Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по изобразительному искусству в кружке «Юный художник» тема: «Юные детективы»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования « Дом детского творчества с.Золотое Красноармейского района Саратовской области»
Конспект занятия
по изобразительному искусству
в кружке «Юный художник»
(средняя группа)
тема: «Юные детективы»
Разработала:
Романова
Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования
С.Золотое, 2018
Тема занятия: «Портрет». Игра «Детективы»
Тип и форма занятия: Занятие повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Игра.
Цель занятия: Обобщить, систематизировать и углубить усвоение знаний учащимися
Задачи занятия: - Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создание реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.
- Выявить качество и уровень овладения знаниями, умениями и навыками на предыдущих занятиям по теме: «Жанр портрета», обобщить материал как систему знаний. - Развивать пространственное мышление, умение классифицировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы; развивать умение объяснять особенности, закономерности: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
Материал: Бумага для рисования, фломастеры
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, программа Power point,
полоски бумаги с изображением элемента лица, передающим определенную эмоцию.
Зрительный ряд: - И.Шишкин. «Утро в сосновом бору», Репин. «Портрет П. Третьякова», А. Рублев. «Троица» (икона),
М.Врубель «Пан», Т.Яблонская. «Сенокос»;
И.Хруцкий. «Цветы и плоды», Ф.Рокотов «Портрет Л.Струйской», В. Серов «Портрет Ф. Шаляпина»
П. Корин «Александр Невский», В. Тропинин «Кружевница»
Музыкальный ряд: Музыкальная заставка из фильма о Шерлоке Холмсе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Орг. момент: - Эмоциональная и психологическая подготовка
учащихся к занятию. Осанка.
- Тема, цель занятия
Оперирование ЗУ в
стандартных ситуациях: - «Разминка»
Оперирование ЗУ в
нестандартных ситуациях: -«Глаза – зеркало души»
«Отпечатки пальцев»
«Профессия (род занятий)»
«Фоторобот» /физкультпауза/
«Очная ставка»
«Все художники»
Итог занятия: - Выводы учащихся. Подведение итогов игры, награждение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(слайд№1 )
Педагог : - Ребята, сегодня мы проводим с вами игру «Детективы». Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания и опыт, но и чутье, интуиция ему также необходимы. Все это пригодится в сегодняшней игре, которая посвящена жанру портрета.В отличие от других жанров изобразительного искусcтвa портрет как бы выключает человека из потока событий и сосредоточивает внимание на его чувствах, заботах, на его индивидуальности.
«Разминка»
(слайд№2)
На экране поочередно демонстрируются слайды:
И.Шишкин. «Утро в сосновом бору»;
2. И.Репин. «Портрет П. Третьякова»;
3. А. Рублев. «Троица» (икона);
4. М.Врубель. «Пан»;
5. Т.Яблонская. «Сенокос»;
6. И.Хруцкий. «Цветы и плоды».
Педагог: - Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. Как называется картина и кто ее автор?
(Команды называют слайды)
«Глаза – зеркало души»
Педагог: - Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в его душе эмоциях.
(слайд№3)
Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Вниманию команд предлагаются фрагменты двух картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти глаза
На экране демонстрируются фрагменты двух картин:
«Портрет Л.Струйской» Ф.Рокотова
«Портрет Ф. Шаляпина» В. Серова.
Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа,
Педагог: команды охарактеризуйте предложенные фрагменты, где изображены глаза, используя эпитеты: суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, печальные, задумчивые, а также попытайтесь охарактеризовать людей, которым они принадлежат.
(слайд№4)
- Невероятно, но это глаза не Ивана Грозного и не Бориса Годунова, а Федора Шаляпина, выдающегося исполнителя. Такова великая сила искусства, искусства театрального перевоплощения!
На экране демонстрируются картины целиком, и каждая сопровождается коротким рассказом.
(слайд№5)
«Отпечатки пальцев»
Педагог:- О многом может нам рассказать одежда человека, манеры, предметы, его окружающие. А вы пробуйте охарактеризовать человека, которому принадлежат эти руки.
(слайд№6)
На экране появляются фрагменты картин
«Александр Невский» П. Корина,
«Кружевница» В. Тропинина,
Представитель от команды пытается описать человека, которому принадлежат увиденные руки: мужские, женские, сильные, мужественные, руки воина, нежные, умеют трудиться, спокойные и т.п.
(слайд№7)
Затем демонстрируются картины целиком
«Профессия (род занятий)»
Педагог: - По одежде и предметам, сопровождающим изображение, можно определить, каков род занятий портретируемого.
(слайд№8)
На экране поочередно появляются работы:
«Портрет Н.Ге» Н.Ярошенко,
«Портрет И.Шишкина» И.Крамского,
«Портрет Л.Толстого» Н.Ге.
Педагог: - Прошу команды определить, каков род деятельности изображенных на картинах людей и по возможности, назвать их.
«Фоторобот»
Педагог: - Как мы уже упоминали, главное в жанре портрета - передача внутреннего мира человека, его эмоции.
На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, прически, ушей, овала лица. Задание: собрать портрет, выражающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию).
Каждый член команды поочередно выходит к доске, выбирает одну полоску бумаги с изображением элемента лица, передающим эмоцию и закрепляет её на плоскости доски. В результате вся команда создаёт фоторобот. (слайд№9)
«Очная ставка»
Педагог: - На занятиях мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Вашему вниманию предлагается несколько картин. (слайд№10)
1. К.Брюллов. «Последний день Помпеи»
2. П.Федотов. «Вдовушка»
3. И.Репин. «Бурлаки на Волге.»
-Попробуйте определить, на какой из них художник изобразил себя.
«Все художники»
Педагог: - Задание: нарисуйте портрет литературного героя по описанию.
А. Линдгрен
Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку - от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой - черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.
А. Волков
Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело - отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах старые голубые ботфорты.
Итог занятия.Подведение итогов игры, награждение команд дипломами «юных детективов»