Конспект урока "Павловопосадские платки" 3 класс Изобразительное искусство
Конспект урока "Павловопосадские платки" 3 класс Изобразительное искусство
Урок изобразительного искусства по теме «Павловопосадские платки» составлен для учащихся 3 класса программа Планета знаний.
На данном уроке дети знакомятся с творчеством павловопосадских мастеров, умением выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев.
Работая в группе, учатся составлять схему ¼ части платка, по которой выполняют узор, на листах бумаги печатая цветы и листья печаткой.
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного подмосковного города Павловский Посад. Павловопосадские платки отличают сочность колорита, тонкий чёткий контур и тщательная проработка деталей.
Большой, как скатерть, с пышными кистями
Молочно-белый, русский, набивной,
Платок с павлопосадскими цветами,
Лежал, красуясь предо мной.
И был в нём запах трав и ветер,
Узор по краю кружевной,
Поляны маков в красном цвете,
И облаками над землёй.
А. Латулина
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Павловопосадские платки" 3 класс Изобразительное искусство »
Изобразительное искусство
3 класс
Воронежская Татьяна Сергеевна
МБОУ СОШ № 6 п. Новый
Тема: Школа народного искусства. Павловопосадские платки.
Цели:
Обучающие:
Научить росписи ¼ части платка с использованием растительного орнамента.
Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев.
Развивающие:
Углубить знания о традициях павловопосадских платков, познакомить с характерными особенностями узора.
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Развивать самовыражение посредством художественных элементов.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;
- уважительное отношение к труду;
- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;
- интерес к творческой работе.
Познавательные:
- анализировать последовательность действий;
- постановка и формирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.
Коммуникативные:
-формулировать свои затруднения;
- проявлять активность для решения познавательных задач;
- выслушивать мнения других, отвечать на вопросы по содержанию презентации;
- задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.
Регулятивные:
- адекватно использовать речь;
- контролировать себя в процессе работы;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- руководствоваться правилами при выполнении работы.
Оборудование:
(для учителя)
Компьютер, проектор, планшет для построения схемы платков, платки, шкатулка, карточки с новыми словами.
(для учащихся)
Гуашь, кисти, баночки для воды, лист бумаги квадратной формы, салфетки, трафареты цветов и листьев, печатки «Цветы и листья».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…
- Давайте поприветствуем гостей (кивком головы), которые пришли к нам на урок. Улыбнёмся друг другу.
1 слайд - заставка.
2.Введение в тему.
- Сегодня я принесла на урок шкатулку.
- Хотите узнать, что там лежит?
- Тогда, отгадайте загадку.
В целом мире мы известны,
Знает нас любой знаток,
Этот сувенир чудесный,
Это – мамочкин платок.
Учитель достаёт из шкатулки платок.
3. Беседа.
- Как вы думаете, когда появились платки на Руси?
- Где его применяют?
- У кого дома носят платки?
Презентация.
2 слайд
До сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове, но и надевают на плечи, повязывают на шею (иллюстрация).
3 слайд
Платок является хорошим подарком не только у нас в стране, а также за рубежом. Стас Царенок в поездке в Японии подарил павловопосадский платок.
Учитель: С глубокой древности для покрывания головы женщины использовали большие куски ткани – платы.
4 слайд
Плат, платок – неизменный головной убор русской крестьянки. Двойной плат на плечи – шаль придаёт праздничность и нарядность русской женщине (иллюстрация девушек в платках).
Платки появились в России больше 200 лет назад. Сначала их привозили из Индии и Турции. Позднее – из стран Европы. Русские мастера быстро научились ткать и расписывать платки.
5 слайд
Наиболее массовым в XIX веке было производство набивных платков и шалей, центром которого стал подмосковный Павловский Посад (иллюстрация старого и современного города).
- Когда появились платки в нашей стране?
- Какой город является центром производства платков?
4. Постановка темы и целей урока.
- Назовите тему сегодняшнего урока?
6 слайд
Тема: «Павловопосадские платки»
Учитель демонстрирует павловопосадские платки, спрятанные за ширмой.
- Какие эмоции вызывает у вас выставка?
- Чего вам хочется в данный момент сделать?
- Ой, я, наверное, ошиблась, написав «Т» в слове платки? Докажите.
- Обратите внимание на написание слова «ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ». Что интересного увидели? Какое это слово?
- А теперь попробуем определить, над чем нам предстоит работать:
- познакомимся с творчеством мастеров, которые трудятся над созданием этакой красоты;
- так как это урок изобразительного искусства будем учиться рисовать платки (1/4 часть платка),
- Как будем работать?
- Работать предстоит в группе, чтобы создать целый платок.
5. Работа по учебнику страница 84 (выразительное чтение стихотворения).
- Что вы будете представлять себе во время чтения стихотворения? Какое у вас будет настроение от прочитанного?
Большой, как скатерть, с пышными кистями
Молочно-белый, русский, набивной,
Платок с павлопосадскими цветами,
Лежал, красуясь предо мной.
И был в нём запах трав и ветер,
Узор по краю кружевной,
Поляны маков в красном цвете,
И облаками над землёй.
А. Латулина
- Что удивило вас в содержании стихотворения при чтении?
Презентация (продолжение).
Упражнение на внимание «Самый внимательный»
Учитель убирает павловопосадские платки, спрятав их за ширму.
- А на каком фоне пишутся узоры, вы обратили внимание?
Цвета фона могут быть самыми различными: жёлтыми, красными, зелёными, голубыми, чёрными.
- А какой узор?
Узоры на павловских платках и шалях бесконечно разнообразны. Но это не просто набор цветов, листьев. У каждого платка свой музыкальный ритм
7 слайд
(перелистывание образцов платков).
- Ребята, вы знаете, как и чем наносится узор на ткань? Существует много способов. Вот один из них.
8 слайд
Печать рисунка
На ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветы».
«Цветок» резали из дерева, и с их помощью наносили краски, причем каждый цвет «требовал» отдельной доски, число которых достигает, подчас нескольких десятков (фотографии «манеры», показ печати «цветок»).
6. Самостоятельная работа. Работа в группе (четвёрками).
- Вам предстоит украсить 1\4 часть платка печатками из дерева «Цветы и листья».
- Мы все помним правила работы в группах?
- О чём вы должны помнить, работая в группе?
Работать согласованно, выполнять работу всем вместе, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, сотрудничать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, оказывать поддержку друг другу.
- Ребята представьте, что каждый из вас художник. И к вам поступил заказ придумать схему для платков, и по ним выполнить новую коллекцию. Для составления схемы у вас на столах стоит планшет, а в тарелочках лежат заготовки. Проявите фантазию, составьте схему для своего угла – платка.
Составляют схему для угла платка, работая в «четвёрках».
- У каждого из вас квадрат, если их соединить получиться большой платок.
- Что мы должны помнить? Чего придерживаться при работе с печатями?
- При выполнении работы вам нужно придерживаться композиционного ритма, в этом вам помогут схемы.
9 слайд
- Что вы хотите пожелать ребятам из других групп?
Удачной работы!
10 слайд Пустой слайд.
7. Выставка работ. Рефлексия.
Оформляем выставку работ. Группы составляют свои платки, из 4 частей.
- Как вы думаете, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Чему вы научились на уроке?
Оцените работу своих друзей из других групп. Что вы им скажете, глядя на их платок?
Рефлексия «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)