Воспитательная: Содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно- нравственным ценностям.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный ; стимулирующий; побуждающий;
Формы работы: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-пойсковый.
Зрительный ряд: Портреты, схема«Пропорции фигуры человека»,иллюстрации в учебнике, слаидовый материал.
Материалы для учащихся: бумага А4, карандаши разной мягкости, ластик, точилка, пастель.
Организационный момент.
Повторение. Проверка знаний.
Сообщение нового материала.
1) Вводная беседа
2) Работа по таблице.
3) Показ обучающей презентации « Изображение фигуры человека»
4. Самостоятельная работа учащихся.
5.Подведение уроков.
6. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Карандаш,альбом, пастель.
Проверили? Садитесь!
Проверка знаний учащихся
Сколько видов изобразительного искусства ?
А какие виды жанров вы знаете?
Вводная беседа.
Сегодня наша новая тема называется «Изображение человека. Портретный жанр».Все виды жанров изобразительного искусства непосретственно или косвенно рассказывают о человеке- передают его характер, настроение, психологию, внутренний мир, общественное положение- одним словом, все богатство личности в различных ее проявлениях. Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению определенного или конкретного лица является- п о р т р е т.
Каждый хороший портрет- это сжатый рассказ о человеческой жизни, о личности.
Портрет несет различную смысловую нагрузку. Художник изображая человека, дорогого ему и ценимого им, стрмится, прежде всего, открыть то хороши, за что его любить. Эти обаятельные качества, известные только узкому кругу людей, придают портрету интимный характер.
.Таковы, например,« портрет Мусоргского» и И.Е.Репина портрет «сына художника Тропинина». Обычное место интимного портрета жилая комната. Изображенный как бы постоянно живет здесь, встречается с друзьями и знакомыми, разделяют радости и горе и духовно поддерживает их.
Для общественных мест создавался иной тип портрета - парадный,посвященный общественному деятелю. В нем художник стремится показать заслуги изображенного человека, его роль и место в обществе. Для этого широко используются различные атрибуты: ордена, драгоценности, богатство одежд и интерьера, величие позы и жестов. Таков портрет вице канцеляра А.Б.Куракина, созданный В.Л.Боровиковским. И.Е.Репина в портрете «Мужичок из робких» показывает бедность, долго терпение и ум русского народа,накапливающего силу к тому великому часу, когда он сможеть встать в свой полный рост истряхнуть вековой шит поработителей.
Достаточно сравнить эти два портрета, чтобы стало ясно, что каждый из них рассказывают о жизни, о положении классов и сословий и даже о перспективах развития общества. Такого рода портреты называют социальными.
В портрете Ф.М.Достаевского работы В.Г.Перова мы видим человека, погруженного в глубокие размышления. Напряженная работа мысли, ищущей ответа на неразрешимые вопросы бытия, отчетливо запечатлена на лице писателя. Опущенная голова, взгляд, плотно сжатые губы, нервно сплетенные кисти рук- все говорит о том что перед нами страны и всего человечества. Такие портреты называют психологическими.
«Портрет человека пишется для памяти ему близких людей его любящих»- говорил выдающийся русской живописец, портретист пушкинского времени В.Тропинин. Это высказывание подтверждается портретом Орестом Адамовичим Кипренским тема созданных портрета.
«Пушкин- поэт»
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит". Так откликнулся А.С.Пушкин на портрет работы О.А.Кипренского посвятив художнику свое знаменитое стихотворение «Кипренскому».В этом портрете Пушкин увидел себя поэтом- служители муз.Портрет работы Кипренского очень понравился поэту, после смерти Дельвига Пушкин купил у его вдовы свой портрет и всю жизнь держал при себе.
Работа по таблице.
На каждом этапе развития человеческого общества существовали свойственные им школы художников, своеобраные способы и методы рисования. Один из них схематизация.
Схематизация . Обобщающая характеристика какого-либо предмета, упрощенное изображение называется схемой. При рисовании применяется довольно часто. Первый-схематизация, второй- типизация, третий-индивидуализация, четвертый-обобщение.