kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия "Многоцветье дымки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого занятия по декоративно-прикладному искусству. Возраст детей от 10 лет.  Цель занятия: продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Многоцветье дымки"»












Конспект открытого занятия на тему:





















Тема: «Многоцветье дымки»



Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.


Задачи:

Обучающая: познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать любовь к искусству народных мастеров.


Форма проведения занятия: практическое занятие


Методы и приемы, применяемые на занятии:

  • Словесные – беседа, рассказ;

  • Практические – выполнение творческого задания;

  • Интерактивные – показ презентации и видео, методы эмоционального стимулирования;

  • Наглядный – демонстрация слайдов, предметов декоративного творчества.


Материалы и оборудование:

Для педагога:

  • Ноутбук

  • М/медийная презентация

  • Проектор

  • Экран

  • Видео «Изготовление дымковской игрушки», «Дымково»

  • Презентации «Кроссворд» «Дымковские игрушки»

  • Дымковские игрушки

Для обучающихся: (по количеству детей)

  • Фигурки барыни

  • Краски

  • Кисточки

  • Баночка с водой

  • Фигурки (красная, зелёная, синяя)

  • Клей




I.Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

От вашей улыбки стало светлее, а может   быть  и  от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки. ( В руках у педагога две дымковские игрушки)

Ребята, вы знаете, что это за игрушки? (Ответ детей)

Правильно, это знаменитые на весь мир дымковские игрушки, и сегодня на занятии мы познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка «Дымково»)

II. Основная часть.

Издавна славится наша Родина своими мастерами. Где бы мы ни были - везде встретим мастеров умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. И сегодня мы отправимся в один из них - слободу Дымково. (Видео «Дымково»)

Педагог:

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья». Как вы думаете, почему так назывался праздник? (предположения детей)

Педагог: Да назывался он так, потому что, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек-игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

(Звучит музыка «Дымковские игрушки»)

Весной река Вятка разливалась и заливала залежи глины. Листочки и травы под водой перегнивали, и глина становилась жирной и пластичной: раздавишь в кулачке кусочек и не одной трещинки! Вот из такой глины лепили дымковские мастерицы забавную игрушку. Ребята, как вы думайте, почему я сказала «мастерицы», а не мастера? (Ответ детей)

Педагог: Да, мужчины села Дымково, как правило, уезжали на долгосрочные заработки в другие губернии, так как в Вятской области не было своих фабрик и заводов. Причём заработки не всегда были удачными, вот и получается, что игрушка кормила слободской люд.

После высыхания игрушку обжигали в печи для прочности. А потом окунали в жидкий мел, разведённый на снятом молоке — молоко служило закрепителем. По нарядному белому фону выводили сочные яркие росписи. Краску разводили рыбным клеем — благо, рыбы в реке было много! Так изготавливались игрушки полтысячи лет назад. Давайте посмотрим, как это происходит сегодня. (Видео «Изготовление дымковской игрушки)

Педагог: Нарядна дымковская игрушка! (Показ презентации. Звучит музыка)

В ней могут присутствовать более 10 цветов и оттенков. Все цвета радуги.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, 

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично –

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах….

Педагог: Вы видите, что здесь много красного цвета, а красный цвет – праздничный цвет. Он выражает торжественность, означает уважение и почет. Во многих странах и сейчас сохраняется традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Издавна на Руси считался самым красивым цветом – красный цвет.

Много здесь и желтого, который очень близок к оранжевому цвету. Оба эти цвета напоминают солнечный свет, который пробуждает в нас энергию, радость, творческий подъем, символизирует богатство.

Присутствует здесь и зеленый цвет, цвет самой природы, цвет жизни и гармонии.

Как правило, роспись выполняется в такой последовательности:

У фигурок барынь, кормилец, кавалеров головные уборы и одежда имеют один яркий цвет.

Широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.

На белом лице рисуют круглые красные пятна щёк и рта, черные дужки бровей над точками глазками.

Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.

Уши, копытца зверей, клювы, гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Расписанную игрушку украшают листочками сусального золота. (Слайд 5)

Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

III. Практическая часть.

Педагог: Ребята мы с вами узнали, как расписывают дымковскую игрушку. А какую игрушку мы будем сегодня украшать, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. (Презентация «Кроссворд»)

Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).

-Из чего лепят игрушки? (глина).

-Ребята, каким узором украшали  мастера свои игрушки? Как называются эти фигуры в математике? (геометрическим).

- А кто мне поможет вспомнить, как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).

-Ребята давайте вспомним, какой  праздник проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

На слайде высвечивается слово барыня. Ребята  предлагаю вам расписать фигурку барыни.

IV. Подведение итогов.

Педагог: Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные фигурки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите фигурку, соответствующую вашему настроению, ниже ваших работ.

(Дети отражают свое настроение при помощи фигурок.)

- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться. Наше путешествие закончилось, и пора попрощаться.  До свидания, ребята.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого занятия "Многоцветье дымки"

Автор: Кашина Мария Николвевна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257382

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства