kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия «Вводная беседа о рисунке. Материалы и техника рисунка: линия, штрих, пятно акварельной живописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном конспекте-урока разобраны основные понятия темы, графические материалы. Конспект-урока составлен на основе использования образовательной программы ДПОП и ДООП срок обучения 5 лет. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Вводная беседа о рисунке. Материалы и техника рисунка: линия, штрих, пятно акварельной живописи»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Копейского городского округа













Конспект занятия

по предмету: «РИСУНОК»

на тему «Вводная беседа о рисунке. Организация работы»

«Графические изобразительные средства»

«Вводная беседа о рисунке. Материалы и техника рисунка: линия, штрих, пятно акварельной живописи»



1 класс













Выполнил преподаватель художественных дисциплин: Левченко Юлия Сергеевна





г. Копейск, 2021

Тип урока: освоение нового материала

  • Тема урока рассчитана на 18 академических часов программы ДПОП.

  • Тема урока рассчитана на 3 академических часа программы ДООП.

Академический час – 45 минут.

Временной план урока:

  • теоретическая часть – 1ч.

  • практическая часть – 2ч.

План работы над темой:

  • 1ч. – объяснение теоретической основы темы

  • 2ч. – выполнение упражнений

План урока:

Организационный момент

Объяснение материала

Подведение итогов

Цель: познакомится с предметом «рисунок»; с видами рисунка; с материалами для создания рисунка.

Задачи:

Обучающая (дать понятие о рисунке и его видах, а материалах исполнения)

Развивающая (развить художественный вкус на примерах академических рисунков)

Воспитывающая (воспитывать, на примере репродукций по академическому рисунку художников и студенческих работ художественных ВУЗов, культуру работы на формате)

Оборудование: листы формата А4, простые карандаши, ластик

Ход занятия

Организационный момент

Преподаватель представляется: здравствуйте дети, меня зовут «___», я у вас буду в этом году вести такой предмет, как «Рисунок». После этого идет знакомство с детьми и отмечаются присутствующие. По завершению данного мероприятия ученики берут маленькие планшеты и рассаживаются по местам.

Объяснение материала.

Прежде чем приступить к практическому заданию, преподаватель задает «наводящие» вопросы и для себя отмечает уровень знаний детей по данному предмету:

Дети, как вы думаете, что такое рисунок (графика)?

Рисунок – какое – либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Различными сочетаниями этих средств достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка.

Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин "графика" происходит от греческого глагола «graphtin», что означает скрести, царапать, писать, рисовать.


Как вы думаете, чем «рисунок (графика)» отличается от «живописи»? 

Графика – это вид изобразительного искусства, где художник в качестве выразительных средств использует в основном линии, штрихи, точки. Цвет в графике тоже может использоваться, но он играет вспомогательную роль. Произведения графики, как правило, более контрастны (наиболее распространен контраст между черным изображением и белым фоном). Фон в графике играет большую роль, он является полноправным участником композиции. Графические рисунки чаще всего делают на бумаге или картоне при помощи карандашей, угля или мела.
Живопись – это вид изобразительного искусства, где цвет является главным выразительным средством. Произведения живописи более многоцветны и ярки. Фон здесь играет вспомогательную роль, в некоторых картинах фон может вообще отсутствовать. Картины пишут на холсте при помощи кисти и красок (акварель, масло, гуашь).


Дети, какие вы знаете материалы для выполнения графики?

Для занятий по рисунку в основном пользуются графическими средствами: цветные карандаши, однотонная акварель или гуашь, тушь, перо и, конечно же, белая плотная бумага. Со времени появления бумаги — основными материалами рисунка продолжают оставаться карандаш, уголь, сангина, соус, перо, тушь, акварель, пастель, реже сепия.

Самым распространенным художественным материалом является обыкновенный графитный карандаш, являющимся для создания самостоятельных графических творений в области рисунка.

  • Графитный карандаш дает на бумаге нескончаемую шкалу неуловимых оттенков, нежнейшие тушевки и тончайшие штриховые пятна. Если остро заточить карандаш, можно получить тонкую паутину линий и провести одну резкую, решительную. Положенный почти плашмя, он дает на бумаге сочное бархатное пятно. Карандаш реагирует на все индивидуальные приемы работы, допускаемые рисующими, и в этом заключается проявление его изумительных свойств. Достоинством карандаша являются полная свобода всех операций на бумаге и одновременное исправление допущенной в рисунке ошибки — путем использования резинки.

  • Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы.

Для цветных рисунков применяют карандаши цветные. Они могут пригодиться в декоративном рисовании. Для них также характерны свои достоинства, цветной стержень отличается упругостью, фактурностью линий и штрихов. Допущенную ошибку в цветном рисунке исправить нельзя — резинка ее не удаляет, иной цвет не перекрывает.

  • Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Им можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

  • Допускается сочетание угля с другими материалами — с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью.

  • Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала — красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать ей можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом.

  • Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки — хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.

Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения.

  • Для выполнения рисунков подходит также и перо. Тонкое стальное перо, используемое с тушью, дает на бумаге разнообразные линии и штрихи. В эскизах декоративных изделий перо можно применять для проработки мельчайших деталей. Оно наилучшим образом способствует выработке техники штрихового рисунка.

Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое — живую и выразительную.

  • Техника работы акварелью привлекает тем, что акварельный тон позволяет сразу покрывать большую площадь бумаги и видеть изображаемый объект как пятно или силуэт.

  • Самым подходящим рисовальным материалом служит однотонная акварель — черная или коричневая. Работая акварелью, следует знать, что из себя представляет этот материал, каково его происхождение, как смотреть на него при создании произведений живописи или графики. Акварельная краска состоит из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества — воды с добавлением растительного прозрачного клея (гуммиарабика или декстрина). Чтобы краска не пересыхала, в нее добавляют пластификатор в виде глицерина и инвертированного (измененного) сахара. Если бы в краску не добавляли также ряд других веществ, например, бычьей желчи, фенола, то она на бумаге скатывалась бы в отдельные капли, а без антисептика плесневела и разрушалась.

Кисти изготовляют из обработанного волоса хвостов колонка, белки, песчаника, барсука, куницы.

  • Лучшими кистями для акварели считаются колонковые, наиболее упругие и прочные среди других. Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка.

Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Не менее важным материалом, является и резинка (ластик). Употребление резинки в процессе рисования связано с удалением лишних линий, ослаблением тона. Она должна быть мягкой, чтобы не разрушить поверхность бумаги, и остроугольной для незаметного удаления вышедших за край следов штриховки и небольших пятен тона.

Как нужно правильно держать карандаш в руке? Не менее важным моментом в начальном обучении является постановка руки. Привычка держать карандаш, как пишущую ручку, не соответствует процессу рисования на почти вертикальной поверхности прикрепленного к мольберту листа. Нужно приучить себя к другому положению карандаша в руке, при котором не нужно опираться на поверхность листа, так как при этом можно размазать рисунок рукой. Держать карандаш нужно за неотточенный конец между ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев. Такое положение руки, кисти и пальцев позволит прикасаться к поверхности рисунка только карандашом или ногтевой фалангой мизинца и сохранять необходимое расстояние от работы.
Избегая касания рисунка всей рукой, в некоторых случаях можно опираться на кончики мизинца и безымянного пальца. Держа в вытянутой руке карандаш (большой палец сверху, четыре пальца поддерживают снизу), рисовальщик получает возможность проводить не только вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, но и полукружья. Во время работы рисунок должен быть освещен так, чтобы тень от руки не падала на рисунок.


Как вы думаете, что такое изобразительно - выразительные средства в рисунке и какие бывают?

Изобразительно - выразительные средства – это средства при помощи, которых, художником достигается выразительность в работе (произведении), это главным образом: точка, линия и пятно.

  • Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоскости или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении композиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

  • Линия — наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают по назначению:

- вспомогательные — используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

- пространственные — служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей обстановки;

- плоскостные — применяются чаще всего в декоративном искусстве и графике.

По характеру:

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья — указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диагональные.

По технике выполнения: простые (все прямые и некоторые кривые: замкнутая, дугообразная) и сложные (ломаная – зигзагообразная, волнистая, спиралевидная, комбинированная)

  • Штрих — относительно короткие линии, позволяющие отобразить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, характер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка — прием нанесения тона с помощью штрихов, направление которых определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

  • Тон — передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На предметах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюансами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличаются своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в зависимости от материала предмета, направления источника света.

  • Пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Оно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно всегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. В изображении они составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.

Практическая работа

На формате А4 выполнить упражнения на «линия», «штрих», «пятно». Лист визуально разделить на 3 части:

  • проведение ровных линий в разных направлениях;

  • в разных направлениях выполнить штрих

  • выполнить бочком карандаша пятно, в разных направлениях.



Подведение итогов.

К окончанию урока преподаватель проверяет полученные знания у детей, при помощи повторного задавания вопросов, а также выполненную работу.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Левченко Юлия Сергеевна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства