УМК «Школа России» Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс:
М.:Просвещение, 2008.-144с.
Образовательная деятельность нашей школы имеет специфические особенности, а именно, сменный состав учащихся (дети учатся в течение 1 смены (24 дня)), классы комплекты, разный уровень подготовки и физических возможностей учащихся, приезжающих из разных школ Мурманской области. Поэтому необходимо внедрение в работу здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий, отсутствие домашних заданий.
Учебный предмет | Искусство. Изобразительное искусство |
Класс | 3 |
Тип урока | Сообщение нового учебного материала |
Цель | Нарисовать платок с использованием саамских орнаментов |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| понимание образной природы искусства уметь создать орнамент знать сущность понятия «народный промысел» знать в общем искусство росписи тканей | Личностные: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны Регулятивные УУД: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя уметь интерпретировать смысл элементов саамского орнамента, анализировать окружающую природу и переводить на язык искусства Коммуникативные УУД: уметь пользоваться языком изобразительного искусства уметь высказать свои мысли, слушать и понимать высказывания собеседников |
Задачи | Познакомить учащихся с народными промыслами России и малочисленного народа Кольского полуострова (саамов), историей их возникновения, художественной ценностью, сформировать понятие «промысел». Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, мышление учащихся. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, её традициям и народной культуре. |
Основные понятия | Орнамент, ритм, народный промысел, композиция |
Методы, технологии обучения | Прием создания актуальности изучаемой темы, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие и личностно-ориентированные технологии |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство – интегрированный краеведческий курс |
Ресурсы: - основные -дополнительные | авторская мультимедийная презентация (12 слайдов) Интерактивная доска, проектор, компьютер русские народные песни «Валенки», «Во поле береза стояла», саамская песня гуашь, бумага, кисти, клеенки, тряпочка, палитра, учебник, банка для воды. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология обучения |
Этапы урока | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Время: 0,5 мин. | УУД: – умение организовать свое рабочее место (р.) | | С помощью приветствия, стихотворения поднимает эмоциональный фон в классе. - Добрый день, ребята! У нас очередной урок изобразительного искусства. Добрый день, дорогие мои друзья! На уроке ИЗО рада видеть вас я. Красотой будем здесь мы опять любоваться, И конечно же творчеством заниматься. Проверка готовности к уроку. | Учащиеся настраиваются на работу на уроке. Проверяют готовность. На партах лежат материалы для работы: клеенки, гуашь, кисти, палитра, тряпочка, листы бумаги, учебник. Стоит банка с водой. |
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной цели. Время: 1,5 мин. | УУД: открытия нового знания (л) | Слайд № 2 «Загадка» Головной убор крестьянки Выбирали себе сами: И работать и гулять- Что же нужно повязать? Собирали в узелок Из материи….. Слайд № 3 «Карта» | Предлагает определить цель урока самостоятельно с помощью нескольких подсказок (чтение загадки, демонстрация слайдов). Установка на проведение урока в виде виртуального путешествия. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока. (Во время путешествия должны нарисовать платки для своих мам) |
3. Беседа. Время: 9 мин. | УУД: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа (л) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны (л) ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п) уметь слушать и понимать высказывания собеседников и точно выражать свое мнение (к) Предметные: знать сущность понятия «народный промысел», «композиция, ритм», знать в общем искусство росписи тканей | Слайд № 3 « Карта» ,Слайд № 4 «в мастерской Оренбургские платки, Слайд № 5 «Павловские платки» | Предлагает учащимся визуализировать образ платка. Знакомство с материалом на стр. 30 учебника и рассмотреть разнообразные виды платков на стр. учебника Рассказ учителя в музыкальном сопровождении о народном промысле, о разнообразии видов платков современных и старинных народных промыслов, о материалах, цветовых решениях, узорах, орнаментах и способах изготовления в соответствии с картой маршрута: Класс- фабрика г. Павловский Посад – г.Оренбург- деревня саамов – класс. Работа по слайдам презентации. В ходе беседы и вопросов озвучивают термины: композиция, ритм , контраст и цвет. | Создают визуальный образ платка. Отвечают на вопросы учителя. Ученик читает текст на стр. 30 учебника и рассматривают иллюстрации. Учащиеся смотрят презентацию. Обсуждают с учителем элементы орнамента саамов, вспоминают основные термины Композиция –гармоничное расположение элементов изображения Чередование одинаковых элементов в определенной последовательности |
4.Физкультминутка Время: 1,5 мин. | |
Лиска по лугу бежала
И подружку увидала.
Вместе долго веселились, Прыгали вдвоем, резвились. Влево, вправо, взад, вперед, А потом наоборот. Шевелили там ушами И красивыми хвостами. Вот наплавались сполна И уснули до утра. | Учитель читает стихотворение и показывает движения. | Дети повторяют движения за учителем. Правой рукой движения, имитирующие движение лисы. Левой рукой движения, имитирующие движение лисы. Двумя руками движения, имитирующие движение лис.
Прыжки на месте.
Наклоны.
Движения пальцами.
Движения тазовой частью.
Хлопки двумя руками. Ладошка к ладошке и под голову. |
5. Инструктаж Время: 1.5 мин. | УУД: | | Выполнить с помощью гуаши нарядный платок ручной работы для мамы. Наносить рисунок без предварительной разметки. Будьте очень внимательны и аккуратны. | Проговорить последовательность действий. Смочить краски, приготовить листы бумаги. |
6. Самостоятельная работа Время: 20 мин. | УУД: уметь интерпретировать смысл элементов саамского орнамента, анализировать окружающую природу и переводить на язык искусства (п) стремление к совершенствованию своих способностей (л) проектировать изделие и грамотно осуществлять учебные действия (р) уметь пользоваться языком изобразительного искусства (к) Предметные: | | Индивидуальная помощь учителя | Самостоятельное выполнение работы учащимися платок с использованием орнамента цветов присущих культуре саамов |
7.Анализ работы Время: 4 мин. | УУД: - умение высказать свою точку зрения (к) Предметные: | | – Обсудить (достоинства и недочеты), провести анализ работ с точки зрения решения учебной и творческой задачи. | Рассматривают работы, обсуждают, анализируют, исправляют недочеты |
10. Итог урока. Рефлексия. Время: 2 мин. | УУД: | Выставка работ | Подвести итоги урока (Учениками, какого народного промысла были? Что особенно интересного узнали ?) Оценивание работ. Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. | Хлопают в ладоши, оценивая свою работу на уроке. |