kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ИЗО Блока ХККГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема года.Использование ХККГОС в структуре образовательной области "Искусство."Цель:Воспитание уважения к труду, интерес и любовь к искусству своего народа, ответственность за сохранение художественных традиций

7 класс Тема:Коренные народы Дальнего Востока.Особенности культуры народов Приамурья. Цель :Формирование личности способной воспринимать культурное наследие своего региона

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО Блока ХККГОС »

МБОУ СОШ №32
Урок ИЗО Блока ХККГОС 00 03.02 – 96 ТЕМА года: Использование ХККГОС00 03.02 – 96 ( ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПАНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ) в структуре ФГОС образовательной области «Искусство». Тема урока: Коренные народы Дальнего востока. Особенности культуры народов Приамурья. Класс 7 «А» 2 четверть 11 декабря2014. Учитель ИЗО.

МБОУ СОШ №32

Сиденко Любовь Архиповна.

Конспект урока ИЗО Блока ХККГОС 00 03.02 -96



Класс 7. 2 четверть 11 ДЕКАБРЯ 2014

(автор составитель Сиденко Л.А. учитель ИЗО МБОУ СОШ №32 г.Хабаровск

Тема года: Использование ХККГОС00 03.02 – 96
(ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПАНЕНТ ГОСУДАРСТВЕН-НОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА) в структуре ФГОС образовательной области «Искусство».

Цель: Воспитание уважения к труду, интерес и любовь к искусству своего народ ,ответственность за сохранение художественных традиций.

7 класс 2 четверть

Тема: Коренные народы Дальнего Востока.

Особенности культуры народов Приамурья.

Цель:

* Формирование личности способной воспринимать культурное наследия своего региона.

Задачи:

*Развитие умения образно – символического видения культуры Приамурья.

*Формировать умение использования стилизованные и символические изображения в одежде коренных народов Дальнего Востока

*Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе работы над своим произведением.

*Формировать уважение и понимание культуры коренных народов Дальнего Востока и России.



Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

Рассмотреть характерные черты сходства и различия народного костюма русского

и нанайского.

Знать характерные черты сходства и различия народного костюма русского и нанайского.

Сохранить и развить традиции культуры и искусства народов России и Приамурья ,донести до зрителя их духовное богатство и красоту.

Иметь представление о специфике декоративно - прикладного искусства

Знать композицию, цветовую гармонию , символику и образность в декоративно-прикладном искусства



Рассмотреть этапы технологического

процесса создания одежды

Приобрести представление о технологическом процессе

создания одежды



Задачи по способу действия

Результат по способу действия

Научиться приемам построения орнамента

Знать прием построения орнамента

Овладеть способами изображения окружающего мира в его изменчивом состоянии в декоративно прикладном искусстве.

Уметь изобразить окружающий мир в его изменчивом состоянии в декоративно прикладном искусстве…



Зрительный ряд: Натуральные образцы нанайских и русских орнаментов, иллюстрации, фотографии. таблицы, рисунки учащихся.

Литературный ряд: Стихи Петра Комарова

Оборудование урока :

А) .Для учителя: компьютер, магнитная доска, репродукции образцов декоративно – прикладного искусства, работы учащихся прошлых лет.

Б).Для учащихся: эскизы выполненные на предыдущем уроке ,цветная бумага, клей, ножницы.

Оформление доски

Выставка работ



Тема урока

1 русский орнамент





2 нанайский орнамент



3

2

1





3 выставка работ в конце урока





Обратная сторона доски

Элементы орнамента

Стилизованные

волны, облака, растения ,звери





Структурообразующие элементы урока

Завязка-3 минуты

Кульминация-8минут

Развязка- 25 минут

Эпилог-7минут

Послесловие- 2-3 минуты



Ход урока

Завязка-Выход на проблему урока. Создание условия вдохновения.

Земля – самая интересная та ,на которой мы живем. Прикоснись к ее мифам, легендам ,приданиям ,запретам, обычаям, обрядам ,и вы почувствуете вековую мудрость народа, исторически населяющую нашу дальневосточную землю.

Звучит стихотворение

«Край далекий – с лесами да сопками,

С поздней жалобой птиц

Это ты

Соловей золотые мечты

Как посмотришь –

Не хватит и месяца

Обойти и объехать ее (землю)

Только в песни да в сказке

Уместится

Приамурье моё!

(Петр Комаров)

Затем в форме диалога проводится беседа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, делается акцент на имеющийся субъективный опыт обучающихся:

(Смотрим презентацию карту Дальнего Востока)

Взгляни на карту - подобно могучему орлу широко раскинув крылья Дальний Восток. На этой земле живут люди с гордостью называющие себя дальневосточниками. Таинственная красота этого края, холодный чистый покой севера величавый широкий Амур. Мифы передавались из поколения в поколение, несли идею, как залог человеческого счастья не переводимости рода ,если человек на земле не пришелец ,а разумный хозяин

ВОПРОС: Какие народности населяют наш Дальний Восток?

ОТВЕТ: Эскимосы,чукчи,юкогиры,коряки,эвены,эвенки,ороки,орочи,нивхи,ульчи,нанайцыудегейцы,ительмены,негидальцы.

ВОПРОС: Какие народности проживают по берегу Амура

ОТВЕТ: Нанайцы, ульчи , удегейцы.

КУЛЬМИНАЦИЯ – выход на тему урока, используются методы:

*связь искусства с жизнью,

*общения с живым искусством,

*мотивации познавательной деятельности,

*коллективная работа,

*поэтапных открытий

Особенности культуры народов Приамурья.

Перед нами (презентация или плакаты)

Петроглифы Древнего Амура

Личины Сикачи - Аляня

Петроглифы(греческое –камень)

Дух ,маска черепа,

Душани – оленья маска

Три солнца

Дух медведя

Дух утки

(на плакате или презентации рисунки идолов народов Приамурья )

Идол – предмет наделенный сверх естественной силой, служит для религиозных поклонений .Идолы населялись духами. Изготовляли идолов мужчины : шаман, глава рода или взрослые мужчины Он является посредником между людьми и духами «хозяевами» выступают в образе птиц, рыб или животных.

Обряд шаманского камлания-культовая обрядность

ВОПРОС: Что просили охотники у «хозяина дома джулина»во время обряда?(смотрим на джулина промысловый обряд)

Ответ: Перед охотой народы Приамурья стремились задобрить духа хозяина джулина, чтобы он помог охотнику или рыбаку, обеспечил ему удачу в промысле (см презентацию)

Джулин - дух ,покровитель семьи и дома Вырезанное из дерева изображение длиннолицего человека с большим носом и на коротких согнутых ножках находилось в каждом жилище и находилось на видном месте . Ему поклонялись охотники, отправляясь на промысел , его просили о помощи в благополучном завершении начатых дел, исцелении заболевших членов семьи.

Тигр - хозяин уссурийской тайги. Его образ запечатлен в скульптуре нивхов, нанайцев, негидальцев, ороков , орочей, ульчей, удегейцев. Скульптурное изображение тигра вырезали для исцеления больного от какой - либо болезни. Тигр по представлению аборигенов (Коренные обитатели какой либо территории, страны. В современном праве под ними понимаются обычно коренные народы (этнические группы) некоторых развитых и развивающихся стран, сохранившие первобытнообщинный образ жизни )вбирал в себя злых духов, причиняющих боль и уносил их в лес.

Бурханизображение духа – бурхана можно увидеть в наши дни только в музеи. Ныне это не только старинная культовая фигурка, но и памятник истории национальной деревянной скульптуры.

В христианстве идолом является икона. Икона отличается от идола тем, что она является посредником между молящимся и святым. Образ которого изображается в реалистической манере.

Икона «Казанской божьей матери»

(смотрим на икону)

Читаю молитву(смотри презентацию)



О Пресвятая Госпоже Владычица!

Со страхом, верой и любовью припадающе пред

Честною иконою твоею молим Тя : не отврати лица

Твоего от прибегающих к тебе .умоли, милосердная

Мати, Сына Твоего и Бога нашего,Господи Иисуси

Христа, да сохранит мирну страну нашу,ЦерковьСвою Святую за незыблему соблюдает от неверия,ересей и

раскола.Не имамы бо иныя помощи не имамы иныя

надежды.разве тебя, Пречистая Дева: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница избави всех с верой Тебя молющихся от падения греховных, от навета злых людей, .от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасной смерти. Дай нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да все благодарные вопивающе величие твоя, с подобимся Небесного Царствования там со всеми святыми прославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого духа .

Аминь

По установившейся традицией на Руси Казанской иконой благославляли к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.

А мы в нашей творческой мастерской начинаем нашу работу

Практическая работа:

Работа в группах

  1. Выполнить панно с использованием мотивов русского орнамента

  2. Выполнить панно с использованием нанайского орнамента.

  3. Выполнить модель с мотивом русского орнамента

  4. Выполнить модель с использованием нанайского орнамента

  5. -Панно «Солнце»

РАЗВЯЗКА – самостоятельная работа учащихся, используются методы групповой работы, предотвращения ошибок, используется педагогический .рисунок.

Подхожу к группам помогаю.

ЭПИЛОГ .Время отведенное для работы закончилось. Учащиеся защищают свои проекты

Какую роль в дальневосточной мифологии играет солнце?

Зашита пятой группы. Они показывают панно , и ведут рассказ.

Многими народами Дальнего Востока высшим божеством почиталось солнце. На рассвете когда оно касалось ухом земли. Можно было попросить у него что угодно: и здоровья и хорошего промысла. Нани называли его «снун»,эскимосы «масак».Первый луч солнца самый почитаемый и в жилище нани впускали его через сквозное отверстие в стене ориентированной на восток. Верили : ранним утром солнце оком касается земли и все видет : кто больной, кто здоровый, кто злой, кто добрый. Просили «Дай мне удачной охоты, дай счастья» Солнце по представлению людей ,было подобно мудрой женщиной, взыскательной и строгой к своим земным детям. Оно олицетворяло собой наивысшую справедливость и требовали к себе почтительного отношения и люди придумали много запретов ,чтобы нечаянно не обидеть ранимую душу солнышка. Символы солнца, мячи – обереги делали нани.

В конце декабря северные народы по древнему обычаю отмечали праздник солнца, который был и праздником возрождения нового годового огня. Участники праздника надевали на себя особую праздничную одежду, украшенную декоративными ремешками и кружочками – знаками солнца. Мячи – обереги служили для использования церемоний встречи с могучим светилом. Такие мячи – обереги, отгоняли от жилища людей злых духов. Охраняли ребенка от всякого зла. Такому мячу, сделанному из кожи нерпы и украшенному узорами, поклонялись и эскимосы. В орнаменте узора на мяче – представление древних людей о космосе.

Защита третьей и четвертой групп.

Декоративно – прикладное искусство –это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту(посуда, предметы быта, мебель, ткани, оружие, одежда , ювелирные изделия )

В декоративно – прикладном искусстве ярко отражаются традиции народного искусства.

Каждый орнамент, хотя имеет много общего ( растительные и геометрические формы, формы животного мира),общие композиционные решения – формат, цветовую гамму, отличается своими особенностями национальным колоритом, сочетанием элементов композиции. Большим разнообразием отличаются орнаменты народов мира. Геометрические особенности значительно влияют на рисунок ,колорит композиции орнамента каждого народа

Вопрос: Народный костюм русский и нанайский каковы черты сходства?



Русский Нанайский

Черты сходства

*Человек в народном костюме – малая вселенная.

*Костюм оберег (назначение орнамента).

*Нерасчлененность силуэта.

*Многослойность , много предметность, много детальность ритуального костюма(свадебный)

*Особая сложность, красочность женского костюма по сравнению с мужским и детским





Особенности

Символика цвета


Русские

Русские

Нанайцы

Нанайцы


1

Красный

Любимый цвет , цвет солнца

Нанайцы


Цвет мощи ,силы

2

Желтый

Цвет золота , солнца и чистоты

Желтый

Цвет солнца

3

Голубой

Синий

Цвет духовный

Голубой

Синий

Цвет души

4

Белый

Основной цвет, цвет льняной ткани

Белый

Исконный цвет одежды, цвет рыбьей кожи

5

Черный

Оформляет нижнюю часть тела(шорты, юбка)

Черный

Церемониальный

,торжественный для мужчин



Послесловие

Домашнее задание : Причитать одну сказку из книги «Амурские сказки» ,рассмотреть репродукции к ней выполненных художником Геннадием Павлишиным , для создания панно по прочитанной вами сказке.

Урок подошел к концу и его я хочу его закончить словами:

«И при гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения»

Илья Репин



Литература

1 Школа этнографии прикладного искусства. Образовательная программа. Н. И. Бояринцева ХК ИППК ПК Хабаровск 2003 год.

2. Краски земли Дерсу. Фото рассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровское книжное издательство.1982 год

3. Записки Гродековского музея Выпуск №6 Хабаровск 2003

4.Словестница искусств №6(2)2000,№8 2001 Журнал Хабаровского краевого благотворительного фонда культуры.

5 .Орнаменты народов мира .Практическое пособие. С. Ю .Афонькин ,

А .С .Афонькина Санк –Петербург .Кристалл !998

6 .Геннадий Павлишин Амурские сказки.

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ИЗО Блока ХККГОС

Автор: Сиденко Любовь Архиповна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165189

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства