kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Еврейская буква в моих руках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие разработано для обучающихся студии изобразительного творчества 3-го года обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Еврейская буква в моих руках"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Биробиджан













Открытое занятие

В группе 3-го года обучения
«Еврейская буква в моих руках»







Педагог

Пархун Елена Петровна
















г. Биробиджан

2019 г.

Конспект открытого занятия

в группе 3-го года обучения

«Еврейская буква в моих руках»

Цель занятия: Обучение детей созданию художественного образа буквы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей книгопечатания, понятием: художественный образ.

  2. Развивать творческое воображение, умение импровизировать, превращая простое изображение в сложное,
    способствовать формированию навыков работы графическими материалами.

  3. Воспитывать уважительное отношение к книге, прививать любовь и уважение к традициям своего народа, воспитывать интерес детей к народному и художественному творчеству,

Задание: Выполнение художественного образа еврейской буквы алеф графическими материалами.

Материалы к занятию:

  1. Для учителя:

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация «Еврейская буква в моих руках»;

  • Бумага;

  • Простой карандаш;

  • Ластик;

  • Маркер чёрный;

  • Маркер белый

  • Фломастеры;

  1. Для детей:

  • Бумага;

  • Простой карандаш;

  • Ластик;

  • Маркер чёрный;

  • Маркер белый

  • Фломастеры;

Возраст детей:  11-13 лет (группа 3-го года обучения).








ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Орг. момент. (слайд № 1)


2. Вводная беседа. (слайд № 2)

Посмотрите внимательно на экран, расположите кружочки в порядке убывания и узнаете о чём на занятии пойдёт речь. (буквы)

(слайд № 3)

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

(слайд № 4)

Любая буква - это прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.

(слайд № 5)

Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

Изобретение письменности – одно из величайших достижений человечества.

Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Написанное слово ценилось. Недаром на Руси говорили: “Что написано пером, не вырубишь и топором”. Появилась возможность передавать знания не только “из уст в уста”, в устном пересказе, но и в записях. Письменность является частью мировой художественной культуры.

(слайд № 6)

Мы с вами пользуемся русским алфавитом. Он состоит из 33 букв. Первая буква в русском алфавите буква А.

(слайд № 7)

Но мы с вами живём не просто в России, мы живём в городе Биробиджан, столице еврейской автономной области. Евреи сохранили свои буквы, они пронесли сквозь века и страны свой язык, а значит, самобытность, и свою культуру. Еврейский алфавит насчитывает 22 буквы.

(слайд № 8)

АЛЕФ – первая буква еврейского алфавита не только по порядку, но и по значимости. В еврейской традиции цифры принято обозначать буквами, поэтому числовое выражение АЛЕФ – 1.

По виду эта буква напоминает лестницу, ведущую снизу вверх и сверху вниз, соединяя небо и землю.

С буквы АЛЕФ начинаются самые первые слова в жизни каждого человека: АДАМ-ЧЕЛОВЕК, ЭМ-МАТЬ, АВ-ОТЕЦ.

(слайд № 9)

Но интересен тот факт, что славянская буква А и еврейская буква АЛЕФ произошли от одной и той же финикийской пиктограммы, изображающей голову быка или вола.

(слайд № 10)

Сегодня мы говорим о буквах русских, еврейских. Посмотрите внимательно на экран и сформулируйте тему нашего занятия. «Еврейская буква в моих руках»


(слайд № 11)

Но давайте вернёмся к истории.

Древние книги возникли задолго до изобретения печатного станка. Они писались от руки и создавались как произведения искусства. Как правило, их писали монахи-переписчики. Эти люди обладали не только знаниями, но и огромным терпением, ведь на создание книги могло уйти несколько лет. Именно там, в этих старинных, дошедших до нас книгах можно увидеть красочные рисунки, поясняющие текст, и нарядные буквицы, неизменно служащие украшением страницы.

(слайд № 12)

Буквица – это древнейший элемент оформления текста. Буквица являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Как правило буквица раскрашивалась красной краской, иногда с использованием позолоты. Отсюда произошло выражение «красная строка». Буквица была гораздо больше остальных букв текста, она как бы «открывала» собой страницу. Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Буквица относится к книжной графике.

(слайд № 13)

Существуют разные стили оформления буквиц: переплётный стиль;

(слайд № 14)

Как можно назвать этот стиль в буквице? (растительный)

(слайд № 15)

Часто буквицы выполнялись в виде птиц или мифических животных. (зооморфный стиль)

(слайд № 16)

Геометрический стиль в буквице.

(слайд № 17)

Нередко, перечисленные основные стили орнаментов, составляют смешанный орнамент, сочетающий мотивы двух или нескольких типов.

(слайд № 18)

Контур – типичный приём декоративного украшения буквиц.

(слайд № 19)

Замечательные художники занимались оформлением книг, создавали художественный образ буквы. Среди них Иван Яковлевич Билибин, художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.

(слайд № 20)

Татьяна Алексеевна Маврина, художник-живописец, график, иллюстратор. В 1975 получила Государственную премию СССР за цикл иллюстраций к книгам «Русские сказки», «Сказочная азбука».

(слайд № 21)

У меня в руках эксклюзивная книга. Она называется «От Алеф до Тав. Тайна еврейской буквы. Эта книга о еврейском алфавите. Эта книга не только оригинальная, но и единственная в своём роде. В книге органично сочетаются графические рисунки Розы Строковой, Биробиджанской художницы, которая несколько лет назад сменила место жительства, и текст, созданный Еленой Беляевой на основе источников еврейских комментаторов и исследователей.

(слайд № 22-24)

Всего по одной странице уделили каждой букве авторы книги. Но каждая буква сопровождается удивительным художественным образом и увлекательным рассказом о библейской или еврейской истории.


3. Практическая работа.

- Тема нашего занятия называется «Еврейская буква в моих руках» Как вы думаете, почему такое название? Что значит «в моих руках?» Сегодня вы постараетесь придумать художественный образ еврейской буквы АЛЕФ.

- На данный момент буквы одинаковые. Ваша задача превратить букву в интересный образ, вдохнуть в неё жизнь. Сегодня буква АЛЕФ – это пространство для вашего индивидуального творчества.

Последовательность выполнения буквы:

  • Линейный рисунок,

  • Проработка графическими материалами (чёрный и белый маркеры, фломастеры).

  • Обращаем внимание на аккуратность, читаемость буквы.


4. Выставка, обсуждение работ.


5. Итог занятия.

- Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Проверь себя» и закрепить полученные сегодня знания.

(слайд № 25)

  1. К какому виду изобразительного искусства относится буквица?

А) Живопись В) Архитектура

Б) Графика Г) ДПИ

(слайд № 26)

2. Назовите основные стили оформления буквицы

А) Растительный В) Зооморфный

Б) Переплётный Г) Геометрический

(слайд № 27)

3. Назовите имя признанного мастера оформления книги

А) Виктор Васнецов Б) Иван Билибин В) Иван Шишкин

(слайд № 28)

4. Как называется первая буква еврейского алфавита?

А) Альфа Б) Алеф В) Аз

(слайд № 29)

5. Назовите имя Биробиджанской художницы, создавшей иллюстрации к книге «ОТ Алеф до Тав»

Роза Строкова

- Ребята, поделитесь впечатлениями о нашем занятии, понравилось ли вам занятие, что особенно понравилось, что не понравилось.

(слайд № 30)

-Ребята, я благодарю вас за активность, за творческую работу, а гостей за внимание

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект занятия "Еврейская буква в моих руках"

Автор: Пархун Елена Петровна

Дата: 03.07.2020

Номер свидетельства: 554452

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства