Еремеева Людмила Владимировна
учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ VIII вида
г. Елец, Липецкая обл.
Урок рисования во 2 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема урока: Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.
Цель урока: Расширять знания учащихся о разнообразии и красоте узоров.
Задачи урока.
Образовательные:
- учить композиционной организации плоскости рабочего листа, проведению наклонных линий в квадрате из угла в угол, соблюдению правил и последовательности выполнения узора в квадрате из растительных элементов;
- формировать знания о широте применения узоров в повседневной жизни;
- закреплять навыки работы с шаблонами, знание названий геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, зрительную память, глазомер, пространственное ориентирование в процессе работы над узором;
- корректировать и развивать зрительное восприятие через работу по образцу.
Коррекционные:
- корригировать зрительное внимание через использование таблиц последовательного выполнения узора, мышление через анализ и сравнение;
- корригировать мелкую моторику кистей рук путём проведения пальчиковой гимнастики, зрительно-двигательную координацию через выполнение практической работы;
- корригировать восприятие цвета путем выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические чувства и положительную мотивацию к изучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении практической работы.
Оборудование: развивающие задания, раздаточный материал (шаблоны), художественные материалы и принадлежности (альбом, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, линейка).
Зрительный ряд: презентация к уроку, компьютер, проектор, таблица «Последовательность выполнения узора в квадрате», педагогический рисунок.
Словарь: узор.
Задание: выполнить узор в квадрате из растительных элементов.
Ход урока:
1.Оргмомент:
-Приветствие, установка рабочей дисциплины, организация рабочего места. - Я приветствую вас на уроке изобразительного искусства. Садитесь. Положите руки на
парту и выпрямите спинки.
Коррекционно-развивающая минутка:
– Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы здесь видите?
(треугольник, прямоугольник, круг, квадрат)
- Каким общим словом вы можете назвать все эти предметы? (Слайд 2)
(геометрические фигуры)
- Проверьте, все ли эти фигуры лежат у вас на партах?
- Вова, назови, какой геометрической фигуры не хватает у тебя?
- Вика, назови, какой геометрической фигуры не хватает у тебя?
( учитель выдаёт недостающие фигуры)
2. Актуализация опорных знаний учащихся:
- Скажите, какой у нас сейчас урок? (рисование)
-Чем мы занимаемся на уроках рисования? (рисуем)
- Как вы думаете, какое отношение геометрические фигуры имеют к уроку рисования?
-Да, одна из данных геометрических фигур будет главным гостем у нас на уроке, а какая именно попробуйте догадаться.
- У этой фигуры есть углы (убирают круг). (Слайд 2)
- У этой фигуры больше четырёх углов (убирают треугольник). (Слайд 2)
- У этой фигуры все стороны одинаковые (убирают прямоугольник). (Слайд 2)
- Поднимите и назовите фигуру, которая осталась? (квадрат).
- Да, главным героем на уроке будет квадрат. (Слайд 2)
- Согласитесь, рисунок одного квадрата на листе бумаги выглядеть будет достаточно скучно.
- Как можно сделать рисунок более красивым, подумайте? (украсить его).
-Чем можно украсить рисунок (варианты детей).
- То, чем мы будем украшать наш рисунок, зашифровано на доске. (Слайд 3)
- Кто пойдёт к доске и расшифрует это слово? (зашифровано слово УЗОР).
(Слайд 4)
- Узор – это и есть украшение. (Слайд 5)
- Для чего и где в нашей жизни используются узоры? (варианты детей).
-Узоры и орнаменты радуют глаз в наших домах, украшая предметы быта, игрушки, мебель, посуду, одежду. И это не случайно: узоры дают ощущение красоты, гармонии, порядка. Они успокаивают и в то же время поднимают настроение. (Слайды 6-10)
- Итак, мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни. Давайте посмотрим по сторонам и скажем, где в кабинете можно увидеть узор? (линолеум, филёнка, потолочная плитка).
2. Сообщение темы и цели урока, объяснение:
- На экране изображён узор, который нам сегодня предстоит нарисовать. (Слайд 11)
- Из каких предметов состоит узор? (листочки, веточки)
-Сегодня мы будем рисовать узор в квадрате, состоящий из веточек с листочками.
- Давайте ознакомимся с последовательностью рисования: (Слайд 12)
- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы? (прямоугольной).
Возьмите шаблон квадрата, плотно приложите его к вашему листу ровно посередине.
Аккуратно обведите шаблон карандашом по контуру.
Соедините при помощи наклонной линии противоположные углы квадрата.
На наклонных линиях нарисуйте листочки. Старайтесь, чтобы количество листочков с каждой сторон было одинаковым.
Подбираем цвета для нашего узора, аккуратно раскрашиваем.
- Скажите, а где и для чего можно использовать данный узор?
Повторение последовательности выполнения рисунка 2-3 учениками с опорой на таблицу «Последовательность выполнения узора в квадрате».
3. Практическая работа.
- Прежде чем приступить к работе, выполним гимнастику для пальчиков.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Самостоятельное выполнение детьми узора в квадрате из растительных элементов.
Повторение каждого этапа работы и совместное с учителем (педагогический рисунок мелом на доске)
построение узора.
4.Подведение итогов урока:
- Что сегодня вы рисовали?
- В какой геометрической фигуре вы рисовали узор?
- В какой последовательности выполняли рисунок узора?
- Где и для чего можно использовать данный узор?
- анализ работ учащихся;
- выставление оценок;
- уборка рабочих мест.