kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока искусства "Урок-вернисаж "Портрет Пушкина" (с презентацией)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-вернисаж по изобразительному искусству разработан в рамках программы по изо, УМК Б.М. Неменского, в 6 классе как один из вариантов раскрытия темы "Портрет в живописи". Разработку урока можно интерпретировать для проведения интегрированного урока изо-литература, приурочив к памятной дате рождения поэта. Целесообразно использование презентации с детскими рисунками портретов А.С. Пушкина (рисунки учащихся прошлых лет).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока искусства "Урок-вернисаж "Портрет Пушкина" (с презентацией)»

Урок искусства "Портрет Пушкина"

Автор: учитель ИЗО, МХК МБОУ «Сычёвская сош имени К.Ф.Лебединской» Гуреева Людмила Анатольевна

Цели:

Образовательные:
- углубить знания о жанре портрета, полученные на уроке изобразительного искусства, его идейно-художественном своеобразии;
- подготовить к изображению портрета в любой технике;
- научить “читать” портрет как произведение искусства, совершенствовать навыки речевого общения.

Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
- способствовать воспитанию интереса к познанию искусства и литературы.

Развивающие:
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков;
- разбудить и озарить душу ребенка.

Тип урока: урок-вернисаж.

Наглядность: живопись - портреты А.С. Пушкина (художников Кипренского О.А.(1), Тропинина В.А.(2), Соколова П.Ф.(3),

Словарная работа: вернисаж, репродукция, портрет, плеяда, колорит.

Оформление доски:

Высказывание о А.С. Пушкине:

2. Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет! (М. Кузьмин.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок – урок-вернисаж. Вернисаж – торжественное открытие выставки.

Наша задача – познакомиться портретами, А.С.Пушкина и подготовиться нарисовать портрет поэта.

III. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.

Пушкина изображала плеяда художников. Плеяда – группа выдающихся деятелей: художников, скульпторов, писателей - одной эпохи, одного направления.

Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII столетия.

Мы познакомимся с портретами Александра Сергеевича Пушкина.

В 1827 году известному русскому художнику Оресту Адамовичу Кипренскому (1782 - 1836) (Рисунок 1), (слайд №1) был заказан портрет другом Пушкина, поэтом Дельвигом (Рисунок 6). Кипренский был портретистом, который глубоко раскрывал характер человека. Он изобразил Пушкина в спокойной и сдержанной позе со скрещенными на груди руками. В легком повороте головы ощущается внутреннее движение мысли. Правдиво передан характерный внешний облик Пушкина: слегка приплюснутый нос, крупные губы, кольца вьющихся волос.

Рисунок 1

Рисунок 6

На благородном лице лежит тень грусти. В ясном взгляде глаз – творческая озаренность, вдохновение.

Сдержанные цветовые сочетания образуют тонкую гармонию – бархатистый черный тон сюртука оживлен цветным шарфом, переброшенным через плечо, а также белыми уголками воротника рубашки.

На черном сюртуке красиво выделяется изящная рука поэта. Линии фигуры и одежда создают мерный, величавый ритм. За ним, в глубине картины, в углу - бронзовая статуэтка красивой девушки, играющей на старинном инструменте. В древней Греции верили, что поэтическое вдохновение дает богиня поэзии, которую называли Музой. Изображение Музы указывает на то, что Пушкин – поэт. Во всей его фигуре, в лице чувствуется не только спокойствие, но и вдохновение.

Современникам поэта очень нравился портрет. Они считали, что поэт похож и что в портрете передан его характер.

Сам Пушкин высоко ценил портрет. После смерти Дельвига он купил его у вдовы поэта. Портрет висел в доме Пушкина, в его гостиной. Портрет является замечательным творческим достижением Кипренского. Пушкин обращается к Кипренскому в стихотворении:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это хорошо мне льстит.

Иначе представлен Пушкин в другом замечательном портрете, написанном Василием Андреевичем Тропининым (1776 – 1857). Он был крепостным до 1824 года, когда получил звание академика портретной живописи, стал свободным (Рисунок 2), (слайд №2).

Рисунок 2

Пушкин дома, в обычной обстановке, в свободной позе. Современники Пушкина находили, что художник замечательно уловил сходство с поэтом. Интересно, почему Тропинин решил именно так изобразить Пушкина?

В 1827 году Пушкин переехал в Москву и остановился у своего друга Соболевского. К Соболевскому пришел в гости Тропинин. Потом он встретился с Пушкиным, который только что встал и вышел к гостям в утреннем просторном халате с широкими синими отворотами, надетом поверх белой рубашки с расстегнутым верхом. Белизна рубашки выделяет выразительность лица поэта.

Тропинину понравился Пушкин в этом просторном одеянии, и он сразу же начал писать портрет. Он написан широкими мазками кисти легко и свободно. В изображении Тропинина Пушкин более человечен, скромен.

Он изображен сидящим в естественной и непринужденной позе. Его руку украшает кольцо и заветный перстень. Он раскован, одухотворен, таким его можно видеть только среди друзей. Его рука покоится на раскрытой книге – это единственное, что напоминает о литературной деятельности. Твердая посадка фигуры, свободные складки одежды, гордый поворот головы и ясный прямой взгляд широко раскрытых глаз способствует передаче величия поэта, красоты его духовного мира.

Учитель: Эти два портрета дополняют друг друга, доносят до зрителя неповторимый облик певца русской земли.

Хочется обратить ваше внимание еще на один портрет Пушкина, автором которого является Петр Федорович Соколов (1791 – 1848) (Рисунок 3), (слайд №3). Его называют родоначальником акварельной живописи и прекрасным колористом. Он постиг самую сущность чрезвычайно сложной техники.

Рисунок 3

Портрет написан в нежных, приглушенных тонах, все очарование которого состоит в прозрачности краски, наложенной тонким слоем.

Поэт изображен сидящим в кресле с высокой резной спинкой. Поза спокойна, взгляд глаз выражает сосредоточенность. Видно, что внимание Пушкина обращено вовне, он не занят собой, не погружен в себя, как в портретах Тропинина и Кипренского. Он слушает кого-то и сам готов вступить в разговор, причем не блистательной шуткой или каким–либо личным признанием, а сдержанной светской репликой, ослепительно умной и тонкой. Мы знаем, что его жизнь была напряженной и трудной, а здесь мы видим его в минуты отдыха и покоя. Но от художника не ускользнули и усталое выражение лица, и скорбная складка у плотно сжатых губ. Живописное решение портрета изысканно. Внешний покой, монументальность позы и тонкость живописного решения контрастируют с внутренней напряженностью.

Учитель: - Каждый художник раскрыл по-своему внутренний мир, чувства, характер Пушкина через внешние признаки: позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения.

На сегодняшнем уроке мы попробуем нарисовать СВОЙ портрет Пушкина, то есть ПО-СВОЕМУ. Портрет не живет сам по себе, он как бы вступает в диалог с каждым из вас, как и вы, чувствует вас, хоть и не прямо, но смотрит на каждого.

Попытайтесь предать в своём портрете не только внешнее сходство, но и настроение поэта.

Можно выполнить портрет любыми материалами: акварель, гуашь, простой карандаш, фломастеры, восковые мелки.

VI. Творческая работа.

Ребята работают над созданием портрета.

Учитель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

ИТОГ. Экспресс-выставка (завершённые рисунки вывешиваются на доску). Учитель совместно с детьми подводит итог.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока искусства "Урок-вернисаж "Портрет Пушкина" (с презентацией)

Автор: Гуреева Людмила Анатольевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства