kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрёшка" для учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач образования является воспитание многогранно гармонично развитой личности. Неотъемлемая часть развития творческих способностей - это декорвтивно-прикладное искусство. Данный конспект урока посвящён одному из видов декоративно-прикладного искусства - росписи матрёшки. Конспект урока содержит в себе: цель, задачи урока; также имеется ряд универсальных учебных действий (личностнрые, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Также список оборудования, которое необходимо для проведения данного урока. Далее в конспекте урока расположены некоторые его этапы: организацинонный момент, постановка темы урока, актуализация знаний учащихся, объяснение нового материала (вводная беседа, знакомство с разными видами матрёшек, отличительные особенности матрёшек), практическая часть урока, подведены итоги уроков и в завершении акцентировано небольшое внимание на рефлексию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрёшка" для учащихся 5 класса »

Конспект урока изобразительного искусства «Русская матрёшка» для учащихся 5 класса


Класс: 5

Тема урока: «Русская матрёшка»

Цель урока: познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.


Задачи урока:

- познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;

- учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;

- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- развивать эстетическое восприятие и художественный вкус;

- воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины, а также уважение к труду.

Личностные УУД:

- самоопределение учащегося;

- ориентация ученика  на учет чужой точки зрения;

- формирование интереса учащегося к тому или иному виду деятельности.

Регулятивные УУД:

- изучение нового материала;

- умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки;

- умение обобщать материал;

- постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка;

- умение планировать свою деятельность;

- контроль и самоконтроль учебных действий.


Познавательные УУД:

- на извлечение информации.

-  изучение нового материала;

- актуализация знаний;

- обращение учащихся к личному опыту;

- умение ставить и решать проблемы.


Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество (взаимодействие учащихся);

- умение участвовать в диалоге и отвечать на вопросы;

- слушали и понимали речь собеседника.

Оборудование для учителя: выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен; раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны).


Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра, баночка с водой.


Ход урока:


1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка темы урока.

Сели дети по порядку, отгадайте вы загадку.

Чудо русское вот есть, очень трудно глаз отвесть.

Но не кружка и не ложка – знаменитая …матрёшка!

- Долго дети не гадайте, урока тему угадайте.

Все мы здесь хотим узнать – что мы будем рисовать? (ответы учеников)

- Молодцы! Вы угадали (показ матрёшек), а матрёшку вы видали?

Где? Когда? Скажи скорей, что вы знаете о ней?


3.Актуализация знаний учащихся.

Ученик 1:

Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Ученик 2:

У матрёшки синеглазой 
С балалайкою в руках, 
Сарафан расшит тесьмою, 
Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную, 
Глядь - а в ней ещё одна, 
И похожа на большую - 
Распрекрасная краса!

Только милая девица, 
Развернув гармонь слегка, 
Песню распевает лихо. 
А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись, 
Такт весёлый отстучит, 
Половинкою раскрывшись, 
К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных, 
В сарафанах, что в цветах, 
В красках солнечных небесных! 
Песни русские в стихах.


Учитель:- Замечательно, друзья! Ну, что ж, продолжу я. Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?

Ученики: высказывают свои мнения: (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла - сувенир).
Учитель:- Как вы понимаете слово «сувенир»?

Ученик:- Сувенир – подарок.

Учитель:- Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова и узнаем его лексическое значение.

Ученик:- 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места.

Учитель:- Матрёшка удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении. А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?


4.Объяснение нового материала.

4.1. Вводная беседа

Учитель:- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.

Город Загорск, сейчас Сергиев-Посад, считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (ученики высказывают мнения)

В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку? Матрёшку сделать непросто. Чтобы изготовить её, требуется большое мастерство. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.


4.2.Знакомство с разными видами матрёшек


Учитель: Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская – Вот какая разница!


- Давайте их сейчас сравним.

Наряд её определим.

Ведь чтоб её нарисовать,

Отличия необходимо знать.


Ученик 1:- Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.


Ученик 2:- В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.


Ученик 3:- Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.


Учитель: Вот «Загорская» матрёшка

В сарафане и платке.

А в руках держит корзину

Может и держать цветы.

Что ещё заметил ты?


На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.



Ученик 4:- Вот и «Вятская» матрёшка

Посмотрите вы немножко

Побыстрей и посмелей.

Что заметили на ней?

Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен. Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.


Учитель:- Ну, что, друзья, вам интересно? Я очень рада. Вот чудесно!


Физкультминутка


Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.


Наверно хватит объяснять,

Давайте будем рисовать!

Но сначала повторим,

Знания наши, закрепим.


















4.3.Отличительные особенности матрёшек


Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек.


Отличительные особенности матрёшек


Платок

сарафан

Загорская

Разноцветный в горошек или простой цветок

Скромный, но по низу может быть украшен узором из цветов

Семёновская

Края платка украшены небольшими бутонами ярких цветов

Отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук

Вятская

Платки ярких цветов украшены узором из соломки

Отличается яркой, сочной росписью, украшен узором из соломки, колосков и зёрен


5.Практическая часть.

Учитель:- Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. Для начала вам необходимо расположить лист альбома вертикально и обвести предоставленный вам шаблон при помощи простого карандаша. Затем следует заняться подготовительным рисунком, который выполняется карандашом. Обращаю ваше внимание на этапы работы: от крупных деталей к мелким. После прорисовки простым карандашом – работа в цвете -акварельными красками и кистью.

Берите краски не ленитесь.

А если в чём – то затруднитесь,

То ко мне вы обратитесь.

Матрёшку ты рисуй любую

Хоть «Загорскую», хоть «Семёновскую».

Рисуй аккуратно, не спеши,

Чтобы было от души!

Положите перед собою

С матрёшкою листок.

И распишите аккуратно ей платок.

Вспоминая отличий план

Разрисуй ей сарафан.


(Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение).

Ребята, вы можете дать имя своей будущей матрёшке и рассказать, элементы каких техник использовали в своей работе.




6.Итоги урока.

Учитель:- Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. Работы получились красивые, яркие и интересные. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.


7.Рефлексия.

Учитель:- Что вызвало наибольший интерес? Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке? (Ответы учеников).

Молодцы! Спасибо за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрёшка" для учащихся 5 класса

Автор: Новикова Ирина Алексеевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства