Конспект занятия во 2 классе детской художественной школы "Спортивные игры"
Конспект занятия во 2 классе детской художественной школы "Спортивные игры"
Конспект занятия "Спортивные игры" разработан для художественной школы по учебному предмету "Композиция станковая" в рамках дополнительной предпрофессиональной программы "Живопись" (срок обучения 5 лет)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия во 2 классе детской художественной школы "Спортивные игры"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
"Сланцевская детская художественная школа"
Утверждаю
И.о. заместителя директора по УВР
МУДО «Сланцевская ДХШ»
________________ М.Н.Трукшина
КОНСПЕКТ
Открытого занятия во 2 классе
детской художественной школы
«Спортивные игры»
по учебному предмету «Композиция станковая»
в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» (срок обучения - 5 лет)
Преподаватель: Васильева Елена Геннадьевна
Возраст обучающихся: 11-12 лет
г.Сланцы
2024
Конспект открытого занятия для
2-го класса ДХШ по программе
«Живопись» (срок обучения 5 лет)
по учебному предмету
ПО.01.УП.06. Композиция станковая
Раздел: «Сюжетная композиция»
Тема: «Спортивные игры»
Преподаватель МУДО «Сланцевская ДХШ»
Васильева Елена Геннадьевна
возраст обучающихся – 11-12 лет
количество обучающихся: 10 человек
продолжительность: 2 занятия (6 уч.час)
Цель занятия: создание сюжетной композиции со спортсменом в движении -----------------------------------------(характерном для определенного вида спорта)
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с передачей пропорций фигуры человека в движении,
- закреплять умение выявлять композиционный центр,
- закреплять знания о плановости изображения,
- отрабатывать навыки работы в технике гуашь
Развивающие:
- развивать образное мышление, воображение,
- развивать эмоциональную отзывчивость на прекрасное,
- расширять объем знаний и представлений об искусстве,
- побуждать детей передавать свои чувства, свое отношение к изображаемому
Уровень усвоения знаний: через восприятие знаний, усвоение способов применения знаний по образцам, творческое применение знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: приобретение опыта создания сюжетной композиции с фигурой человека в движении; развитие умения выделять композиционный центр, умения передачи плановости в композиции.
Метапредметные: формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование образного мышления, воображения; формирование умения выражать свои чувства посредством искусства.
Личностные: Формирование уважительного отношения к спорту и спортсменам; формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу; развитие общественно-активной творческой позиции.
Материалы и оборудование:
для преподавателя:
компьютер, проектор, экран, презентации по теме, репродукции работ о спорте А. Дейнеки, А.Самохвалова, Д.Жилинского Ю.Пименова, С.Луппова и др., фотографии спортсменов, схемы фигуры человека
подборка стихотворений о спорте (приложение 1)
музыкальный ряд – «На зарядку становись», «Трус не играет в хоккей» и т.п.
воздушные шары для проведения физминутки; бумажные заготовки звезд - для рефлексии
карандаш, ластик, краски гуашь, кисти, бумага формата А 3, баночка с водой.
для обучающихся:
бумага формата А3,карандаш, ластик, краски гуашь, кисти, баночка с водой.
План урока:
Организационная часть.
Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Физминутка.
Первичное закрепление (практическое выполнение задачи).
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий, подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Уборка рабочих мест.
Ход урока
Этапы занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Организационная часть
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к занятию, назначение дежурных, организация внимания детей
Приветствие преподавателя, подготовка к занятию
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Сейчас в повседневной жизни люди все больше уделяют внимание спорту и посвящают ему значительную часть своего времени. С экранов телевизора не сходят трансляции футбольных и хоккейных матчей, олимпийский игры собирают у телевизоров миллиарды людей по всему миру, богатые люди вкладывают миллионы долларов в спортивные команды. Все это не может не сказываться на популяризации спорта и на творчестве художников. Значительную часть экспозиций современных галерей занимают картины со спортивной тематикой, многие художники прославились именно за счет изображения спортсменов и различных спортивных мероприятий.
- Сегодня тема нашего занятия посвящена спорту. Мы будем художниками, которые прославят спорт, и создадим сюжетную композицию «Спортивные игры». Ребята, давайте выясним, какие же задачи решает художник при изображении спортсменов!? На что обращает внимание?...... Как мы понимаем, что перед нами спортсмен?
- Правильно! Художник показывает человека в спортивном костюме, изображает атрибуты того или иного вида спорта и придаёт спортсмену определённое движение. Нашей главной задачей станет рисунок сильного, красивого, радостного спортсмена в ярком костюме. Особое внимание надо обратить на главное движение в выбранном виде спорта.
- Сегодня будем работать гуашью, поэтому работу в цвете лучше начинать с больших плоскостей.
- Ребята, какие еще задачи нам надо решить, чтобы грамотно выполнить композицию?.....Конечно, вспомнить пропорции фигуры человека. А чтобы создать объёмность, глубину в картине?......Да, надо создать планы. А как выделить композиционный центр?...
Обучающиеся слушают и отвечают на вопросы
- На костюм! На движение! Мяч, скакалка, коньки… Стадион
- Пропорции, фигуры планы композиции, композиционный центр
3. Актуализация знаний
И так, сначала вспомним основные пропорции фигуры человека?…… Молодцы, фигура человека имеет четкое деление на две равные части: первая составляет половину туловища вместе с головой, вторая — ноги. У взрослого человека голова занимает 1/7 часть от высоты фигуры. Длина рук доходит до середины бедра (с вытянутыми пальцами), в локтевом суставе делясь примерно пополам. Ноги тоже делятся, примерно пополам, в коленном суставе. (Схемы построения фигуры человека представлены на доске)
Далее вспомним, что такое композиционный центр?...... Отлично! Это наши с вами главные герои – спортсмены. Как мы их выделяем?....Правильно! Размером (изображаем крупно), цветом и тоном (желательно, контрастным по отношению к фону), детализацией (проработкой) и местом расположения.
Ну, и для создания глубины композиции что необходимо?...... Замечательно! Разделить изображение на передний, средний и дальний планы.
- Обучающиеся слушают, вспоминают материал, необходимый для работы, отвечают на вопросы.
4. Первичное усвоение новых знаний
- А сейчас обратимся к поэзии и послушаем стихи о спорте разных авторов (приложение 1). Постараемся красочно и живо представить себе описанные в стихах образы!
- Чтобы стать настоящим спортсменом нужны не только хорошие физические данные и отличное здоровье, необходимо еще очень много тренироваться. Наверняка вы слышали имена таких великих спортсменов Советского Союза и России: Ирина Роднина – советская фигуристка, трижды становилась олимпийской чемпионкой и 10 раз чемпионкой мира; Владислав Третьяк – хоккеист, также трижды становился олимпийским чемпионом и 10 раз выигрывал чемпионат мира в составе сборной СССР; Лев Яшин – советский футболист, вратарь, выступавший за московское «Динамо» и сборную СССР. Яшин единственный голкипер в истории, получивший «Золотой мяч». Фёдор Емельяненко – российский спортсмен, боец ММА, 4-х кратный чемпион мира по смешанным боевым искусствам, считается лучший бойцом за всю историю смешанных единоборств. Елена Исинбаева – российская прыгунья с шестом, двукратная олимпийская чемпионка, обладательница 28 мировых рекордов в прыжках с шестом. И многие другие великие спортсмены-соотечественники, чьи имена навсегда вписаны в историю мирового спорта.
– Теперь мы с вами рассмотрим репродукции картин художников о спорте. Главное, на что обращаем внимание — это умение художников передать смелые ракурсы, резкие развороты в изображении спортсменов. Одним из первых художников-соотечественников, кто стал активно обращаться к спортивной теме, был А. А. Дейнека (1899—1969). Он стал автором многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. А. Дейнека говорил: «Для художника спорт — неисчерпаемый источник тем, поскольку он демократичен и популярен. Спорт вмещает в себя все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического». Он и сам с детства любил спорт: бегал, плавал, занимался гимнастикой. Бутсы и боксерские перчатки были в постоянном обиходе художника. Но все чаще он берется за карандаш и одной линией воспроизводит сложные ракурсы, повороты спортсменов, изображая острые моменты спортивной борьбы.
Спортивная тематика активно отражена в творчестве многих советских художников: А.Н.Самохвалова («Метательница диска на стадионе», «С.М.Киров принимает парад физкультурников», «Дискобол», «Бег» и др), Ю.И.Пименова («Физкультурный парад», «Футбол», «Теннис»), Д.Д.Жилинского («Гимнасты», У моря.Семья»), С.М.Луппова («Спорт», «Водная станция», «Пловчиха», «Под парусом»)
Таким образом, чтобы изобразить человека в движении необходимо наметить композицию в карандаше (учитель показывает на доске вариант выполнения композиции с фигурой спортсмена): 1 – Определить местоположение и размер спортсмена, линейно обозначить каркас его фигуры, наметить характерный для данного движения изгиб туловища, ног и рук (обращаем внимание на зоны локтей и колен). 2 – Наметить голову. 3 – Далее – дать фигуре объём (одеть намеченную схему). 4 – Дорисовать руки и ноги по каркасу, ступни также могут иметь свой изгиб, так как положение ног может быть на полуносках.
Обязательно нужно продумать фон, т.е. где происходит действие.
Обучающиеся слушают, внимательно рассматривают репродукции картин художников, задают вопросы, запоминают последовательность выполнения работы показанную учителем
5.Первичная проверка понимания
Проведение фронтального опроса по пройденному материалу, выявление пробелов и корректировка понимания.
- Сейчас выбираем себе вид спорта, который хотелось бы изобразить и представляем характерное движение для спортсмена. Можно даже самому принять эту позу, чтобы проще было понять и изобразить, или попросить соседа встать в эту позу. Выполняем небольшие форэскизы, они определят будущий формат работы и помогут грамотно расположить объекты на плоскости согласно задуманной идее. (Учитель обсуждает с детьми возможные варианты композиции, проводит корректировку выполнения форэскизов,).
Дети отвечают на вопросы, продумывают вариант создания своей композиции, обсуждают её с преподавателем и выполняют форэскизы
6.Физминутка
- Ребята, сегодня у нас спортивная тема, поэтому давайте немного отвлечёмся от изобразительного искусства и выполним небольшую спортивную разминку под музыку.
«Перекрестное марширование»: шагаем, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
А теперь поиграем в воздушные шары, для этого разобьемся на пары. (1 шар на пару). Руками нельзя касаться шара, их убираем за спину. Шар перекидываем друг другу в паре так, чтобы он не упал на пол. Выиграет та пара, чей шар меньшее количество раз коснулся пола.
Обучающиеся разминаются и играют в игру
7. Первичное закрепление (практическое выполнение задания)
- Теперь вы зарядились спортивной энергией и готовы работать дальше!
- Согласно выполненным форэскизам создаем работу на формате листа.
Во время выполнения работы учитель контролирует процесс, помогает советом, напоминанием, показом. Оказывает помощь обучающимся, испытывающим затруднения.
Дети выполняют работу на формате
8. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий, подведение итогов
- Наше занятие подходит к завершению. Сегодня вы приобрели опыт выполнения сюжетной композиции с фигурой спортсмена в движении, повторили пропорции фигуры человека, основные правила выделения композиционного центра, а также старались создать плановость в композиции. Благодарю всех за работу, пришло время подвести итоги! Критерии для оценки: композиция, оригинальность, художественный образ, завершённость, передача движения. (Выполнение задания в % показано в диаграмме).
Подведение итогов проводится в форме коллективного обсуждения работ, выставление оценок - по пятибалльной системе вместе с обучающимися (работы детей в приложении 2)
(Совместный выбор работ для дальнейшего использования при оформлении выставок по спортивной тематике)
Обучающиеся выставляют работы, оценивают, обсуждают согласно критериям.
9. Информация о д/з
Домашним заданием сегодня будет: выполнение зарисовки 2-х фигур во взаимодействии.
Ребята запоминают или записывают Д/з
10. Рефлексия
А сейчас каждый может взять себе звезду (учитель раздает шаблоны бумажных звезд). Давайте напишем, каждый на своей звезде, с одной стороны - как вы сами оцениваете свою работу на уроке, с другой стороны - что бы вы себе пожелали, чтобы достичь художественного мастерства.
И на последок маленькая «зарядка»:
Если вам было на уроке скучно, неинтересно, то присядьте.
Если вы на уроке были активны, чувствовали себя хорошо, то поднимите руки вверх и потянитесь.
Если вы довольны собой, у вас всё получилось, то потянитесь и похлопайте в ладоши.
Обучающиеся участвуют в проведении рефлексии
11. Уборка рабочих мест
Всем спасибо за выполненную работу! Молодцы! Все хорошо потрудились! Урок закончен, наводим порядок на рабочих местах. Всем творческих успехов и до свидания!
Ребята убирают за собой рабочие места
Список использованных источников:
Интернет-ресурсы:
1. Бородулина Е.В. презентация «Спортивные игры» - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2021/02/09/prezentatsiya-sportivnye-igry
2. Виртуальная выставка «Спорт в русском изобразительном искусстве», виртуальный Русский музей - Режим доступа: https://virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/sport
3. Культура.РФ Стихи о спорте – Режим доступа: https://www.culture.ru/literature/poems/tag-o-sporte
4. «Легендарные спортсмены России» - Режим доступа: https://sport.rambler.ru/other/48205473-legendarnye-sportsmeny-rossii/
5. Окно в Россию «Советский спорт в картинах художников» – Режим доступа: https://ru.gw2ru.com/articles/4835-sport-sovetsky-iskusstvo
7. «Сюжетная композиция. Три группы композиций» – Режим доступа: https://m.vk.com/@-197766920-suzhetnaya-kompoziciya-tri-gruppy-kompozicii
8. Усачева Н.И. Презентация «Здоровье – это богатство человека» – Режим доступа: https://theslide.ru/detskie-prezentatsii/zdorove--eto-bogatstvo-cheloveka
9. «10 лучших спортсменов России и СССР: от гимнастики до тяжелой атлетики» - Режим доступа: https://dzen.ru/a/YvuzmcfAvAEZDRS8
Литература:
Барбер Баррингтон Анатомия для художников / Барбер Баррингтон; пер.с англ. – ООО «Издательство «Эксмо», 2019 – 48с
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учебное пособие, - издание 2-е, Издательский дом «Рип-холдинг», 2013 – 191с
Дейнека А. Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие/ сост. В.П.Сысоев - Л. Художник РСФСР, 1974 – 342с
Джованни Чиварди Фигура человека в движении / Джованни Чиварди, перевод. Евстифеева Р. – ООО «Издательство «Эксмо», 2018 – 80с
Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей/ авт.сост. Л.Б.Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 171с
Педагогические технологии в образовании: учеб.пособие/ Л.Д.Столяренко (и др.); отв.ред. С.И.Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2022.- 318с
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство. Рабочие программы 1-4 классы», М. Просвещение, 2013г.
Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству/ Шаров В.С. – М.: Эксмо, 2013 – 648с
мониторинг занятия
Приложение 1
Литературный ряд: стихи о спорте
Будь спортивным и здоровым…
Будь спортивным и здоровым! Спортивным быть теперь вновь модно! Со спортом много ты поймёшь: Спорт – и здоровье без таблеток, Спорт – и веселье без забот. С друзьями спортом заниматься, Поверь, реально круглый год! Мороз – коньки ты одеваешь, Затем на лыжи уж встаёшь! Попробуй делать каждый день Зарядку утром! Будет лень Вначале, но привыкнешь скоро… Здоровым станешь – это клёво!
Агния Жаброва
До встречи, Футбол!
Как птица в сетях запутался мяч, Забытый лежит на траве до утра. Пустые трибуны сквозь сон неудач Пытались напомнить: «ведь это игра». Удар по воротам и эхом в сердцах Откликнулась боль от быстрого гола Триумф вперемешку со стонами ах... Как скоро забудет болельщик футбола? Но ждет стадион, ждет команда, газон И вновь соберется на матче торсида Кто предан, забудет как утренний сон Вчерашний провал, и голы, и обиду.
Наталья Лубянко
Каток
Люблю кататься на катке В расшитом блестками платке! Сиять улыбкой глаз и губ! И выполнять тройной тулуп!
То задом ехать, то бочком! Вращаться бешеным волчком! На повороте, на витке Люблю подпрыгнуть на катке!
А приземлившись, вновь скольжу Вперед к зигзагу-виражу! И пусть каток совсем не тот, Где ждет тебя зеркальный лед.
Асфальт укладывает он И весит пару-тройку тонн. Но очень дорог мне каток, Как свежий воздуха глоток!
И летом в жаркие деньки Он заменяет мне коньки!
Галина Дядина
Гимнастика
Гимнастика…Гимнастка…Совершенство…
Владенье телом, трепетность души, И красота струящегося жеста, И элементов трудных виражи!
До вздоха все отточены движенья. Сама – мила, прозрачна и легка; Но сколько в ней, упорства и стремленья, И живости, и сил, и огонька!
Художницей рисуя на помосте Узор витиеватый дивных поз, Она собой являет тонкий мостик Между реальным и страною грёз.
Взлетают ввысь булавы, обруч, мячик, И вензелем пленяет ленты взмах. Она всегда боится неудачи, Но за улыбкой прячет этот страх.
Написана движением поэма - В прекрасный мир распахнуто окно. Гимнастика – религия и вера, И, кажется, Гермес с ней заодно.