Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Еврейская буква в моих руках"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Биробиджан
Открытое занятие
В группе 3-го года обучения «Еврейская буква в моих руках»
Педагог
Пархун Елена Петровна
г. Биробиджан
2019 г.
Конспект открытого занятия
в группе 3-го года обучения
«Еврейская буква в моих руках»
Цель занятия: Обучение детей созданию художественного образа буквы.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей книгопечатания, понятием: художественный образ.
Развивать творческое воображение, умение импровизировать, превращая простое изображение в сложное, способствовать формированию навыков работы графическими материалами.
Воспитывать уважительное отношение к книге, прививать любовь и уважение к традициям своего народа, воспитывать интерес детей к народному и художественному творчеству,
Задание: Выполнение художественного образа еврейской буквы алеф графическими материалами.
Материалы к занятию:
Для учителя:
Мультимедийный проектор
Презентация «Еврейская буква в моих руках»;
Бумага;
Простой карандаш;
Ластик;
Маркер чёрный;
Маркер белый
Фломастеры;
Для детей:
Бумага;
Простой карандаш;
Ластик;
Маркер чёрный;
Маркер белый
Фломастеры;
Возраст детей: 11-13 лет (группа 3-го года обучения).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Орг. момент.(слайд № 1)
2. Вводная беседа. (слайд № 2)
Посмотрите внимательно на экран, расположите кружочки в порядке убывания и узнаете о чём на занятии пойдёт речь. (буквы)
(слайд № 3)
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
(слайд № 4)
Любая буква - это прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.
(слайд № 5)
Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.
Изобретение письменности – одно из величайших достижений человечества.
Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Написанное слово ценилось. Недаром на Руси говорили: “Что написано пером, не вырубишь и топором”. Появилась возможность передавать знания не только “из уст в уста”, в устном пересказе, но и в записях. Письменность является частью мировой художественной культуры.
(слайд № 6)
Мы с вами пользуемся русским алфавитом. Он состоит из 33 букв. Первая буква в русском алфавите буква А.
(слайд № 7)
Но мы с вами живём не просто в России, мы живём в городе Биробиджан, столице еврейской автономной области. Евреи сохранили свои буквы, они пронесли сквозь века и страны свой язык, а значит, самобытность, и свою культуру. Еврейский алфавит насчитывает 22 буквы.
(слайд № 8)
АЛЕФ – первая буква еврейского алфавита не только по порядку, но и по значимости. В еврейской традиции цифры принято обозначать буквами, поэтому числовое выражение АЛЕФ – 1.
По виду эта буква напоминает лестницу, ведущую снизу вверх и сверху вниз, соединяя небо и землю.
С буквы АЛЕФ начинаются самые первые слова в жизни каждого человека: АДАМ-ЧЕЛОВЕК, ЭМ-МАТЬ, АВ-ОТЕЦ.
(слайд № 9)
Но интересен тот факт, что славянская буква А и еврейская буква АЛЕФ произошли от одной и той же финикийской пиктограммы, изображающей голову быка или вола.
(слайд № 10)
Сегодня мы говорим о буквах русских, еврейских. Посмотрите внимательно на экран и сформулируйте тему нашего занятия. «Еврейская буква в моих руках»
(слайд № 11)
Но давайте вернёмся к истории.
Древние книги возникли задолго до изобретения печатного станка. Они писались от руки и создавались как произведения искусства. Как правило, их писали монахи-переписчики. Эти люди обладали не только знаниями, но и огромным терпением, ведь на создание книги могло уйти несколько лет. Именно там, в этих старинных, дошедших до нас книгах можно увидеть красочные рисунки, поясняющие текст, и нарядные буквицы, неизменно служащие украшением страницы.
(слайд № 12)
Буквица – это древнейший элемент оформления текста. Буквица являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Как правило буквица раскрашивалась красной краской, иногда с использованием позолоты. Отсюда произошло выражение «красная строка». Буквица была гораздо больше остальных букв текста, она как бы «открывала» собой страницу. Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Буквица относится к книжной графике.
(слайд № 13)
Существуют разные стили оформления буквиц: переплётный стиль;
(слайд № 14)
Как можно назвать этот стиль в буквице? (растительный)
(слайд № 15)
Часто буквицы выполнялись в виде птиц или мифических животных. (зооморфный стиль)
(слайд № 16)
Геометрический стиль в буквице.
(слайд № 17)
Нередко, перечисленные основные стили орнаментов, составляют смешанный орнамент, сочетающий мотивы двух или нескольких типов.
Замечательные художники занимались оформлением книг, создавали художественный образ буквы. Среди них Иван Яковлевич Билибин, художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.
(слайд № 20)
Татьяна Алексеевна Маврина, художник-живописец, график, иллюстратор. В 1975 получила Государственную премию СССР за цикл иллюстраций к книгам «Русские сказки», «Сказочная азбука».
(слайд № 21)
У меня в руках эксклюзивная книга. Она называется «От Алеф до Тав. Тайна еврейской буквы. Эта книга о еврейском алфавите. Эта книга не только оригинальная, но и единственная в своём роде. В книге органично сочетаются графические рисунки Розы Строковой, Биробиджанской художницы, которая несколько лет назад сменила место жительства, и текст, созданный Еленой Беляевой на основе источников еврейских комментаторов и исследователей.
(слайд № 22-24)
Всего по одной странице уделили каждой букве авторы книги. Но каждая буква сопровождается удивительным художественным образом и увлекательным рассказом о библейской или еврейской истории.
3.Практическая работа.
- Тема нашего занятия называется «Еврейская буква в моих руках» Как вы думаете, почему такое название? Что значит «в моих руках?» Сегодня вы постараетесь придумать художественный образ еврейской буквы АЛЕФ.
- На данный момент буквы одинаковые. Ваша задача превратить букву в интересный образ, вдохнуть в неё жизнь. Сегодня буква АЛЕФ – это пространство для вашего индивидуального творчества.
Последовательность выполнения буквы:
Линейный рисунок,
Проработка графическими материалами (чёрный и белый маркеры, фломастеры).
Обращаем внимание на аккуратность, читаемость буквы.
4. Выставка, обсуждение работ.
5. Итог занятия.
- Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Проверь себя» и закрепить полученные сегодня знания.
(слайд № 25)
К какому виду изобразительного искусства относится буквица?
А) Живопись В) Архитектура
Б) Графика Г) ДПИ
(слайд № 26)
2. Назовите основные стили оформления буквицы
А) Растительный В) Зооморфный
Б) Переплётный Г) Геометрический
(слайд № 27)
3. Назовите имя признанного мастера оформления книги
А) Виктор Васнецов Б) Иван Билибин В) Иван Шишкин
(слайд № 28)
4. Как называется первая буква еврейского алфавита?
А) Альфа Б) Алеф В) Аз
(слайд № 29)
5. Назовите имя Биробиджанской художницы, создавшей иллюстрации к книге «ОТ Алеф до Тав»
Роза Строкова
- Ребята, поделитесь впечатлениями о нашем занятии, понравилось ли вам занятие, что особенно понравилось, что не понравилось.
(слайд № 30)
-Ребята, я благодарю вас за активность, за творческую работу, а гостей за внимание