.Неменского) в 5 классе по теме:"Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта".Формирует представление о символике украшений и одежды этого периода, первичные навыки графического изображения украшений, понимание условно-символического языка древнего искусства.Содержит исторический материал о культуре,религии и народном костюме древних египтян.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта" »

Урок изобразительного искусства в 5 классе  (3 четверть).

 

Тема урока: «Декоративно-прикладное  искусство Древнего Египта».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

Для учителя:

1. Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства, особенностями искусства  Древнего Египта.

2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода и первичные навыки графического изображения украшений. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Планируемые результаты для ученика:

 

Личностные:

 

Б- -Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникам, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-формирование нравственных и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ, познавательный интерес к предмету

П- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные:

Б. Понимать условно-символический язык древнего декоративного искусства. Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи.

П. Получить опыт применения на практике образного языка традиционной народной символики Древнего Египта.

Метапредметные

Личностные:

Б.  Понимание роли искусства Древнего Египта  в эстетическом и интеллектуальном развитии. Необходимость изучения данной темы для понимания орнаментальной символики Древнего Египта.

П. Осмысление и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов-символов Древнего Египта.

Регулятивные:

 Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи. Планирование учебно-познавательной и практической деятельности.

Целеполагание и прогнозирование, подведение конечного результата.

Познавательные:

Б. Выделение познавательной цели о характерных особенностях Древнего Египта. Выбор способов решения, поиски композиции. Анализ символических знаний Древнего Египта с целью выделения существенных признаков. Синтез- составление цельного образа из характерных элементов.

П. Использование рисунчатых и простых символических вариантов изобразительного искусства в  жизни. Формирование способности ориентироваться в мире искусства Древнего Египта.

Коммуникативные:

Б. Умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формировать свою точку зрения.

П. Развивать навыки сотрудничества, разрешение конфликта. Управление поведением конфликта. Управление поведением партнера, вести диалог.

 

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение графической работы.

Форма работы:  индивидуальная.

Зрительный ряд: презентация к теме урока, педагогические рисунки ювелирных украшений и символики изображений, портрет царицы Древнего Египта Клеопатры, элементы египетского орнамента на магнитной доске.

Музыкальный ряд: музыкальный фрагмент оперы «Аида»

Литературный ряд: стихи о Древнем Египте.

Задание:

1 уровень – каждый учащийся рисует ожерелье

2 уровень – нарисовать комплект украшений (ожерелье, серьги, браслет, диадему)

Материалы для учащихся: бумага, мелки.

 

План урока.

1. Организационная часть. Мотиваций опорных знаний.

2. Актуализация

3. Постановка проблемы урока.

4. Объяснение нового материала.

5. Динамическая пауза

6. Практическая работа.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Рефлексия.

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

 

Содержание урока.

1. Организационная часть.Мотиваций опорных знаний

Играет  музыкальный фрагмент оперы «Аида»

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:

 

На плите,

на саркофаге,

на папирусной бумаге

и на всём, что видит взгляд,

иероглифы пестрят.

Рыбы,

звери,

птицы,

точки,

загогулины,

кружочки…

Всё знакомое почти,

а попробуй-ка, прочти!

 

О какой стране идёт речь? (Древний Египет.)

 

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.

Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

Слайд 1.

- Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта).

- В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

при всём человечьем обличье

имеет он голову птичью!

Слайд 2.

 

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

Слайд 3.

А рядом богиня-корова теснится,

Слайд 4.

 

И только богиня Исида

похожа на женщину видом.

Слайд 5.

 

…Мы видим бога по имени Тот,

Слайд 6.

а также богиню по имени Нут.

Слайд 7.

Мы помнили точно,

кто – этот, кто – тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

2. Актуализация:

Учитель: Перед вами три опорных слова: «Египет», «Клеопатра» и «украшения». Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема урока?

Учащиеся: Украшения Египта  или украшение фараонов.

Учитель: Почти угадали. Тема сегодняшнего урока: «Декоративно-прикладное  искусство Древнего Египта». И речь пойдет о костюмах и украшениях Древнего Египта. Давайте выясним, зачем же нужны людям украшения и уточним значение украшений в жизни человека.

Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить - какое положение в обществе занимает человек.

3.Постановка проблемы урока.

Учитель: Царица Древнего Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?

Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.

4.Объяснение нового материала.  (Совместное открытие новых знаний)

Учитель: Но, как можно говорить об украшениях и не сказать о костюмах Древнего Египта. И, речь пойдёт коротко только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка и качество тканиозначало разницу между отдельными классами.

-Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти – проговорите это слово

Слайд 8

 

Туловище было свободно от одежды

-Почему, как вы думаете?

- Конечно, ведь Египет очень близко расположен к экватору.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.

Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета

Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон.

Обувь имели право носить только фараоны – сандалии – прикрепить термин

 Из пальмовых листьев, а затем и кожи.

Слайд 9

Женский костюмотличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка  калазирис  - проговорить термин.

Слайд 10 

 На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.

Великолепным дополнением к костюму были украшения. Толчок для изготовления украшений дало открытие металлов, в частности золота, которое считалось одним из благородных металлов, однако не везде из него делали украшения. Для изготовления бус, цепей, колец или браслетов также использовались сплавы (бронза и латунь) и серебро.

Украшения  использовались не только в качестве одного из способов стать ярче и привлекательнее, но по ним можно было судить еще и о том, насколько могуществен их владелец, каково его происхождение.

Вскоре бижутерию стали использовать как средство платежа. Это было очень удобно, ведь украшения небольшие, как правило, и легкие, что позволяло перевозить их с собой на большие расстояния. Одной из старейших бусин является бусина «аггри». Она была одной из наиболее важных ценностей, которой торговали в Египте.

Считается, что египтяне первыми стали себя украшать. При этом самым распространенным украшением у них были вырезанные из камня различные амулеты в форме сердца и глаз, а также бусы. Изначально они изготавливали их из мягких пород камня, а потом из настоящих драгоценных камней.

Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями.

   Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела. Как вы думаете, что из себя представляли украшения древних египтян?

Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.

Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы из которых они изготовлялись и техника исполнения.

Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь, Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей

К самым древним и излюбленным украшениям относится ожерелье.

Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх – проговорить слово

 - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Слайд 11

Большое значение имели  символы, которые изображали на украшениях. Жители Египта носили золотые амулеты в виде жука-скарабея.

Слайд 12

         

Священной огнедышащей кобры-защитницы, считавшейся хранительницей царей и богов

Слайд 13

Одним из самых древних украшений является кольцо, которое символизировало цельность. Не зря его используют в качестве эмблемы брака  Первые кольца просто свивались из толстой проволоки.

Слайд 14

 

Причем их носили не только на пальцах, но и привязывали черной тесьмой к кисти руки, пришивали к платью, носили на шее на шнурке. Кольца могли быть и на всех пальцах рук и ног. В древности по кольцу судили о степени власти его владельца, а также о его принадлежности к определенному роду. Кроме того, кольцо применяли для постановки клейма на всех предметах собственности. Чуть позже кольца стали использовать в качестве украшений.

Что касается серег, то люди, которые их носили, искренне верили, что это защитит их от дурного глаза.

Слайд 15

В древности люди считали, что уши были вратами, через которые входили и выходили духи. Ко всему прочему, уши считались и прибежищем разума. Поэтому не удивительно, что жители Древнего  Египта испытывали необходимость защищать уши в виде серег в форме змеев или колец или в форме глаз – уаджет , которые символизировали защиту от любой беды и воскресение после смерти (правый глаз обозначал Солнце, а левый – Луну).

Слайд 16

 - А вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин. Другие украшения как женщин, так и мужчин –

браслеты

Слайд 17.

Броши

Слайд 18

 

Перстни

Слайд 19

 

                  

Диадемы

Слайд 20

 

               

Символы, которые имели место на украшениях Древнего Египта были представлены также в виде:

 Птиц

Слайд 21

      

 Стеблей папируса

Слайд 22

 

  Цветков лотоса

Слайд 23

   

Начало формы

Конец формы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта"

Автор: КУЗЬМИНА ТАТЬЯНА СТАНИСЛАВОВНА

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185150


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства