Конспект интегрированного урока на тему "Гербы и эмблемы. Составление герба"
Конспект интегрированного урока на тему "Гербы и эмблемы. Составление герба"
Тема урока: Гербы и эмблемы. Составление герба
Цели: обобщить знания гербовой символики средневековья;
познакомить учащихся с гербами древних городов на примере Москвы, историей герба Липецкой области и Измалковского района;
развивать эстетический вкус, постигать законы композиции и цветоведения;
воспитывать чувство патриотизма , уважения к истории и традициям своей Родины.
Зрительный ряд : цветные иллюстрации гербов России (времен Петра 1 и современного), Липецкой области, Измалковского района. Примечание: возможна презентация или слайд-шоу.
Музыкальный ряд: любая французская мелодия.
Материал: цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, ножницы, маркеры, заготовки шаблонов герба своей области , района.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока на тему "Гербы и эмблемы. Составление герба" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЧЕРНАВА ИЗМАЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»
ПЯТНИЦКИЙ ФИЛИАЛ
Гербы и эмблемы.
Составление гербов
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ИЗО и ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Учитель ИЗО
первой категории Малыхина
Любовь Александровна
с.Пятницкое
2012 год
Цели:
обобщить знания гербовой символики средневековья;
познакомить учащихся с гербами древних городов на примере Москвы, историей герба Липецкой области и Измалковского района;
развивать эстетический вкус, постигать законы композиции и цветоведения;
воспитывать чувство патриотизма , уважения к истории и традициям своей Родины.
Зрительный ряд : цветные иллюстрации гербов России (времен Петра 1 и современного), Липецкой области, Измалковского района. Примечание: возможна презентация или слайд-шоу.
- Сегодня интегрированный урок ИЗО и обществознания .Тема «Гербы и эмблемы. Составление гербов». На предыдущем уроке мы познакомились с понятиями «герб» и «Эмблема». Поговорили о гербах древних рыцарей и выполнили коллективную работу. Сегодня на уроке мы проведем «рыцарский турнир», в ходе которого обобщим знания гербовой символики, вспомним , как составляется композиция герба, познакомимся с гербами: России, Липецкой области и Измалковского района, поработаем с документами. Итогом урока должны стать ваши коллективные работы.
Вступительное слово учителя.
«Песнь о Роланде» - романский героический эпос:
Долины мрачны и высоки горы,
Среди стремнин и пропастей глубоких
С усильем и трудом проходит войско.
На много лье слышна французов поступь.
Недалеко уж до земли родной-
Владений императора Гаскони.
На память им тогда приходят
И предки славные , и их феоды;
Невесты, жены, ждущие их дома,
И каждый был тогда до слез растроган…
- О какой исторической эпохе идет речь в этом героическом эпосе? Назовите дату. (Эпоха Средневековья V -XV вв) Это было время прекрасных дам и доблестных рыцарей.
- Рыцари без страха и упрека должны быть смелыми воиноами. Они должны постоянно заботиться о приумножении своей славы: совершать подвиги. В обязанности рыцаря входило умение танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальном инструменте, быть преданным своей даме, а также участвовать в рыцарских турнирах.
Этапы игры. Игра состоит из 4 этапов : блиц –турнир, турнир герольдов, турнир знатоков, творческий турнир.
1. Блиц-турнир (проверка знаний предыдущего урока). Команды по очереди отвечают на заданные вопросы (за каждый правильный ответ получают по 1 очку).
1. Что такое герб? ( Герб — символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города).
Справка: Слово герб происходит от немецкого слова erbe, что значит наследство.
2. Где и когда появились первые гербы? Историческая справка: Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, воды. Основное распространениегербы получили в эпоху рыцарей в Средние века(XI-XV вв) .
3. Кто такие герольды ? Люди, изучающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
4. Что такое гербовые платья? Знатные синьоры Западной Европы носили «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба , платья украшались фигурами – символами, эмблемами.
6. Как читать герб? Выбранный цвет щита и условное изображение на нем человека, животного или другого мифического существа имеет свое смысловое значение.
7. Как составляют композицию герба? Композиция герба обычно симметричная. Информационная часть герба- щит помещается в центре. По сторонам щит поддерживают щитодержатели. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона.
8. Как подбирают цветовую гамму герба?
Справка.
Гербы могут иметь только определенную раскраску. Существуют два металла (золото и серебро- обозначаются желтым и белым цветом соответственно) и пять финифтей , или эмалей (красная- червль, голубая-лазурь, зеленая-зелень (изумруд), пурпур, черная-чернь и естественный- телесный).
9. Что такое геральдика? Наука о гербах.
10. Из каких частей состоит герб?
Историческая справка.
В русской геральдике чаще всего использовалась французская форма щита: четырехугольная, закругленная в нижних углах , заостренная в оконечности. Ее имеет щит на российском гербе.
Дополнительный материал (вклеить в тетрадь):
Шлем расположен над щитом.
Нашлемник-фигура, которая увенчивает шлем. Например, перья.
Намет-виньетка, которая спускается со шлема по сторонам.
Клейноды-особые знаки отличия (знамена, булавы, ордена и др.), которые располагались под щитом.
Щитодержатели символизировали оруженосцев.
Девиз – призыв или клич.
2. Турнир герольдов состоит из двух этапов( правильные ответы оцениваются в три балла): 1. Капитаны команд по очереди дают геральдическое описание герба своей команды.
2. Каждая команда «читает» герб противника.
3. Турнир знатоков (команда, ответившая первой, получает по 1 баллу за каждый ответ). 1. По геральдическому описанию определить какому государству принадлежит данный герб ?
«...четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».
2. Сколько раз герб России претерпевал изменения? Очко получит команда, назвавшая число, близкое к ответу. (22)
3. В каком году был принят Современный государственный герб России ?(1993 г) (вывешивается на доске)
4. Герб какого государя был взят за основу?.( герб Петра I –вывешивается. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите).
4. Творческий конкурс состоит из нескольких туров.
1. Работа с документами (3 балла). (В конвертах, которые выберут капитаны находятся официальные документы).
Задание: Ознакомиться с содержанием документов , найти геральдическое описание выбранного герба и обоснование символики герба. Подтвердить статьями документа.
2. Практическая работа (3 балла)
Задание: выполнить эскиз герба в технике аппликация (по готовым шаблонам)