kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Павловопосадские платки" 3 класс Изобразительное искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок изобразительного искусства по теме «Павловопосадские платки» составлен для учащихся 3 класса программа Планета знаний.

  На данном уроке дети знакомятся с творчеством павловопосадских мастеров, умением выделять характерные средства художественной выразительности в  работах народных умельцев.

  Работая в группе, учатся составлять схему ¼ части платка, по которой выполняют узор, на листах бумаги печатая цветы и листья печаткой.

  Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного подмосковного города  Павловский Посад. Павловопосадские платки отличают сочность колорита, тонкий чёткий контур и тщательная проработка деталей.

Большой, как скатерть, с пышными кистями

Молочно-белый, русский, набивной,

Платок с павлопосадскими цветами,

Лежал, красуясь предо мной.

И был в нём запах трав и ветер,

Узор по краю кружевной,

Поляны маков в красном цвете,

И облаками над землёй.

                                                    А. Латулина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Павловопосадские платки" 3 класс Изобразительное искусство »







Изобразительное искусство

3 класс

Воронежская Татьяна Сергеевна

МБОУ СОШ № 6 п. Новый



























Тема: Школа народного искусства. Павловопосадские платки.

Цели:

Обучающие:

Научить росписи ¼ части платка с использованием растительного орнамента.

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев.

Развивающие:

Углубить знания о традициях павловопосадских платков, познакомить с характерными особенностями узора.

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Развивать самовыражение посредством художественных элементов.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;

- уважительное отношение к труду;

- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;

- интерес к творческой работе.

Познавательные:

- анализировать последовательность действий;

- постановка и формирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.

Коммуникативные:

-формулировать свои затруднения;

- проявлять активность для решения познавательных задач;

- выслушивать мнения других, отвечать на вопросы по содержанию презентации;

- задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Регулятивные:

- адекватно использовать речь;

- контролировать себя в процессе работы;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- руководствоваться правилами при выполнении работы.






Оборудование:

(для учителя)

Компьютер, проектор, планшет для построения схемы платков, платки, шкатулка, карточки с новыми словами.

(для учащихся)

Гуашь, кисти, баночки для воды, лист бумаги квадратной формы, салфетки, трафареты цветов и листьев, печатки «Цветы и листья».





Ход урока

1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок…

- Давайте поприветствуем гостей (кивком головы), которые пришли к нам на урок. Улыбнёмся друг другу.

1 слайд - заставка.

2. Введение в тему.

- Сегодня я принесла на урок шкатулку.

- Хотите узнать, что там лежит?

- Тогда, отгадайте загадку.


В целом мире мы известны,

Знает нас любой знаток,

Этот сувенир чудесный,

Это – мамочкин платок.

Учитель достаёт из шкатулки платок.


3. Беседа.

- Как вы думаете, когда появились платки на Руси?

- Где его применяют?

- У кого дома носят платки?

Презентация.

2 слайд

До сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове, но и надевают на плечи, повязывают на шею (иллюстрация).

3 слайд

Платок является хорошим подарком не только у нас в стране, а также за рубежом. Стас Царенок в поездке в Японии подарил павловопосадский платок.

Учитель: С глубокой древности для покрывания головы женщины использовали большие куски ткани – платы.

4 слайд

Плат, платок – неизменный головной убор русской крестьянки. Двойной плат на плечи – шаль придаёт праздничность и нарядность русской женщине (иллюстрация девушек в платках).

Платки появились в России больше 200 лет назад. Сначала их привозили из Индии и Турции. Позднее – из стран Европы. Русские мастера быстро научились ткать и расписывать платки.

5 слайд

Наиболее массовым в XIX веке было производство набивных платков и шалей, центром которого стал подмосковный Павловский Посад (иллюстрация старого и современного города).

- Когда появились платки в нашей стране?

- Какой город является центром производства платков?


4. Постановка темы и целей урока.

- Назовите тему сегодняшнего урока?

6 слайд

Тема: «Павловопосадские платки»

Учитель демонстрирует павловопосадские платки, спрятанные за ширмой.

- Какие эмоции вызывает у вас выставка?

- Чего вам хочется в данный момент сделать?

- Ой, я, наверное, ошиблась, написав «Т» в слове платки? Докажите.

- Обратите внимание на написание слова «ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ». Что интересного увидели? Какое это слово?


- А теперь попробуем определить, над чем нам предстоит работать:

- познакомимся с творчеством мастеров, которые трудятся над созданием этакой красоты;

- так как это урок изобразительного искусства будем учиться рисовать платки (1/4 часть платка),

- Как будем работать?

- Работать предстоит в группе, чтобы создать целый платок.


5. Работа по учебнику страница 84 (выразительное чтение стихотворения).

- Что вы будете представлять себе во время чтения стихотворения? Какое у вас будет настроение от прочитанного?


Большой, как скатерть, с пышными кистями

Молочно-белый, русский, набивной,

Платок с павлопосадскими цветами,

Лежал, красуясь предо мной.

И был в нём запах трав и ветер,

Узор по краю кружевной,

Поляны маков в красном цвете,

И облаками над землёй.

А. Латулина

- Что удивило вас в содержании стихотворения при чтении?


Презентация (продолжение).

Упражнение на внимание «Самый внимательный»

Учитель убирает павловопосадские платки, спрятав их за ширму.

- А на каком фоне пишутся узоры, вы обратили внимание?

Цвета фона могут быть самыми различными:
жёлтыми, красными, зелёными, голубыми, чёрными.

- А какой узор?

Узоры на павловских платках и шалях бесконечно разнообразны. Но это не просто набор цветов, листьев. У каждого платка свой музыкальный ритм

7 слайд

(перелистывание образцов платков).

- Ребята, вы знаете, как и чем наносится узор на ткань? Существует много способов. Вот один из них.

8 слайд

Печать рисунка

На ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветы».

«Цветок» резали из дерева, и с их помощью наносили краски, причем каждый цвет «требовал» отдельной доски, число которых достигает, подчас нескольких десятков (фотографии «манеры», показ печати «цветок»).


6. Самостоятельная работа. Работа в группе (четвёрками).

- Вам предстоит украсить 1\4 часть платка печатками из дерева «Цветы и листья».

- Мы все помним правила работы в группах?

- О чём вы должны помнить, работая в группе?

Работать согласованно, выполнять работу всем вместе, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, сотрудничать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, оказывать поддержку друг другу.

- Ребята представьте, что каждый из вас художник. И к вам поступил заказ придумать схему для платков, и по ним выполнить новую коллекцию. Для составления схемы у вас на столах стоит планшет, а в тарелочках лежат заготовки. Проявите фантазию, составьте схему для своего угла – платка.

Составляют схему для угла платка, работая в «четвёрках».

- У каждого из вас квадрат, если их соединить получиться большой платок.

- Что мы должны помнить? Чего придерживаться при работе с печатями?

- При выполнении работы вам нужно придерживаться композиционного ритма, в этом вам помогут схемы.

9 слайд

- Что вы хотите пожелать ребятам из других групп?

Удачной работы!

10 слайд Пустой слайд.

7. Выставка работ. Рефлексия.

Оформляем выставку работ. Группы составляют свои платки, из 4 частей.

- Как вы думаете, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Чему вы научились на уроке?

Оцените работу своих друзей из других групп. Что вы им скажете, глядя на их платок?

Рефлексия «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Прошу защитить свои работы - платки.

Защита. Рефлексия пословиц и высказываний.

Молодцы!

Рефлексия Составляют «Платок настроений»- цветы: красные - интересно, синие - поучительно, жёлтые - познавательно.


8. Домашнее задание.

- На уроке вы узнали о павловопосадских платках. А какие есть ещё платки? Ещё есть Оренбурские. Что это за платки? Узнайте о них дома.

12 слайд

«Если платки расстелить на поля, то еще красивее станет земля!»

Девочки приготовили музыкальный подарок (поют частушки в платках).


Частушки

1. Вы, подружки дорогие, 4. Снова красненький платочек

В стороне не стойте, На кудрях своих ношу.

А частушки про платки На кого взгляну разочек -

Веселее пойте. Вмиг того приворожу.


2. На платочке два цветочка – 5. Ой, подруженька моя,

Голубой да синенький. В красненьком платочке.

Про любовь никто не знает – Перед милым вертится,

Только я да миленький. Как змея на кочке.

3. Повяжу платок я туго, 6. Я иду, иду, иду –

Чтобы ветер не порвал. Платок валяется на льду.

Поведу машину лугом, Какого ты себе нашла,

Чтобы милый увидал. Такого я себе найду.

Вместе: Мы девчата боевые,

Не видали вы таких.

А платки на нас, какие –

В ярких красках расписных!

Подарок гостям:

- Примите, пожалуйста, от нас куклы - обережки из маленьких платочков. Эти обережки будут оберегать вас от всего плохого и принесут удачу.

- До свидания!






Схема для ¼ части платка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Павловопосадские платки" 3 класс Изобразительное искусство

Автор: Воронежская Татьяна Сергеевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства