Педагог: Добрый день ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним нетрадиционным методом рисования это «Граттаж». Рисовать мы сегодня будем космос. Прежде чем мы начнем, я проведу вам инструктаж по технике безопасности.
Соблюдайте порядок на рабочем месте
Всегда работайте в нарукавниках или в фартуках
Не бегайте по кабинету
Во время работы на столе не должно быть ни каких посторонних предметов кроме тех с которыми вы работаете
Не трогайте розетки, выключатели, электроприборы
Аккуратно работайте с красками, тушью, со свечкой
После окончания работы убирайте свое рабочее место, помойте руки с мылом
2. Знакомство с новой темой.(10 мин.)
Педагог: Ребята, что такое «Граттаж»? Кто из вас видел картины выполнены в технике «Граттаж»?(Ответы детей). Сейчас я вам расскажу что такое «Граттаж» и от куда он появился. Слово «Граттаж» произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Применяет его также литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, но у нас с вами будет не картон а плотная бумага. Для того чтобы процарапать картину, вам надо свой лист бумаги покрыть разными цветами краски, дать высохнуть листу, далее берете восковую свечку и плотно натираете поверхность своего рисунка. Как только вы покрыли свечой, берете кисть макаете в черную тушь и макаете в мыло. Вы спросите почему в мыло? Потому что если кисть не обмакивать в мыло тушь на вашем листе свернется, она не будет покрывать всю поверхность, а мыло дает сцепление между воском и тушью. Далее когда ваш рисунок высохнет после туши, вы берете острую шпажку и начинаете процарапывать ваш лист бумаги и под слоем туши вы увидите ваши яркие, сочные цвета.
3. Демонстрация и обсуждение презентационного материала (10 мин)
Педагог: Сейчас я вас прошу обратить внимание на экран компьютера и посмотреть какие же картины можно рисовать в этой технике. Так как у нас сегодня с вами тема "Космос" я подобрала картины как раз на эту тему. Обратите внимание на штриховку, на плавность линий переходящие друг в друга, на цветовую гамму.
4. Демонстрация готовых работ в технике «Граттаж» (15 мин.)
Педагог: Ребята я вам принесла работы в технике «Граттаж» посмотрите пожалуйста. Работы выполнены детьми 6-8 лет. Эта техника очень легкая, ее любят как дети, так и взрослые. Обратите внимания что на всех картинах была правильно натерта свеча, так как если пропустить один момент на листе, то это место процарапываться не будет, поэтому будьте внимательны при работе со свечой. Я надеюсь, что эта информация пригодится вам в последующей работе.
5. Физкультминутка. Гимнастика на улице для общего физического развития (10 мин.)
Педагог: Я вижу что вы все устали, давайте сделаем перерыв, но перерыв полезный. Пойдемте на улицу и немного поиграем.
Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку, (Ходьба на месте.)
Левая, правая,
Бегая, плавая, (Бег, имитация движения руками «брасс».)
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми. (Руки за голову, прогнуться.)
На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки.)
Руки к солнцу. Улыбайтесь! (Руки поднять в стороны, вверх.)
Потянулись, наклонились (Руки на поясе, наклон вперед.)
Педагог: Ребята сейчас мы с вами перейдем к практической части нашего занятия. Тему космос я выбрала для вас не зря. Так как космос это необъятное пространство для воображения и мышления, для полета фантазии в цветовую гамму. Давайте подумаем с какими же цветами у вас ассоциируется космос? Денис, ответь мне пожалуйста с какими цветами или сочетанием цветов у тебя представляется космос?
Денис: Синий, фиолетовый, розовый с синим, белый
Педагог: Спасибо большое, ребята возьмите на заметку. А у тебя Алена с чем ассоциируется?
Алена: У меня с чем то воздушным и сказочным, с розовым, желтым, светло- голубым
Педагог: Спасибо Алена, ребята, а почему бы вам не соединить все эти цвета на вашем листе бумаги. Давайте откроим наши краски, возьмем самые яркие, сочные цвета и покроим наш белый лист. (Дети приступают к выполнению эскиза).
Педагог: Дети, пока вы рисуете я вам включу космическую музыку, надеюсь она вас подтолкнет на что то яркое, волшебное, чувственное. Я вижу что вы уже покрыли свои листы красками, давайте пока их оставим высыхать и сделаем зарядку для глаз
Ах, как долго мы рисовали
Ах, как долго мы рисовали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Педагог: Ну вот, как раз у вас высохли рисунки и можно приступать к натиранию свечой.(Дети начинают натирать лист свечкой). Молодцы ребята у вас все получается! Теперь осталось покрыть поверхность последним слоем - тушь с мылом. Пожалуйста аккуратно обращайтесь с тушью, внимательно смотрите за своими руками. И не в коем случае не трогайте глаза, так как на пальцах у вас может быть мыло.
7. Подведение итогов занятия.(5 мин.)
Педагог: Дорогие мои ребята, на сегодняшний день урок подходит к концу. Давайте закроим все краски, тушь, помоем кисточки в наших стаканчиках, уберем работы в шкафы.И все дружно пойдем мыть руки. Надеюсь вы запомнили информацию про«Граттаж». Я думаю на следующем занятии вы воплотите свою фантазию на листе бумаги, у вас все получится. Мне было приятно проводить этот урок, всем спасибо за внимание, понимание.