kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по искусству "Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлен материал о таких художниках как Репин, Боровиковский, Рокотов. Через портреты великих людей происходит знакомство с их биографией творчеством. Например, при знакомстве с портретом А. Бородина, написанным Репиным, прослушиваются его симфонии и устанавливается соответствие музыкального ряда и образом в портрете. Приводится сравнение двух портретов Л.Толстого, написанных Крамским и Репиным. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по искусству "Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников" »

Конспект урока в 8 классе

Тема «Роль искусства в сближении народов»

Цели урока:

  • Дать краткую характеристику основных музеев мира;

  • Показать связь народов через произведения искусства, научить; обосновывать роль искусства в сближении народа;

  • Развивать навыки поисковой работы, устную речь;

  • Формировать умения анализировать, высказывать свои мысли.

Оборудование к уроку: презентации, компьютер, проектор, колонки, наглядное пособие.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Формулировка темы и целей урока

-Скажите, пожалуйста, почему, живя в 21 веке, мы знаем и о событиях, которые происходили 100, 1000 и более лет назад?

- Из каких источников мы получаем информацию?

- А помогают ли в познании прошлого и настоящего искусство?

-Каким образом?

- Почему люди посещают музеи. Почему многие произведения литературы переводятся на разные языки?

- Попробуйте сформулировать какую роль искусство играет в жизни человека?

(в случае затруднения у учащихся привести пример с прошлого урока о Моцарте-когда узнаем жизнь композитора, его творчество становится ближе)

Итак, тема нашего урока звучит следующим образом «Роль искусства в сближении народа».

Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны узнать, о чем поговорить?

Вот теперь когда мы с вами вместе определили задачи урока, мы можем приступать к их решению.

3. Знакомство с новым материалом

Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерусской литературы, «культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность».

Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Давайте обратимся к самому термину «музей». Прочитайте определение

СЛАЙД1

Музей (греч. museion — храм, музей) — учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.

-Ребята, назовите мне известные вам музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяковская галерея мы с вами уже знаем, что ее создал и оставил в дар государству меценат Павел Михайлович Третьяков. Это Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Анг-лия) и др.

Давайте посмотрим на некоторые музеи

СЛАЙД 2-3 Эрмитаж

Поистине жемчужиной – хранительницей культурного наследия России можно назвать Государственный Эрмитаж, расположенный в Санкт-петербурге. Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга: Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим). Часть экспозиции музея размещается во дворце Меншикова.тВедущее место в этом великолепном архитектурном ансамбле занимает Зимний дворец, созданный по проекту архитектора Б. Растрелли в 1754-1762 годах и ставший официальной резиденцией российских монархов.

За два с половиной столетия в Эрмитаже была собрана одна из крупнейших коллекций мирового искусства, насчитывающая около трех миллионов памятников, представляющих культурное наследие различных народов, начиная с каменного века и до наших дней. Экскурсоводы говорят, что для того, чтобы рассмотреть каждый экспонат хотя бы по одной минуте, человеку потребуется 7 лет жизни.

Залы первого этажа Нового Эрмитажа отведены экспонатам античного искусства. Один из самых богатых разделов музея посвящен искусству Италии. Произведения эпохи Возрождения выставлены в залах Большого Эрмитажа. Жемчужинами этого собрания являются 2 работы Леонардо да Винчи. Большую ценность представляет эрмитажная коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов, таких выдающихся мастеров, как О. Ренуар, П. Пикассо, В. Ван Гог.


СЛАЙД 4-5 Лувр

Лувр - это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана богатейшая коллекция разнообразных экспонатов. Здесь можно найти барельефы из ассирийских дворцов, египетскую живопись и многое другое.

Лувр это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. Архитектура дворца свидетельствует о возрасте более чем 800 лет.

В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе.

После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. Современный вид замок приобрёл в 1871 году. И только с августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400,000 экспонатов.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены, а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи которой осуществляется связь между новыми залами и двором. Автор пирамиды - американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи.

Одним из знаменитых экспонатов Лувра является «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Многие произведения живописи рождали в головах писателей поэтические строки. Послушайте, какие строки посвящены картине «Мона Лиза».

Мона Лиза

Глядит из вечности Джоконда,

Даруя радость бытия,

Освещена как будто солнцем

Ее нетленная душа.

Я в зале, у ее портрета...

Не в силах оторвать глаза...

Улыбкой сдержанной согрета

Таинственная глубина.

Спокойный взор насквозь пронзает,

Всё знает точно обо мне...

Ей ведомы границы рая,

И круги ада на Земле...

В ней совершенная природа

И высший свет переплелись,

Сильна любовью и свободна,

Царит торжественная жизнь.

Так я стояла в изумленьи,

Пока парижский вечер стих...,

К стыду, не помню впечатлений

О Лувре больше никаких.


СЛАЙД 6 Прадо

Национальный музей Пра́до— один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в Мадриде, Испания. Здание музея — памятник позднего классицизма. Коллекции музея включает работа итальянской, фламандской, испанской, немецкой, английской, французской школ. А также скульптуры и произведения декоративного искусства. На сегодняшний в фонд музей входит более 8600 полотен, но выставлено намного меньше.

СЛАЙД 7-8 Национальная картинная галерея

Дрезденская картинная галерея – самый известный музей города, расположенный в одном из павильонов дворца Цвингер. Основу его собрания составляют картины, приобретенные саксонскими правителями в XVIII веке. Все они принадлежат кисти художников эпохи Средневековья и Возрождения, поэтому музей также называют Галереей старых мастеров.

В настоящий момент в экспозиции представлено 750 полотен исключительной художественной ценности. Среди них можно видеть работы испанских, французских, итальянских и голландских художников: Веласкеса, Тициана, Боттичелли, Рембрандта, Гольбейна, Дюрера, Рубенса и др. В Дрезденской картинной галерее экспонируются шедевры мировой значимости: «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Дрезденский триптих» Ван Эйка, «Девушка, читающая письмо у окна» Вермеера. Ежегодно галерею посещают полмиллиона туристов.

СЛАЙД 9 Британский музей

Конечно, невозможно рассказать обо всех музеях на одном уроке. Но вы всегда можете расширить свои знания, прочитав энциклопедии, посмотрев документальные фильмы или просто ознакомиться с информацией в сети интернет.

-Какую главную мысль мы должны понять на этом уроке?

Благодаря просветительской деятельности музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай-тек (англ. high technology, high tech, hi-tech). Этот стиль, в котором используются новые

материалы и композиции. В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др.

Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

Готовясь к уроку, вы попробовали себя в роли искусствоведов и подготовили свои небольшие творческие отчеты.

Невозможно говорить о музеях, и не обратиться к нашей малой Родине. Всем нам известно, что в г.Соль-Илецке действует краеведческий музей. Группа ребят побывала в этом музее, и вот сейчас представит нам краткий отчет.

Демонстрация презентации «Краеведческий музей»

  1. Здравствуйте! Наша творческая группа посетила Соль – Илецкий краеведческий музей и сейчас мы предлагаем вашему вниманию наш небольшой творческий отчет, который мы назвали «Соль-Илецкий краеведческий музей»- информационный паспорт.


  1. В 2008 году соль-илецкий краеведческий музей отпраздновал свое новоселье в новом здании по ул.Советская. К сожалению, доподлинной информации о дате создания музея не сохранилась.


  1. У истоков создания музея стояла Евонова Любовь Николаевна. В настоящее время директором музея является Туйсина Юлия Сергеевна.


  1. В настоящее время музей насчитывает более 4 тысяч экспонатов. В музее оформлено 4 тематических зала: Древнейшее прошлое соль – Илецкого района. История соляного прошлого. Флора и фауна. Культура и быт населения Соль-Илецкого района. 20 век в истории Соль-Илнцкого района и Современное развитие Соль-Илецкого района.


  1. Кроме перечисленных тематических залов оформляются передвижные фотовыставки. Среди них «Вокзал Лебедева», «Комсомол», «Пушкин едет в Оренбург». Следует отметить, что открытие новых экспозиций иногда сопровождается театрализованными представлениями.


  1. (1) По славам директора музея Юлии Сергеевны, которая побеседовала с нами и любезно поделилась необходимым материалом, наибольший интерес у посетителей музея вызывает экспозиция «Макет соленых шахт начала 19 века.

На этом наше выступление подошло к концу. Спасибо за внимание.


Спасибо, ребята. Скажите, пожалуйста, а всегда ли музей связан с произведениями живописи, скульптуры и т.д.?

- Известны ли вам случае, когда музей вообще может быть и не связан с искусством?

- Действительно, ребята, в последнее время все чаще мы можем слышать фразы об открытии, например, музея самовара, или музее человеческого свинства и невежества, музей сала и т.д. Сегодня творческая группа ребят подготовила для нас информацию о 5 необычных музеях мира. Давайте посмотрим на экран.

Демонстрация «Необычные музеи мира»

- А можете ли вы привести пример того как искусство сближает народ в нашем городе, районе, области. Как это происходит?

- Одним из ярких примеров сближения народов через искусство является создание в г.Оренбурге культурного комплекса «Национальная деревня», о которой подготовила презентацию третья группа ребят. Прошу вас.

Просмотр презентации «Национальная деревня»

1. Культурный комплекс «Национальная деревня» - своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы, любви и единения народов Оренбургского края. Строительство комплекса развернулось в 2005 году на неухоженной территории.

В июле 2007 года широко и празднично открылось первое, украинское подворье. После него с песнями, танцами, национальными гуляниями и традиционными блюдами народной кухни свои двери распахнули башкирский, казахский, русский, татарский, мордовский, белорусский, немецкий, армянский и чувашский дома. Открытие каждого подворья запомнилось оренбуржцам как красочное событие в культурной жизни нашего края, ведь это были настоящие торжества!

2. Русское подворье

«Русский дом» - духовный и культурный центр.

В облике русского подворья прослеживаются традиции русского зодчества, когда дом, церковь строили без единого гвоздя. Центральное здание выполнено в форме большого терема с характерными столбами, балконом, двухскатной крышей. На территории подворья расположены банька, колодец, стилизованная мельница. Внутреннего убранства музея, то оно выдержано в стиле традиционной русской избы XVIII-XIX вв.: отдельное помещение отведено под воссоздание элементов пуховязального промысла и экспозицию знаменитых оренбургских паутинок.

3. Казахское подворье

В конце августа 2007 года в рамках дней Актюбинской области в Оренбуржье состоялась церемония открытия казахского подворья. Казахское подворье - великолепное сочетание прошлого и настоящего. Несколько юрт различного назначения расположились на фоне современного здания в восточном стиле. Перед юртами лежит верблюд – символ кочевой жизни казахского народа. Особое внимание посетителей привлекают традиционные казахские качели. Музей насчитывает десятки экспонатов. В нём представлены образцы национальной одежды, оружие, музыкальные инструменты, предметы обихода. Некоторые из них были привезены из этнографического музея г. Актюбинска, а некоторые бережно хранились в частных коллекциях и были переданы в дар музею.

4. Украинское подворье

При создании украинского подворья использовались наиболее характерные, узнаваемые элементы быта украинцев: белёная хата, с крышей из соломы, расписанная в традиционной манере, плетни, колодец, уличная печь и аист, свивший гнездо. Экспозиция музея украинской культуры и быта насчитывает более 1000 экспонатов, которые бережно собирались не только в Оренбургской области, но и были привезены из Львовской и Луганской областей Украины. Среди всего многообразия экспонатов особое внимание привлекают вещи, чудом сохранившиеся в сундуках и чуланах. Им более 200 лет и именно они являются самыми красноречивыми «рассказчиками» истории украинской нации. Это утюги, старинные прялки, топоры и рубели, гармонь, которая отметила свой 100-й день рождения, женский гуцульский костюм, вышитые платки.

5.Башкирское подворье

На территории башкирского подворья создан неповторимый архитектурно-ландшафтный ансамбль, отражающий особенности быта, жизненного уклада башкир Оренбуржья. Это и дом с шатровой крышей, и площадка для сабантуев, и конский дворик.

Исконным промыслом башкир является пчеловодство, это и нашло своё отражение в архитектуре построек башкирского подворья, которые выполнены в форме сот. Также на территории подворья установлены ульи, воспроизведён традиционный способ добычи мёда, поскольку его называют «золотом» Башкортостана. В башкирском доме-музее представлены предметы быта, национальные костюмы, книги, документальная экспозиция, посвящённая этногенезу и этнографии башкирских родов.

На территории подворья открыт центр изучения башкирского языка и культуры. Работает ресторан башкирской кухни.

  1. (6) Мордовское подворье

Основное здание подворья - «Кудо» - построено из самых современных строительных материалов, визуально же повторяет старинный мордовский женский головной убор – панго.

Здание музея – старый добрый бревенчатый сруб, украшенный традиционной резьбой. В нём есть всё необходимое для жизни – от печи и младенческой люльки в доме до телеги и колодца во дворе. Кропотливо собирались экспонаты для историко-этнографического музея – старинная утварь, орудия для сельскохозяйственных работ, традиционный текстиль и многое другое. В музее находятся чучела животных: кабана, лося, медведя, лисы. Это связано с тем, что одним из главных занятий мордовского народа были охота и бортничество.

  1. (7) Немецкое подворье

В постройках немецкого подворья узнаётся архитектура Германии. Интерьеры также приближены к традиционным – столовая со старинным буфетом и подлинной утварью, гостиная с множеством старинных фотографий и текстиля, сакральная комната, где хранятся католические и лютеранские молитвенники, спальня. Старинная Библия – один из экспонатов немецкого подворья в национально-культурном комплексе.

Экспозиция сформирована из вещей, переданных в дар музею жителями Переволоцкого и Красногвардейского районов, города Оренбурга, а также привезённых из Подольского народного историко-этнографического музея.

  1. (8) Чувашское подворье

Центральное место в музее отведено традиционным орудиям труда. Одним из самых любопытных музейных экспонатов является старинный ткацкий станок. А особой гордостью – богатейшая коллекция традиционного текстиля. Гости чувашского подворья могут познакомиться не только с историей и культурой этого народа, но и отведать чувашскую национальную кухню. Всё это, безусловно, способствует сохранению их самобытной культуры чувашей и дальнейшей гармонизации сферы межнациональных отношений в Оренбургской области.

  1. (9) Армянское подворье

Армянское подворье выполнено в кавказских архитектурных традициях. В декоре предпочтение отдано натуральным материалам, в частности камню. На территории подворья воссоздан характерный для Армении природный рельеф с небольшим водопадом.

В музейной экспозиции представлены подлинные предметы быта XVII-XIX вв., национальные костюмы, музыкальные инструменты. Никого не оставят равнодушными панорамные картины, отображающие значимые события истории армянского народа, неповторимый колорит национальных мелодий и, конечно же, винный погребок.

Здесь разместились армянская воскресная школа, центр фольклорных коллективов, художественная выставка.

  1. (10) Белорусское подворье

Белорусское подворье привлекает внимание большими деревянными фигурами, расположенными в центре, каждая из которых имеет символическое значение. Традиционные занятия белорусов – плетение из соломки, резьба по дереву, гончарный промысел, ковка и вышивка - широко представлены как в архитектурно-ландшафтной композиции подворья, так и в экспозиции музея и его внутреннем оформлении.

1. (11) Татарское подворье

На территории татарского подворья разместились:

историко-этнографический музей - типовой татарский, редакция татарской газеты «Яна Вакыт», ресторанно-гостиничный комплекс – двухэтажная постройка с элементами восточной архитектуры, венчает которое крыша в виде двух «тюбетеек»,торговый домик, облицованный камнем-ракушечником.

Оренбургская область – один из многонациональных регионов России. На территории нашей области проживают представители более 100 национальностей, и она, в свою очередь, стала для них «родным» домом.

Спасибо за внимание! Спасибо, ребята. Я прошу руководителя каждой группы оценить работу каждого участника группы. Листочки с фамилиями у вас на столе.

-Мы с вами только что увидели пример, как искусство сближает народ даже разной национальности.

-как вы думаете, только музеи могут сближать народы?

- В чем еще заключается искусство? Какие виды искусства не представлены в музеях? Как они могут сближать народ? Приведите примеры.

СЛАЙД 10-13

Международные конкурсы, фестивали, проекты являются важным средством коммуникации. Концерты выдающихся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рок- ансамблей, кинофестивали часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио, телевидению, Интернету. Все это наглядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В конкурсе обязательным является исполнение сочинения П. Чайковского, которое. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка — своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жизнеутверждающая сила словно убеждает всех людей, что подлинное искусство вечно.

Давайте послушаем небольшой фрагмент этого концерта в исполнении победителя конкурса Дениса Мацуева. Определите эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и национальная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в области музыкального театра. А какие еще международные кинофестивали вам известны?

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Это единственный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям выступить перед многомиллионной аудиторией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и признанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских международных конкурсов — фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс хореографических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. — свидетельствует о большом внимании к вы-

явлению творческих дарований молодежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира. К такого рода проектам можно отнести известные на весь мир выступления трех великих теноров («Три тенора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев — Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популярной современной музыки.

Предлагаю вам послушать небольшой фрагмент в их исполнении- Авэ Мария

Интересным явлением в мире современной эстрады стал вокальный квартет «Il Divo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди молодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».

-А можете ли вы привести пример мероприятий, проходящих в нашем районе. В чем проявляется объединяющая и сближающая функция искусства.

Таким примером можно считать фестиваль арбуза. Который уже стал межрегиональным, а также национальные праздники Масленица и Наурыз, которые также объединяют людей разного вероисповедания.

4. Подведение итогов урока

Давайте вместе подытожим наш урок. Очень много информации получили мы сегодня. Но давайте все же вспомним, что мы с вами хотели узнать на этом уроке? Какую цель мы себе ставили? как искусство сближает народ)

Ответили ли мы этот вопрос?

Значит мы достигли поставленной цели?

Интересно ли вам было на уроке?

5. Домашнее задание

Подготовить сообщение о Шекспире, выучить два перевода его сонат.

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сакенова Валентина Николаевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства