Конспект урока-беседы (пролонгированный тип – начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров»)
Конспект урока-беседы (пролонгированный тип – начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров»)
Конспект урока-беседы "Волшебные краски Густава Климта" для учащихся 7 класса. Данный урок - начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров». Занятия творческим копированием (свободным, импровизационным) образцов изобразительного искусства - это уроки и другие занятия, где возможны интерпретация и фантазия на тему произведений понравившегося мастера. Ученик будет извлекать свой урок через повторение произведения, а также через художественное осмысление, выбор наиболее интересного мотива, творческое освоение и декоративное прорабатывание какой-либо пластической или колористической идеи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-беседы (пролонгированный тип – начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров») »
Конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «Санаторная школа-интернат № 2»
Учитель - ЗАЙЦЕВА Лариса Петровна
Класс -7
Предмет - «Изобразительное искусство».
Тема учебного занятия: «Волшебные краски Густава Климта».
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Тип учебного занятия: урок-беседа (пролонгированный тип – начальный урок из блока уроков творческого копирования «Учимся у мастеров»).
Цель: Приобщение школьников к художественной культуре.
Задачи:
1. Обучать учащихся воспринимать художественные произведения сложной композиции и колорита;
2. Развивать эмоциональное восприятие красоты окружающей действительности, используя произведения художника;
3. Развивать художественно-образное мышление и аналитическое восприятие произведений;
4. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Оборудование: учебный класс с персональными компьютерами (ПК), информационный материал к уроку.
Дидактические материалы к учебному занятию: Слайд-фильм: «Волшебные краски Густава Климта».
3. Охарактеризовать эпоху и культуру того времени.
4. Вопросы к учащимся: раскрыть понятия - «манера», «стиль», «модерн», «колорит», «композиция», «декор» (в процессе демонстрации слайдов они уточняются).
5. Во время беседы опора осуществляется на знания учащихся из области истории и искусства.
Учащиеся внимательно воспринимают информацию.
При возникновении ситуации диалога, активно принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.
3. Этап учебного занятия - живая речь учителя (в контексте демонстрации слайдов).
Время: общее − 30 минут, активный показ суммарно − 20 – 25 минут (1 слайд примерно 1 – 1,5 минуты)
Цель:
знакомство с произведениями художника;
визуальное усвоение стиля, характерного для художника;
осуществить настройку учащихся на эмоциональное восприятие произведений.
Используемые ЦОР: слайд-фильм на цифровых носителях.
1й вариант - использование индивидуальных ПК в компьютерном классе,
2-й вариант - использование аудиторной демонстрационной техники на основе ПК.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
3а. Демонстрация.
1. Активизация деятельности учителя,
2. управление педпроцессом
Эмоционально-активное восприятие
Деятельность учителя
Деятельность ученика
3б. Трансляция содержания урока.
1. монолог во время показа, по завершении;
2. вовлечение в диалог учащихся, используя эмоциональность восприятия учащимися.
Активное участие, ответы на вопросы педагога, высказывание собственных суждений
Работа в режиме демонстрации слайд-фильма.
(содержание вербальной части урока)
Знакомство с произведениями любимого художника
А) Биография Густава Климта
Жизнь
Австрия
Творчество
Стили, тенденции.
Современность того времени.
Стиль – «Модерн» (о стиле)
Б) Просмотр фильма.
В слайд-фильме использованы фрагменты эссе о Густаве Климте Александра Уланова, талантливого поэта и прозаика, переводчика, опубликованное в литературном журнале «Textonly».
Демонстрация
Чтение, монолог, диалог
Активное восприятие образа и рефлексивная беседа по каждой картине:
− вопросы к учащимся (в таблице визуального ряда),
− диалоги (произвольные, по ходу просмотра)…
В) Аналитический блок урока
Рефлексия уч-ся по целостному восприятию фильма (общее впечатление каждого)
Итог урока для учащихся.
Г) Раскрытие задачи к последующим урокам
О творческом копировании.
Занятия творческим копированием (свободным, импровизационным) образцов изобразительного искусства - это уроки и другие занятия, где возможны интерпретация и фантазия на тему произведений понравившегося мастера. Ученик будет извлекать свой урок через повторение произведения, а также через художественное осмысление, выбор наиболее интересного мотива, творческое освоение и декоративное прорабатывание какой-либо пластической или колористической идеи;
Творческое задание
поиск в «Интернет» и библиотеке материала, необходимого для следующего урока, о творчестве Густава Климта или о творчестве других художников. Подготовить сообщение. Набрать визуальный материал (репродукции, необходимые для копирования).
Работа в режиме демонстрации слайд-фильма.
(Содержание визуального ряда урока)
А) Биография.
1 -2 слайды Портрет
Беседа о художнике (монолог учителя)
Б) 3 – 9 слайды Пейзаж
3.Берёзовый лес (рыжий колорит)
4 - 5
Парк в Шёнбруне (зелёный колорит)
Сад на холме (серебристо-хрустальный колорит)
6. Деревянный дом на озере Аттер (золотистый колорит)
7 – 8.
Подсолнухи (серебристо-мерцающий колорит)
Яблоня (серебристо-зеленоватый колорит)
9. Пейзаж с кипарисами (воздушно-мерцающее серебро и зелень)
Декоративность цвета и форм
Реализм при декоративности и символизме
Жизнеутверждение
Вопросы к учащимся:
какие ассоциации возникают у вас при просмотре пейзажей?
какие изобразительные средства применяет художник для создания определённого настроения?
что характерно для пейзажей Густава Климта (идея – человек может познать себя только в природе, формат, колорит, манера)?
В) Человек и отношение к миру
Портрет
Человек как символ прекрасного
Философские мысли о бытие
10. Ожидание
11. Портрет Фризы Лидер
12. Портрет Адель Блох-Бауер
13. Поцелуй
14 – 15.
Поцелуй (фрагмент)
Женский портрет (Эмилия Флоге.?)
16. Водяные змеи
17 -18
Водяные змеи -2
Русалки (серебряные рыбы)
19. Ожидание
20. Исполнение
Вопросы к учащимся:
какое из увиденных произведений вам понравилось и чем?
что характерно для портретов Густава Климта (приёмы, колорит, композиция)?
Г. Символизм отражённого мира
21. Смерть и жизнь
22 – 23.
Дерево любви
Искусства: Хор ангелов Рая
Вопросы к учащимся:
в чём отличие изображения человека в портретах от изображения человека в символических и аллегорических полотнах?
перечислите ряд особенностей, отличающих зрелые произведения Густава Климта?
24. Фрагмент Завершение: Обобщение об искусстве Г.Климта.
Д. Завершение: обобщение - об искусстве Г.Климта
Вопросы к учащимся:
зачем я познакомила вас с творчеством этого мастера?
почему Густав Климт (редко покидавший пределы не только Австрии, но и родной Вены) стал законодателем мод в мировой живописи начала XX века?
каковы отличительные черты живописной своеобразной манеры этого художника?
чем вам интересен Густав Климт?
4. Этап учебного занятия: Рефлексия
Время: 3-5 минут
Цель: Обратная связь, анализ степени усвоения материала урока. Определение результата урока.
Компетенции: Умение вести диалог. Степень передачи эмоционального личного отношения к учебному материалу.
Методы: рефлексия
Форма: взаимодействие
Используемые цифровые ресурсы: слайд - фильм (вариант демонстрации 1 или 2)
5.Этап учебного занятия Заключительное слово учителя, подведение итогов, творческое задание.
Время: 2 – 4 минуты
Цель:
подведение итогов проверки знаний;
сообщение домашнего творческого задания:1. Поиск в «Интернет» и библиотеке материала о творчестве Густава Климта или о творчестве других художников (необязательно – модернистов), произведения которых заинтересуют учащихся. Например: Альфонс Муха, Винсент Ван Гог, Василий Кандинский, Михаил Врубель, Марк Шагал, Аристарх Лентулов (интересны для творческого копирования); 2. Подготовить сообщение; 3. Набрать визуальный материал (литература, репродукции или фрагменты произведений, необходимые для копирования).
Компетенции: усвоить требования к творческому заданию и осознать необходимый объем домашнего задания.
Методы: репродуктивно-объяснительный и демонстрация.
Форма: фронтальная
Используемые цифровые ресурсы: использование ПК (при выполнении домашнего задания – необязательно).
Примечание:
1. Занятия творческим копированием (свободным, импровизационным) образцов изобразительного искусства - это уроки и другие занятия, где возможны интерпретация и фантазия на тему произведений понравившегося мастера. Ученик будет извлекать свой урок через повторение произведения, а также через художественное осмысление, выбор наиболее интересного мотива, творческое освоение и декоративное прорабатывание какой-либо пластической или колористической идеи;
2. Творческо-поисковые задания к этим урокам дают высокий дидактический момент для развития, именно, креативности и расширяют эстетическое отношение к окружающему миру через концентрацию внимания на прекрасном.
Приложение
Словарь:
Манера (от франц. maniere) – способ что-нибудь делать (технические или стилистические приёмы творчества).
Стиль (от франц. style) – совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления (романский стиль, готика, классицизм и т.д.), индивидуальной манеры художника в отношении идейного содержания и художественной формы. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра.
Модерн (от франц. moderne – новейший, современный) – направление в изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 – начала 20 в., противопоставлявшее себя эклектическому искусству своих предшественников.
Модернизм = авангардизм.
Композиция (от лат.compositio – составление) – произведение (музыки, живописи и т. п.), имеющее определённое построение, единство.
Декор (от франц. décor) – совокупность, система украшений сооружения или изделия.
Декоративный (от франц. dekoratif из лат. dekorare – украшать) 1. Служащий для украшения чего – либо. 2. Живописный, картинный, нарядный.
Колорит (от итал. colorito из лат. color – цвет).1. Сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определённое единство картины, цветной гравюры, фрески и т.п. 2. Цвет, оттенок цвета; преобладающий цвет чего – либо.
Литература:
Натаниэл Харрис « Жизнь и творчество. Климт.». Москва, Спика, 1995г.
« Художественная галерея. Климт.» №44, 2005г.
Михаил Киселёв, Дмитрий Яковлев «Символизм и модернизм. Проблема стиля». «Искусство» (Приложение к газете «Первое сентября»), №28,1999г.