Конспект открытого урока ИЗО в 5 классе по теме "Геральдика. О чём рассказывают гербы и эмблемы"
Конспект открытого урока ИЗО в 5 классе по теме "Геральдика. О чём рассказывают гербы и эмблемы"
Несколько лет назад я принимала участие в районном конкурсе "Герб нашего района", в котором победила и стала автором идеи герба Шенталинского района. При подготовке урока в 5 классе по теме "Геральдика. О чём рассказывают гербы и эмблемы" я решила собрать интересный материал о нашем районе в буклет, а на обложке этого буклета должен быть герб района, выполненный пятиклассниками в технике "аппликация". Ребятам урок понравился. Каждый ушёл с урока с буклетом "Мы живём в Шенталинском районе". У некотрых детей в буклетах был материал районной газеты "Шенталинские вести" об их родителях. Следующий урок мы посвятили обсуждению материалов буклета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока ИЗО в 5 классе по теме "Геральдика. О чём рассказывают гербы и эмблемы" »
ГБОУ ООШ с. Каменка
Учитель музыки и ИЗО Михайлова Елена Николаевна
Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: Геральдика. О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Дата проведения: 17 апреля 2014 года
Цель: формирование коммуникативной компетентности обучающихся в художественно-познавательной и художественно практической деятельности.
Задачи:
-продолжить формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере герба и эмблем;
-развивать ассоциативно - образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;
- выполнить герб муниципального района Шенталинский, используя аппликацию;
-воспитывать любовь к истории родного края.
Оборудование:
- элементы герба: щит, листья, солнце и лучи, вода, колос;
-клей, белая бумага, салфетки;
- заготовки буклетов.
Личностные результаты: развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира.
Метапредметные результаты: умение оценивать свой творческий результат.
Предметные результаты: умение осуществлять работу в определённой последовательности
Предварительная работа: изготовление элементов герба муниципального района Шенталинский из цветной бумаги.
Продукт урока: буклет о муниципальном районе Шенталинский.(Материал буклета готовится заранее. В буклет вошли следующие материалы: история Шенталинского района, история создания герба Шенталинского района, известные люди Шенталинского района, об авторе герба Шенталинскго района, об авторе гимна Шенталинскго районна).
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодняшний урок хочу начать с истории легендарного вождя индейцев Гайавата.
Мудро правил Гайавата своим народом, научил их выращивать хлеб, строить лодки, а для того, чтобы передать свои знания потомкам, придумал и свою письменность.
И на гладкой на бересте,
Много сделал тайных знаков:
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую.
Для небес - дугу над нею.
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа.
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в небе - время ночи.
А волнистые полоски-
Тучу, дождь и непогоду.
След, направленный к вигваму,
Был здесь знаком приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки, грозно поднятые кверху-
Знаком гнева и угрозы.
Этими знаками и мы часто пользуемся в своих рисунках.
Встречаются ли в современном мире такие знаки - символы, которые заменяют слова или целые предложения? Наша жизнь наполнена символами и знаками. Мы точно знаем, что машина с красным знаком-крестом торопится к больному. На светофоре загорелся зеленый человечек - это означает, что путь для пешехода свободен. На улице множество табличек, где изображены различные знаки, которые несут различную информацию. Свои собственные символы имеют многие организации, учебные заведения, спортивные общества. Знак - это изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно короче и точнее передавать конкретную информацию: разрешать, предупреждать, запрещать. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это - условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится к одному значению, он может иметь несколько значений, иногда понятен только в конкретном тексте. Необходимость в символах появилась очень давно, например, любой мастер ставил символическую подпись. Знак - метка, знак гарантия качества. Обратите внимание дома на предметы, имеющие какой-либо знак, попробуйте его «расшифровать».
Просмотр презентации «О чём рассказывают гербы и эмблемы»
В геральдике встречаются гербы самых разных форм - от простых до весьма сложных. Первоначально форм геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических ( правдоподоб-ных) форм. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. Основой герба Шенталинского района является именно французский щит.
В геральдике используются 7 цветов.
Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости,
Белый ( серебро)- символ чистоты;
Червленый ( темно-красный)- символ любви и смелости;
Голубой – символ красоты и величия;
Зеленый - символ изобилия и надежды;
Пурпурный ( оттенок красного)- могущество;
Черный - мудрость и печаль.
Сколько цветов входит в герб Шенталинского района? (Четыре)
В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера: Каждое условное обозначение имеет свое значение:
Лев - символ силы и власти, мужества и благородства;
Дуб, медведь - сила, мужество;
Факел, раскрытая книга - знание;
Пчела - трудолюбие;
Лавр - слава;
Крылатый змей - зло, смуту;
Змея - ум, изворотливость, внезапное нападение;
Дракон - могущество;
Рука - храбрость.
Позднее фигур в изображении становилось все больше.
человек, животные, растения, явления, планеты, звезды, предметы быта и труда, оружие, а также фантастические существа - единорог, дракон, сказочные птицы.
На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб, свой герб есть у каждой страны, у каждого города, района, Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.
Сможем ли мы « прочитать» герб нашего района? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Гербы и эмблемы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Есть свои символы, фирменные знаки( по существу подобие гербов)- у политических партий, университетов, спортивных организаций, обществ, клубов. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает.
Практическая работа.
1. Выполнение герба муниципального района Шенталинский- аппликация. Обучающиеся выполняют герб, используя аппликацию.
2. Наклеивание герба на лист белой бумаги - обложку буклета.