kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-беседы (пролонгированный тип – начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-беседы "Волшебные краски Густава Климта" для учащихся 7 класса. Данный урок - начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров». Занятия творческим копированием (свободным, импровизационным) образцов изобразительного искусства - это уроки и другие занятия, где возможны интерпретация и фантазия на тему произведений понравившегося мастера. Ученик будет  извлекать свой урок  через повторение произведения, а также через художественное осмысление, выбор наиболее интересного мотива, творческое освоение и декоративное прорабатывание какой-либо пластической или колористической идеи. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-беседы (пролонгированный тип – начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров») »

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «Санаторная школа-интернат № 2»

Учитель - ЗАЙЦЕВА Лариса Петровна

Класс - 7

Предмет - «Изобразительное искусство».


Тема учебного занятия: «Волшебные краски Густава Климта».

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Тип учебного занятия: урок-беседа (пролонгированный тип – начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров»).


Цель: Приобщение школьников к художественной культуре.

Задачи:

1. Обучать учащихся воспринимать художественные произведения сложной композиции и колорита;

2. Развивать эмоциональное восприятие красоты окружающей действительности, используя произведения художника;

3. Развивать художественно-образное мышление и аналитическое восприятие произведений;

4. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Оборудование: учебный класс с персональными компьютерами (ПК), информационный материал к уроку.

Дидактические материалы к учебному занятию: Слайд-фильм: «Волшебные краски Густава Климта».

Форма урока: Репродуктивно-эвристическая беседа.

Структура урока:

1. Оргмомент – 2 минуты (настрой, инструктаж).

2. Беседа по основному материалу урока:

а) вводная информация − 5 минут;

б) демонстрация материала (20 слайдов) - 30 мин. (просмотр − около20 минут, 1 слайд 1 -1,5 минуты).

3. Живая речь учителя − около 10 минут (трансляция информации параллельно с показом видео ряда):

а) монолог учителя по ходу фильма − около 3 минут;

б) диалог учащихся с учителем в процессе демонстрации − около 7 минут.

4 Обобщение - 3 мин (информационно-обобщающий монолог учителя после показа и беседы).

5. Установка на следующий урок − 3 мин (инструктаж задание на поисковую работу).

6. Итог урока, оргмомент, уточнения, завершение урока − 2 мин.

Дидактический метод: Монолог учителя. Эмоционально-эвристический диалог учителя с учащимися.

Используемые цифровые образовательные ресурсы:

1. При наличии одного ПК, работа в режиме медиа-проекции на большой экран.

2. При работе в специально оборудованном кабинете – работа с ПК на рабочем месте.


Ход учебного занятия


1. Этап учебного занятия: Организационный момент

Время: 2 минуты

Цели:

  • настроить на восприятие визуальной информации;

  • создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;

  • настроить учащихся на работу в режиме общения;

  • инструкция по организации работы на уроке с использованием компьютера.

Компетенции:

  • знание управления ПК в режиме «пользователя»;

  • знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Инструктаж о ходе работы с ПК на уроке.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Выслушивают инструктаж


2. Этап учебного занятия - вводная информация.

Время: 5 минут

Цели:

  • раскрыть суть стиля, характерного для художника;

  • настроить учащихся на эмоциональное восприятие произведений.

Компетенции: усвоение понятий − «манера», «стиль», «модерн», «колорит», «композиция», «декор» (раскрытие понятий в приложении).

Методы: репродуктивная беседа (трансляция).

Форма: работа с коллективом всего класса.

Используемые ЦОР: нет.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Рассказ о биографии и работе художника.

2. Информация о времени, в котором жил художник.

3. Охарактеризовать эпоху и культуру того времени.

4. Вопросы к учащимся: раскрыть понятия - «манера», «стиль», «модерн», «колорит», «композиция», «декор» (в процессе демонстрации слайдов они уточняются).

5. Во время беседы опора осуществляется на знания учащихся из области истории и искусства.

Учащиеся внимательно воспринимают информацию.

При возникновении ситуации диалога, активно принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.




3. Этап учебного занятия - живая речь учителя (в контексте демонстрации слайдов).


Время: общее − 30 минут, активный показ суммарно − 20 – 25 минут (1 слайд примерно 1 – 1,5 минуты)

Цель:

  • знакомство с произведениями художника;

  • визуальное усвоение стиля, характерного для художника;

  • осуществить настройку учащихся на эмоциональное восприятие произведений.

Компетенции:

визуально-практическое усвоение понятий, эмоциональное восприятие.

Методы:

демонстрация визуального ряда.

Форма: работа с коллективом всего класса.

Используемые ЦОР: слайд-фильм на цифровых носителях.

1й вариант - использование индивидуальных ПК в компьютерном классе,

2-й вариант - использование аудиторной демонстрационной техники на основе ПК.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3а. Демонстрация.

1. Активизация деятельности учителя,

2. управление педпроцессом


Эмоционально-активное восприятие

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3б. Трансляция содержания урока.

1. монолог во время показа, по завершении;

2. вовлечение в диалог учащихся, используя эмоциональность восприятия учащимися.


Активное участие, ответы на вопросы педагога, высказывание собственных суждений

Работа в режиме демонстрации слайд-фильма.

(содержание вербальной части урока)


Знакомство с произведениями любимого художника


А) Биография Густава Климта


  • Жизнь

  • Австрия

  • Творчество

  • Стили, тенденции.

  • Современность того времени.

  • Стиль – «Модерн» (о стиле)



Б) Просмотр фильма.

В слайд-фильме использованы фрагменты эссе о Густаве Климте Александра Уланова, талантливого поэта и прозаика, переводчика, опубликованное в литературном журнале «Textonly».


  • Демонстрация

  • Чтение, монолог, диалог

  • Активное восприятие образа и рефлексивная беседа по каждой картине:

− вопросы к учащимся (в таблице визуального ряда),

− диалоги (произвольные, по ходу просмотра)…


В) Аналитический блок урока


  • Рефлексия уч-ся по целостному восприятию фильма (общее впечатление каждого)

  • Итог урока для учащихся.


Г) Раскрытие задачи к последующим урокам


  • О творческом копировании.


Занятия творческим копированием (свободным, импровизационным) образцов изобразительного искусства - это уроки и другие занятия, где возможны интерпретация и фантазия на тему произведений понравившегося мастера. Ученик будет извлекать свой урок через повторение произведения, а также через художественное осмысление, выбор наиболее интересного мотива, творческое освоение и декоративное прорабатывание какой-либо пластической или колористической идеи;




    • Творческое задание


поиск в «Интернет» и библиотеке материала, необходимого для следующего урока, о творчестве Густава Климта или о творчестве других художников. Подготовить сообщение. Набрать визуальный материал (репродукции, необходимые для копирования).


Работа в режиме демонстрации слайд-фильма.

(Содержание визуального ряда урока)


А) Биография.


1 -2 слайды Портрет

  • Беседа о художнике (монолог учителя)




Б) 3 – 9 слайды Пейзаж


3.Берёзовый лес (рыжий колорит)

4 - 5

  • Парк в Шёнбруне (зелёный колорит)

  • Сад на холме (серебристо-хрустальный колорит)

6. Деревянный дом на озере Аттер (золотистый колорит)

7 – 8.

  • Подсолнухи (серебристо-мерцающий колорит)

  • Яблоня (серебристо-зеленоватый колорит)

9. Пейзаж с кипарисами (воздушно-мерцающее серебро и зелень)

  • Декоративность цвета и форм

  • Реализм при декоративности и символизме

  • Жизнеутверждение


Вопросы к учащимся:

    • какие ассоциации возникают у вас при просмотре пейзажей?

    • какие изобразительные средства применяет художник для создания определённого настроения?

    • что характерно для пейзажей Густава Климта (идея – человек может познать себя только в природе, формат, колорит, манера)?


В) Человек и отношение к миру


  • Портрет

  • Человек как символ прекрасного

  • Философские мысли о бытие


10. Ожидание

11. Портрет Фризы Лидер

12. Портрет Адель Блох-Бауер

13. Поцелуй

14 – 15.

  • Поцелуй (фрагмент)

  • Женский портрет (Эмилия Флоге.?)

16. Водяные змеи

17 -18

  • Водяные змеи -2

  • Русалки (серебряные рыбы)

19. Ожидание

20. Исполнение


Вопросы к учащимся:

  • какое из увиденных произведений вам понравилось и чем?

  • что характерно для портретов Густава Климта (приёмы, колорит, композиция)?



Г. Символизм отражённого мира

21. Смерть и жизнь

22 – 23.

  • Дерево любви

  • Искусства: Хор ангелов Рая

Вопросы к учащимся:

  • в чём отличие изображения человека в портретах от изображения человека в символических и аллегорических полотнах?

  • перечислите ряд особенностей, отличающих зрелые произведения Густава Климта?


24. Фрагмент Завершение: Обобщение об искусстве Г.Климта.

Д. Завершение: обобщение - об искусстве Г.Климта

Вопросы к учащимся:

  • зачем я познакомила вас с творчеством этого мастера?

  • почему Густав Климт (редко покидавший пределы не только Австрии, но и родной Вены) стал законодателем мод в мировой живописи начала XX века?

  • каковы отличительные черты живописной своеобразной манеры этого художника?

  • чем вам интересен Густав Климт?




4. Этап учебного занятия: Рефлексия

Время: 3-5 минут

Цель: Обратная связь, анализ степени усвоения материала урока. Определение результата урока.

Компетенции: Умение вести диалог. Степень передачи эмоционального личного отношения к учебному материалу.

Методы: рефлексия

Форма: взаимодействие

Используемые цифровые ресурсы: слайд - фильм (вариант демонстрации 1 или 2)


5.Этап учебного занятия Заключительное слово учителя, подведение итогов, творческое задание.

Время: 2 – 4 минуты

Цель:

  • подведение итогов проверки знаний;

  • сообщение домашнего творческого задания:1. Поиск в «Интернет» и библиотеке материала о творчестве Густава Климта или о творчестве других художников (необязательно – модернистов), произведения которых заинтересуют учащихся. Например: Альфонс Муха, Винсент Ван Гог, Василий Кандинский, Михаил Врубель, Марк Шагал, Аристарх Лентулов (интересны для творческого копирования); 2. Подготовить сообщение; 3. Набрать визуальный материал (литература, репродукции или фрагменты произведений, необходимые для копирования).

Компетенции: усвоить требования к творческому заданию и осознать необходимый объем домашнего задания.

Методы: репродуктивно-объяснительный и демонстрация.

Форма: фронтальная

Используемые цифровые ресурсы: использование ПК (при выполнении домашнего задания – необязательно).


Примечание:

1. Занятия творческим копированием (свободным, импровизационным) образцов изобразительного искусства - это уроки и другие занятия, где возможны интерпретация и фантазия на тему произведений понравившегося мастера. Ученик будет извлекать свой урок через повторение произведения, а также через художественное осмысление, выбор наиболее интересного мотива, творческое освоение и декоративное прорабатывание какой-либо пластической или колористической идеи;

2. Творческо-поисковые задания к этим урокам дают высокий дидактический момент для развития, именно, креативности и расширяют эстетическое отношение к окружающему миру через концентрацию внимания на прекрасном.


Приложение

Словарь:


Манера (от франц. maniere) – способ что-нибудь делать (технические или стилистические приёмы творчества).

Стиль (от франц. style) – совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления (романский стиль, готика, классицизм и т.д.), индивидуальной манеры художника в отношении идейного содержания и художественной формы. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра.

Модерн (от франц. moderne – новейший, современный) – направление в изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 – начала 20 в., противопоставлявшее себя эклектическому искусству своих предшественников.

Модернизм = авангардизм.

Композиция (от лат.compositio – составление) – произведение (музыки, живописи и т. п.), имеющее определённое построение, единство.

Декор (от франц. décor) – совокупность, система украшений сооружения или изделия.

Декоративный (от франц. dekoratif из лат. dekorare – украшать) 1. Служащий для украшения чего – либо. 2. Живописный, картинный, нарядный.

Колорит (от итал. colorito из лат. color – цвет).1. Сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определённое единство картины, цветной гравюры, фрески и т.п. 2. Цвет, оттенок цвета; преобладающий цвет чего – либо.


Литература:

  1. Натаниэл Харрис « Жизнь и творчество. Климт.». Москва, Спика, 1995г.

  2. « Художественная галерея. Климт.» №44, 2005г.

  3. Михаил Киселёв, Дмитрий Яковлев «Символизм и модернизм. Проблема стиля». «Искусство» (Приложение к газете «Первое сентября»), №28,1999г.




6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зайцева Лариса Петровна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218299

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства