Конспект урока искусства "Урок-вернисаж "Портрет Пушкина" (с презентацией)
Конспект урока искусства "Урок-вернисаж "Портрет Пушкина" (с презентацией)
Урок-вернисаж по изобразительному искусству разработан в рамках программы по изо, УМК Б.М. Неменского, в 6 классе как один из вариантов раскрытия темы "Портрет в живописи". Разработку урока можно интерпретировать для проведения интегрированного урока изо-литература, приурочив к памятной дате рождения поэта. Целесообразно использование презентации с детскими рисунками портретов А.С. Пушкина (рисунки учащихся прошлых лет).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока искусства "Урок-вернисаж "Портрет Пушкина" (с презентацией)»
Урок искусства "Портрет Пушкина"
Автор: учитель ИЗО, МХК МБОУ «Сычёвская сош имени К.Ф.Лебединской» Гуреева Людмила Анатольевна
Цели:
Образовательные: - углубить знания о жанре портрета, полученные на уроке изобразительного искусства, его идейно-художественном своеобразии; - подготовить к изображению портрета в любой технике; - научить “читать” портрет как произведение искусства, совершенствовать навыки речевого общения.
Воспитательные: - воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; - способствовать воспитанию интереса к познанию искусства и литературы.
Развивающие: - способствовать развитию творческого воображения; - развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков; - разбудить и озарить душу ребенка.
2. Он жив! У всех душа нетленна, Но он особенно живет! (М. Кузьмин.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок – урок-вернисаж. Вернисаж – торжественное открытие выставки.
Наша задача – познакомиться портретами, А.С.Пушкина и подготовиться нарисовать портрет поэта.
III. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.
Пушкина изображала плеяда художников. Плеяда – группа выдающихся деятелей: художников, скульпторов, писателей - одной эпохи, одного направления.
Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII столетия.
Мы познакомимся с портретами Александра Сергеевича Пушкина.
В 1827 году известному русскому художнику Оресту Адамовичу Кипренскому (1782 - 1836) (Рисунок 1), (слайд №1) был заказан портрет другом Пушкина, поэтом Дельвигом (Рисунок 6). Кипренский был портретистом, который глубоко раскрывал характер человека. Он изобразил Пушкина в спокойной и сдержанной позе со скрещенными на груди руками. В легком повороте головы ощущается внутреннее движение мысли. Правдиво передан характерный внешний облик Пушкина: слегка приплюснутый нос, крупные губы, кольца вьющихся волос.
Рисунок 1
Рисунок 6
На благородном лице лежит тень грусти. В ясном взгляде глаз – творческая озаренность, вдохновение.
Сдержанные цветовые сочетания образуют тонкую гармонию – бархатистый черный тон сюртука оживлен цветным шарфом, переброшенным через плечо, а также белыми уголками воротника рубашки.
На черном сюртуке красиво выделяется изящная рука поэта. Линии фигуры и одежда создают мерный, величавый ритм. За ним, в глубине картины, в углу - бронзовая статуэтка красивой девушки, играющей на старинном инструменте. В древней Греции верили, что поэтическое вдохновение дает богиня поэзии, которую называли Музой. Изображение Музы указывает на то, что Пушкин – поэт. Во всей его фигуре, в лице чувствуется не только спокойствие, но и вдохновение.
Современникам поэта очень нравился портрет. Они считали, что поэт похож и что в портрете передан его характер.
Сам Пушкин высоко ценил портрет. После смерти Дельвига он купил его у вдовы поэта. Портрет висел в доме Пушкина, в его гостиной. Портрет является замечательным творческим достижением Кипренского. Пушкин обращается к Кипренскому в стихотворении:
Себя как в зеркале я вижу, Но это хорошо мне льстит.
Иначе представлен Пушкин в другом замечательном портрете, написанном Василием Андреевичем Тропининым (1776 – 1857). Он был крепостным до 1824 года, когда получил звание академика портретной живописи, стал свободным (Рисунок 2), (слайд №2).
Рисунок 2
Пушкин дома, в обычной обстановке, в свободной позе. Современники Пушкина находили, что художник замечательно уловил сходство с поэтом. Интересно, почему Тропинин решил именно так изобразить Пушкина?
В 1827 году Пушкин переехал в Москву и остановился у своего друга Соболевского. К Соболевскому пришел в гости Тропинин. Потом он встретился с Пушкиным, который только что встал и вышел к гостям в утреннем просторном халате с широкими синими отворотами, надетом поверх белой рубашки с расстегнутым верхом. Белизна рубашки выделяет выразительность лица поэта.
Тропинину понравился Пушкин в этом просторном одеянии, и он сразу же начал писать портрет. Он написан широкими мазками кисти легко и свободно. В изображении Тропинина Пушкин более человечен, скромен.
Он изображен сидящим в естественной и непринужденной позе. Его руку украшает кольцо и заветный перстень. Он раскован, одухотворен, таким его можно видеть только среди друзей. Его рука покоится на раскрытой книге – это единственное, что напоминает о литературной деятельности. Твердая посадка фигуры, свободные складки одежды, гордый поворот головы и ясный прямой взгляд широко раскрытых глаз способствует передаче величия поэта, красоты его духовного мира.
Учитель: Эти два портрета дополняют друг друга, доносят до зрителя неповторимый облик певца русской земли.
Хочется обратить ваше внимание еще на один портрет Пушкина, автором которого является Петр Федорович Соколов (1791 – 1848) (Рисунок3), (слайд №3). Его называют родоначальником акварельной живописи и прекрасным колористом. Он постиг самую сущность чрезвычайно сложной техники.
Рисунок3
Портрет написан в нежных, приглушенных тонах, все очарование которого состоит в прозрачности краски, наложенной тонким слоем.
Поэт изображен сидящим в кресле с высокой резной спинкой. Поза спокойна, взгляд глаз выражает сосредоточенность. Видно, что внимание Пушкина обращено вовне, он не занят собой, не погружен в себя, как в портретах Тропинина и Кипренского. Он слушает кого-то и сам готов вступить в разговор, причем не блистательной шуткой или каким–либо личным признанием, а сдержанной светской репликой, ослепительно умной и тонкой. Мы знаем, что его жизнь была напряженной и трудной, а здесь мы видим его в минуты отдыха и покоя. Но от художника не ускользнули и усталое выражение лица, и скорбная складка у плотно сжатых губ. Живописное решение портрета изысканно. Внешний покой, монументальность позы и тонкость живописного решения контрастируют с внутренней напряженностью.
Учитель: - Каждый художник раскрыл по-своему внутренний мир, чувства, характер Пушкина через внешние признаки: позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения.
На сегодняшнем уроке мы попробуем нарисовать СВОЙ портрет Пушкина, то есть ПО-СВОЕМУ. Портрет не живет сам по себе, он как бы вступает в диалог с каждым из вас, как и вы, чувствует вас, хоть и не прямо, но смотрит на каждого.
Попытайтесь предать в своём портрете не только внешнее сходство, но и настроение поэта.
Можно выполнить портрет любыми материалами: акварель, гуашь, простой карандаш, фломастеры, восковые мелки.
VI. Творческая работа.
Ребята работают над созданием портрета.
Учитель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.
ИТОГ. Экспресс-выставка (завершённые рисунки вывешиваются на доску). Учитель совместно с детьми подводит итог.