конспект урока ИЗО по теме: Симметричные формы. Многоцветная вытынанка.
Конспект урока ИЗО по теме: Симметричные формы. Многоцветная вытынанка.
Из глубины веков дошел и сохранился обычай наклеивать на окна вырезанные из бумаги изображения богов, духов, героев народных легенд, цветов и др. "Вытынанки" в переводе означает "вырезки". Такие цветные узоры широко используются для оформления подарков и украшения дома, предметов быта. История вытынанки берет начало с того времени, когда люди научились изготавливать бумагу. Как известно, первыми её открыли китайцы. С Х столетия расширяется производство бумаги в Западной Европе, со временем она становится известна в России, Белоруссии, на Украине, в Польше. В конце 19 - начале 20 столетия ажурные бумажные узоры можно было увидеть в каждом крестьянском доме.
Вытынанки - это древнее народное искусство, в котором заложена жизненная мудрость, народное понимание красоты, непосредственность мировосприятия. Орнаментальные мотивы, присущие вытынанкам, до сих пор можно встретить на тканях, коврах, обоях. Для украшения жилища вытынанки используются всё реже. Основы вытынанки строятся на элементах, мотивах, композициях, на которых построены другие виды ремёсел, например, ткачество, вышивка и др. Это гармоничные и простые геометрические формы и орнаменты растительного характера, доступные, в том числе, и для детского творчества. Самый распространённый в настоящее время вид вытынанки - это новогодние снежинки. Занятия вытынанкой способствуют развитию пространственного мышления детей, фантазии, творческого воображения. Это самый доступный и наименее затратный вид декоративно-прикладного искусства, которым можно заниматься на уроках и во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока ИЗО по теме: Симметричные формы. Многоцветная вытынанка. »
Гвардейский учебно-воспитательный комплекс «общеобразовательная школа I-III ступеней – гимназия»
Симферопольской районной государственной администрации в Республике Крым
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме
«Симметричные формы. Многоцветная вытынанка»
Учитель
изобразительного искусства
Гвардейского УВК
Дуганова Елена Ивановна
г. Симферополь
декабрь 2014 г.
Тема. Симметричные формы. Многоцветная вытынанка
Цели: совершенствовать умение создавать художественный образ вытынанки: стилизация, выразительность линий, контура, цветовое решение; прививать навыки и умения выполнять ажурную работу из бумаги ножницами; развивать эстетический вкус; умение качественно и со вкусом оформить работу; воспитывать креативность, нравственные качества (любовь к природе)
Оборудование: предварительные зарисовки детей, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка, простой карандаш (для учащихся); образы вытынанок;
Музыкальное сопровождение: К. Сен-Санс «Карнавал животных» («Лебедь»);
А. Вивальди «Времена года» («Весна»); «Жаворонок», оркестр П. Мориа; Аль Бано и Р. Пауэр «Танец утят»
Оформление доски: лист ватмана с изображением «волшебного» зелёного озера; образцы работ, выполненных в технике вытынанки,
словарь:стилизация, контур.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя
Звучит запись А. Вивальди «Времена года» (несколько тактов)
- наступила долгожданная весна. Из тёплых стран возвращаются птицы. Скоро леса наполнят весёлый шум и птичье пение. Наш волшебный лес замер в ожидании...
П. Сообщение темы.
Чтение стихов учащимися:
ЖУРАВЛИ
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе -
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Н. Заболоцкий
III. Актуализация опорных знаний. Виды вытынанки:
1. Одноцветная, многоцветная.
2. В полосе («гармошкой»), «снежинка», «вдвое», «вчетверо» - симметричная.
- Какой вид вытынанки будет уместнее?
- Что самое главное в вытынанке? (Чёткий контур силуэта)
- Чем выразительнее контур, тем красивее ваша композиция, хочу напомнить, что необходимым условием является стилизация всех элементов. Что такое стилизация? (Упрощение, художественная переработка реальных, природных форм).
IV. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
- Лес наш волшебный, поэтому птицы здесь живут всевозможные птицы. Каких птиц вы знаете?
Ответы детей (по цепочке): дикие и домашние
зимующие и перелетные
маленькие и большие
хищные, драчливые, забияки
красивые, грациозные, изящные
скромные, неброские
с пышным, ярким опереньем и т.д.
У павлина – шикарный яркий хвост; у попугая – пёстрое, разноцветное оперенье, задорный хохолок на голове; лебедь, фламинго, цапля – длинная красивая
– С какой целью мы перечислили все эти эпитеты? Мы выяснили что у каждой птицы – свой характер, свой облик, это необходимо учесть при создании образа. Характер у каждой птицы неповторимый, особенный. От характера, внешнего вида, особенностей поведения зависит выбор художественных средств, цветовое решение.
Релаксация.
Звучит музыка. К. Сен-Санс «Лебедь»
– Закройте глаза. Представьте себе образ птицы, которую вам захочется изобразить.
Последовательность практической работы.
Складываем лист бумаги пополам;
Рисуем карандашом на одной половинке (используем заготовки);
Вырезаем по контуру;
Прорезаем внутренние – «рисуем ножницами»;
Наклеиваем на фон (в данном случае – на изображение на доске).
Повторение правил т/б при работе с ножницами.
– И, конечно, не получится хорошей работы, если вы будите неправильно сидеть за партой.
Физкультминутка. «Танец утят»
Практическая работа.
Оказание индивидуальной помощи учащимся.
По мере выполнения готовые работы крепятся на доску, на готовый фон.
Во время практической работы звучит м/з орк. П. Мориа, пьеса «Жаворонок».
.4-
Анализ работ.
выразительность формы;
выбор цвета;
композиционное решение.
Итог урока.
– Удалось ли нам оживить «волшебное» озеро?
Ответы учащихся: – Мне кажется, я слышу пение птиц! – Ласточки как будто кружатся в танце.
– Птиц так много, но всем нашлось место на нашем волшебном озере.